Когда мне было… А вот уже и не помню, наверное, еще до меня, у нас уже появились в доме диафильмы – их покупали моему старшему брату и он, будучи старше меня на девять лет, стал моим личным диафильмооператором, впрочем, диафильмы мне и мама частенько крутила, пока, наконец, я сам не научился их правильным образом заправлять в кондуктор проектора, и тогда началась моя настоящая любовь к этим немым и статичным, но таким завораживающим картинкам, которые оживляли для меня в любой момент моих любимых героев.
Диафильмы можно было показывать в любое время, достаточно было закрепить на окне одеяло деревянными прищепками, ну а уж вечером – совсем все было просто. Проектор водружался на табуретку, и сам я сидел на второй табуретке, только ее клал на бок. Часто у меня собирались соседские дети и их родители, и все вместе мы смотрели диафильмы, иногда по целому часу. Игра часто переходила и в некую расширенную фазу, когда на сеанс «продавались» билеты, которые мы также изготавливали из нарезанных тетрадных листов, устраивали перерыв с буфетом, приволакивая в комнату все сладости, что имелись на тот момент в доме, одним словом, эти было целое событие и действо, ведь если вспомнить те годы, то по телевизору с его четырьмя государственными каналами и смотреть то было абсолютно нечего. Днем шли нудные «Шахматная школа», «Английский язык», был еще перерыв в вещании, так что скоротать время дошкольнику, ждущему прихода родителей с работы было мало, чем.
Мой старший брат не оставлял вниманием семейную диафильмотеку и частенько приносил что-то интересное и конечно, не детское. Так появились у нас диафильмы про Союз рыжих и увлекательнейшая из лент, которую мы засматривали до дыр, под названием «Затерянный мир», где разворачивалась драма выживания людей в архаичном мире динозавров.
Чтобы я не застаивался в своем развитии, брат приобрел еще и обучающий диафильм «Класс насекомых», в котором подробно рассказывалось о разнообразных представителях этого сектора животного мира – о бабочках, муравьях, жуках и пчелах.
Особенно же любимым был диафильм про то, как делают хлеб. Это был очень красочный и подробный диафильм, который доходчиво объяснял ребенку (то бишь мне), что буханка хлеба, привычно хранящаяся в хлебнице, не выросла на дереве и что те 16 копеек, которые она стоила, были просто дармовой платой за гигантскую работу, проделанную теми, кто пшеничное зерно посадил, кто его вырастил, убрал, просушил и складировал, кто привез на завод, кто смолол и кто его выпек!
Диафильм этот несколько раз рвался и бережно склеивался, у него разлохматилось, оторвалось и потерялось самое начало, и в конце концов он пропал, и жаль, что даже занимаясь поисками следов этой ленты во всемирной паутине и в каталогах коллекционеров диафильмов, я так и не нашел их нигде…
Диафильмы, по мере моего взросления, конечно были вытеснены другими, более взрослыми интересами, хотя к тому времени старший брат приобрел и удобный разворачивающийся экран, который вешался на стену, и хороший проектор, в котором было даже полуавтоматическое устройство для просмотра диапозитивов, все это хозяйство вместе с лентами хранилось на полке, в темной комнате.
На десятилетия все мы забыли про детское увлечение, но вот родились у нас дети и вдруг я вспомнил про «домашний кинотеатр времен СССР», и в срочном порядке поехал к маме, где это богатство и покрывалось вековой пылью. Оказалось, что уцелело не многое… Экран пришел в негодность, проектор, как оказалось, тоже загнулся по причине того, что в нем изначально применялась какая-то особая лампа, которая еще тогда перегорела и отец кустарным образом его отремонтировал, переделав на лампу попроще, но в результате этой переделки и эта конструкция оказалась неработоспособной, а потому пользоваться проектором не представлялось возможным. С лентами было все совсем трагично: осталось лишь несколько штук, остальные, как выяснилось, мы частично раздали разным родственникам, друзьям и знакомым, так что стало ясно, что надо начинать все с нуля.
Кинули мы клич по родственникам и сразу стали обладателями около двух десятков диафильмов и целого «стада» диапроекторов!
Можно было стартовать и первые сеансы, проведенные для детей показали, что даже современные малыши, зараженные вирусом телевизоров и компьютеров, буквально не шелохнувшись сидели перед импровизированным экраном, роль которого выполняла обыкновенная картонка, обтянутая белой бумагой. Каждый вечер они требовали показа лент, и я с охотой выполнял роль киномеханика и чтеца, озвучивая героев разными голосами.
С переездом на дачу, все хозяйство переместилось сюда, да тут и осталось и каждый летний вечер мы посвящали просмотру диафильмов, по три штуки за один раз.
Имеющееся количество лент довольно быстро исчерпало себя, мы смотрели их по кругу и это не надоедало, но хотелось большего. Оказалось, что пополнить имеющуюся коллекцию можно, прикупив диафильмов в мелких лавочках, которые до сих пор ими торговали.
Я искренне удивился, что и в центральном «Детском мире» сохранилась до сих пор секция с диафильмами, побывал я и там, правда, многих диафильмов из предлагаемого покупателям, списка, там не оказалось, значит, и сегодня многие родители показывают своим детям эти «допотопные» ленты!
Огромное пополнение домашнего собрания диафильмов я получил от знакомой по работе, которая отдала мне штук тридцать лент в коробке, среди которых попалось несколько раритетных и очень старых диафильмов, одним словом, теперь мы обладали потенциалом в сто с лишним лент, на этом количестве пока и остановились, так как наступает период взросления наших детей, когда диафильмы вновь стали невостребованными. Теперь мы будем ждать следующей волны, когда уже детям наших детей они понадобятся, и вновь затеплится волшебный свет лампы в диапроекторе и луч, с летающими в нем пылинками, высветит на белом бумажном экране такие завораживающие буквы, предшествующие каждому фильму: «Студия Диафильм»!
Продолжение следует!..