+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.

Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.
  • 85800 Р

  • Купить
  • Статус: Есть в наличии
Артикул: IG0002
Размер: Высота 25 см.
Датировка: середина XIX века.
Регион: Богоролдское - Сергиев посад.

Богородская резьба 19 века музейного уровня, старинная деревянная игрушка!

Оригинальное видео

Поделиться с друзьями:
  • Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.
  • Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.
  • Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.
  • Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.
  • Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.
  • Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.
  • Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.
  • Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.
  • Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.
  • Старинная русская игрушка орехокол Щелкунчик, Богородская резьба по дереву. Россия, Сергиев Посад - село Богородское, середина XIX века.

Дерево (липа), металл (шарнир), вырезание, резьба, окраска, монтировка.

Фигурка из дерева сохранила остатки первоначальной раскраски. Утрачена часть рычага механизма колки орехов, курительная трубка и перо на шляпе Щелкуна. Фигурка имеет много старых отверстий от жучка, но сегодня жучок предмету не угрожает.

Сохранность раритета можно назвать хорошей, особенно учитывая возраст предмета и исключительную редкость резьбы, которая практически не встречается на отечественном антикварном рынке.

Очень редкая деревянная резная игрушка-орехокол Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», созданная резчиками села Богородского или Сергиева Посада в позапрошлом девятнадцатом столетии.

Размер фигурки (высота): 25 см.

Рассмотрите резную скульптуру на видео:

Игрушки в России стали делать, безусловно, очень давно, однако крупные производственные центры сформировались относительно недавно – в XVIII-XIX веках.

Изначально крестьяне занимались изготовлением «забавы» исключительно для удовлетворения потребности своей семьи. Детей в семьях в те стародавние времена было много, а потому умелый хозяин в свободное от полевых работ время (как правило, зимой или по вечерам) мастерил детворе нехитрые игрушки.

Основным материалом служило дерево, которое использовалось тогда буквально для всего. Из вековых стволов рубили добротные избы, изготавливали крепкую крестьянскую мебель, утварь и посуду. Дерево всегда было для русского человека нечто большим, чем просто строительный материал, оно обладало для человека сакральными свойствами, ведь в основе языческих идолов и старинных икон также всегда лежит деревянная доска...

Создавая любые предметы, человек в своем творчестве буквально одушевлял их, разговаривал с ними, наделял их посредством орнаментов и рисунков защитными, оградительными функциями и потому стремился не просто делать очередной стол или шкаф, а создавал настоящие произведения искусства, сохранившимися образцами которого мы сегодня так восхищаемся, посещая музеи народного быта и творчества.

Конечно, игрушка в том же 17-м столетии занимала небольшое место в жизни крестьянина. Слишком сложна была она, слишком обременена повседневными трудами и заботами, связанными с обеспечением жизнедеятельности семьи, но все же и сегодня в музейных экспозициях нет-нет, а промелькнет яркой звездочкой грубоватая самобытная старинная игрушка, чудом уцелевшая три столетия и бережно сохраняемая теперь для будущих поколений.

Одним из самых частых объектов для копирования в народных игрушках был конь, и это понятно. Благородное животное, от которого зависела жизнь и благосостояние семьи, кормилец, да к тому же красавец, не мог оставить равнодушным крестьянина-творца, создававшего игрушку для своего сына или дочери!

Как сегодня игрушечные машинки, так и встарь конь был самым желанным игрушечным воплощением для ребенка, с детства в игре осваивавшего приемы своего будущего бытия.

Сохранившиеся игрушки являют собой отдельные памятники, изготовленные в единичном экземпляре. Просто конь, статично стоящий на растопыренных ногах, конь на колесиках, скачущий во весь опор с всадником или даже запряженный в русскую тройку с санями – все это разновидности старинной деревянной игрушки, столь ценимой сегодня истинными собирателями.

Конечно, в крестьянских домах делали не только игрушечных коней. Фигурки людей, куклы «панки», куклы «горбушки», домики, резные изображения животных (петушки, кошки, медведи), сказочных персонажей – все находило отражение в наивном и добром творчестве скульптора «от сохи», народного мастера на все руки.

Лишь значительно позже, когда усиливается рост городов и растет покупательная способность народа, когда возникают и ширятся ярмарки, возникает и устойчивый спрос на детскую продукцию и те, кто еще вчера был занят выделыванием деревянной игрушки лишь на потребу своей семьи, занимаясь этим отрывочно, сезонно, теперь становятся профессиональными игрушечниками, полностью посвящая себя и свое время востребованному кустарному промыслу.

Исторически основным местом по изготовлению резной деревянной игрушки становится Сергиев Посад. Все дело в том, что именно тут, при знаменитом Троице-Сергиевом монастыре существуют мастерские, где умелые резчики изготавливают уникальную продукцию – резные паломнические иконы и складни для пребывающих в Лавру богомольцев. По известной церковной легенде, сам преподобный Сергий Радонежский, основатель монастыря, был при жизни искусным резчиком, он тоже делал деревянные игрушки для местной детворы.

Но паломники охотно покупают не только резные церковные образки, но и игрушки, а потому количество резчиков в Сергиевом Посаде растет, целые семьи переходят на кустарный промысел, оставляя земледелие другим.

На Владимирщине резьбой и росписью по дереву славится и соседнее с Сергиевым Посадом село Богородское, где делали исключительно неокрашенные игрушки, которые часто отправлялись в Сергиев Посад для росписи и последующей реализации на торгу при Лавре или на ярмарках по всей России.

Представленный на этой странице редчайший экземпляр Сергиево-Посадской или Богородской резьбы, был выполнен в середине-второй половине девятнадцатого века, о чем говорит его нынешнее состояние, темная и тронутая жучком, древесина, небольшие утраты, а также технология, при которой игрушка была изначально расписана красками, что характерно для ранних произведений.

Тема сказки Гофмана про Щелкунчика была очень популярна в России, и потому резчики Сергиева Посада остроумно трансформировали образ в яркий по своему виду, но все же утилитарный предмет домашнего обихода. Резная фигурка грубовата, но очень динамична и заметна среди прочих благодаря своей необычной пластике.

И если говорить сегодняшним языком, то мастер, изготовивший ее, был отличным знатоком маркетинга, соединив в предмете и удивительную эстетическую привлекательность, как скульптуры, так и игрушки, но главное – он привлек к покупке своего товара тем фактом, что фигурка могла применяться в домашнем хозяйстве как орехокол, а значит, она не была в доме лишней, деньги на ее покупку были потрачены совсем не зря!

Старинная деревянная игрушка, таким образом, по-хозяйски входит в дом, занимая в нем важное положение: она украшение крестьянского интерьера, она забава для подрастающего поколения (дети с радостью будут в нее играть и конечно, помогут маме наколоть орехов!) и она же применяется для хозяйственных нужд!

Щелкунчик – создание, априори, страшноватое на вид, угловатое и несуразное, но резчик подошел к воплощению образа творчески, переработав его на свой лад. Правда же, у нас с Вами иное представление о внешнем облике главного героя сказки, сложившееся на основе мультфильма и тех образов, что культивировались в Европейской традиции еще в 19-м веке?!

Но «наш», «русский» Щелкунчик все же отождествляется с Западом хотя бы в манере одеваться: и шляпа-треуголка и фрак и сапожки на высоком каблучке и «французские порты» тут совсем не случайны, мастер создает гротескный образ «заморского» обитателя из Старой Европы – так он понимает его, так чувствует.

Фигурка изначально была расписана, однако за более чем вековой период бытования краска с Щелкунчика стерлась, оставшись лишь фрагментарно. «Побил» фигурку и жучок, но сегодня опасений о его пребывании в толще древесины нет. В ходе прямого использования предмета по назначению утратился частично и рычаг, который служил для раскалывания орехов (хотя, даже если бы он уцелел, вряд ли бы кто-то из будущих Владельцев этого ценного предмета хоть раз отважился бы использовать его по прямому назначению, то есть для колки орехов), в остальном фигурка сохранилась отлично и следы бытования придают ей тот неповторимый шарм и обаяние, которые являются неотъемлемой частью любой ценной антикварной вещи, ощутившей на себе дыхание времени.

Сегодня купить Богородскую резьбу или приобрести старинные резные предметы из Сергиева Посада становится все труднее, скажем даже больше: этих прекрасных произведений на современном антикварном рынке просто нет, а каждый чудом «всплывающий» раритет становится объектом для покупки увлеченными собирателями старины, а также музейными организациями.

Старинная резная скульптура имеет и аналоги, уже хранящиеся в музейных экспозициях. Так, в ГИМе (в Государственном Историческом музее Москвы) есть аналогичная фигурка Щелкунчика, правда, выполнена она уже в начале следующего, XX века и не имеет окраски, есть нераскрашенный экземпляр и в музее игрушек Сергиева Посада.

Мы не стали «жестко» атрибутировать произведение каким-либо центром по изготовлению резных фигурок, ведь в различных авторитетных источниках авторами Щелкуна называются попеременно то Сергиев Посад, то село Богородское. На высокую коллекционную ценность изделия это не влияет: перед Вами по-настоящему редкий и востребованный пласт русского искусства XIX века!

Если и Вас интересует Богородская деревянная игрушка, старинная резьба Сергиева Посада, Вы можете успеть купить этот уникальный предмет для своего собрания, ведь второго шанса пополнить коллекцию раритетным приобретением, как говорится, может уже и не быть!

Мы рады будем доставить Вам старинную резьбу курьером по Москве и почтой по всей территории России!

Калейдоскоп

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика