+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.

Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.
Артикул: DR0025
Размер: 35.0 х 24.0 х 0.6 см.
Датировка: XIX век.
Регион: Центр империи.

Купить старинные щепные иконы можно у нас на сайте!

Поделиться с друзьями:
  • Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.
  • Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.
  • Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.
  • Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.
  • Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.
  • Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.
  • Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.
  • Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.
  • Старинная деревянная икона, щепная икона Смоленская Божия Матерь. Россия, XIX век.
Деревянная доска (деревянная щепа), левкас, темпера.

Размер: 35.0 х 24.0 х 0.6 см.

Уникальная старинная щепная икона Смоленской Божией Матери – отголосок далекого 19-го столетия, когда мастера иконописцы решили вопрос об изготовлении недорогих нарядных икон очень простым способом: они стали писать изображения Святых не на досках, изготовление которых требовало большого количества времени и стоили они, соответственно, дорого, а на тонкой щепе, толщина которой была от силы 7 миллиметров!
Написанную икону обрамляли окладом из тонкой жестяной фольги, ажурные орнаменты которого светились и отражали блики свечей и лампады ночью, создавая ореол доброй Божественной таинственности и удивительного спокойствия, распространявшихся на всех жителей дома. Оклад связывал икону и деревянный застекленный ящик, киот, в котором икона и существовала. Киот необходим был по двум причинам – он предохранял щепную икону от коробления, а также защищал тонкие листы оклада и нимбов от повреждения. Именно благодаря тому, что у этой иконы был киот, она и сохранилась в своем живописном облике столь хорошо. По счастью, сохранились оригинальные нимбы Богородицы и Младенца Христа, и мы можем судить, каков был оклад иконы. Киот был утрачен и хозяева, очевидно, пытались закрепить икону при помощи двух гвоздей, вбитых на нижних полях. От этих гвоздей икона треснула, слева насквозь, а справа не до конца, поэтому сейчас икона надежно склеена и ее сохранности ничего не угрожает. Это единственное и необходимое вмешательство в эту щепную икону, живопись в первозданном состоянии.

Смоленская икона Божией Матери на щепе – настоящая коллекционная икона! Недорогая, но очень выразительная, живопись без малейших вмешательств. Икона склеена, может храниться многие десятилетия. Простое и понятное письмо, яркие краски, очень красивая и добрая. Сохранились аутентичные нимбы Пресвятой Богородицы и Младенца Христа. Редкий вариант щепковой иконы с полной прорисовкой всех деталей одежды и фона!

По преданию, Смоленская икона Божией Матери была написана самим евангелистом Лукой, а в Россию привезена была дочерью Константина Мономаха, царевной Анной, являющуюся на тот момент невестой князя Всеволода Ярославича.
Икона Смоленской Богородицы стала символом близости династий Руси и Константинополя, святыней князей русских.
По разным данным, Владимир Мономах заложил и начал строительство храма Успения Богоматери в Смоленске, куда и была впоследствии помещена эта очень почитаемая икона. И именно тогда икону стали называть Смоленской, сам город – градом Пресвятой Богородицы.
Из церковных преданий можно узнать и у чудесах, совершенных чудотворной иконой Смоленской Божией Матери: например, в 1239 году она оказала помощь в защите города от нападения грозного войска хана Батыя.
Князь Юрий Святославич, последний Смоленский князь, в качестве вассальского дара преподнес чудотворную икону в дар Василию Дмитриевичу, великому князю Московскому и икона была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. А вот Смоленск именно в этот момент оказался на целых 110 лет во власти литовских князей – как тут не подумать о том, что потерял он заступничество Богородицы, лишившись чудесного ее Образа!
Но икона вернулась в Смоленск благодаря большому ходатайству со стороны епископа Смоленского Мисаила. Князь Василий Темный повелел отпустить икону Смоленской Божией Матери обратно, и после прощального молебна, с крестным ходом, икона вернулась в град ея.
К величайшему сожалению, икона была утрачена и произошло это в 1941 году, когда городом овладели немцы. Ко времени освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, иконы среди святынь Успенского собора не оказалось…
Интересные сведения можно почерпнуть у исследователя русской северной школы иконописи, М.В. Сурова, который посвятил несколько страниц описанию технологии изготовления таких икон, так как само явление щепной иконы еще только ждет своих исследователей, первооткрывателей, желающих раскрыть тайны этого непродолжительного периода в жизни русской православной иконописи.
Михаил Васильевич Суров указывает, что иконы, написанные на куске щепы, назывались «щепными» или «щепковыми», но часто для этой цели брали и кусок луба, откуда пошло и другое их название – лубочные иконы.
Для быстроты изготовления иконы, лубок, или щепу, обрабатывали только с лицевой стороны, поэтому обратная полностью сохраняла фактуру дерева и сейчас, беря такую икону в руки, можно посадить пару заноз.
Изображение писалось на легком меловом грунте, который, по мнению Сурова, невозможно назвать полноценным левкасом. Никакой паволоки не применялось (это бы не только усложнило процесс изготовления, но и удорожало бы конечный продукт). Образ писался без прорисовок темперными красками, причем количество цветов редко превышало три.
Как правило, прописывались только лики, все остальное скрывал оклад и утрачивая его, на иконах могло обнаружиться полное отсутствие прорисовки деталей одежды, либо могли быть черновые контуры таковых, ведь все остальное скрывалось под окладом из тонкой фольги!
Интересно, что существовали и пренебрежительные названия таких икон, которые также приводит в своей книге автор. Такие дешевые щепные иконы называли «жестянка», «фольгушка», «крашенка», «бишечная», «подфолежная».
В нашем случае мы наблюдаем редкий вариант щепковой иконы, с полным исполнением живописи.

Старинная щепная икона Смоленской Божией Матери – прекрасное приобретение для понимающего коллекционера и новичка, стремящегося найти оригинальные и недорогие иконы. Порадует икона и исследователя, она станет для него бесценным источником новых знаний о коротком периоде уникального явления под названием «щепковая икона». Икону можно приобрести и верующим людям, для которых старинный образ Богородицы Смоленской станет почитаемой домашней Святыней.

Калейдоскоп

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика