+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Старинные бронзовые иконы - Очарование медной иконы.

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта "Купи Старину!"!

Любое копирование материалов запрещено!

Старинная бронзовая икона. Очарование старины!

Бронзовая икона, а если выражаться правильно, медная икона, или меднолитая икона, пришла к нам из глубокой древности, из времен Крещения Руси, но настоящего расцвета она достигла много позже, к веку XVIII-му, XIX-му, и в этой статье мы хотим проследить путь развития медного религиозного литья от самых истоков и до наших дней…

Давно это было…
Само изображение Креста пришло на русские земли из Византии, более тысячи лет назад. С принятием христианства он стал непременным спутником любого верующего человека и возникла необходимость в обеспечении верующих этим символом.
Безусловный факт, что именно литой нательный крест, или, как его еще называют, тельник, стал отправной точкой в дальнейшем развитии этого уникального производства, которое постоянно совершенствовалось и накапливало знания и умения предыдущих поколений, которое претерпевало взлеты и падения, но выпестовывалось и обеспечило многочисленных приверженцев великолепными образцами религиозного искусства!
Главным материалом для изготовления крестиков, а позже и иконок стала медь, а точнее, ее сплавы. Мастерски используя свойства металла, мастера выполняли сложнейшие композиции, но начиналось все с упрощенных форм, мелких размеров, чрезвычайно аскетичных художественных решений, минимального применения дополнительной отделки в виде эмалевых вставок, черни, украшения драгоценными камнями.
Сначала это был медный (реже серебряный, а еще реже – золотой) нательный крест, но потребности росли и скоро появились небольшие нательные иконки, складни, которые носили вместе с крестом, или вместо такового. Языческие корни давали о себе знать, поэтому такие миниатюрные старинные медные иконы использовали как обереги. Впрочем, такая практика сохраняется и сегодня и многие верующие носят вместе с крестильным крестиком маленькие иконки с изображением своего Святого.

Старообрядчество как расцвет медного религиозного литья.
Бронзовая икона получила наибольший расцвет именно в период, следующий за расколом Церкви. Старообрядцы не желали молиться на чужие (новые) иконы и потому открывали в своих уединенных поселениях не только иконописные мастерские, для чего они скупали старые иконы и тщательным образом их копировали, но и занимались переписыванием книг, но именно меднолитые иконы, складни, кресты сделали их продукцию по-настоящему известной, охватывающей все слои общества тогдашей России.
У меднолитой иконы есть множество достоинств по сравнению с деревянной: она более компактна, терпит любые невзгоды, она практически вечна и не требует дополнительной защиты, ухода. Эта непревзойденная мобильность обеспечила бронзовой иконе успех как в старообрядческой среде, так и среди тех, кто принял Реформы патриарха Никона. Удивительные факты, которые сегодня раскрываются сегодня благодаря историческим исследованиям, свидетельствуют, что в каждом христианском доме были бронзовые иконы, бронзовые складни и бронзовые киотные кресты!
Даже Петр I, боровшийся со старообрядцами и издавший особый указ, повелевающий запретить производство меднолитой иконы, не помог прекратить потока продукции, поступающей на внутренний рынок. Меднолитые иконы и складни не только не пропали из домов христиан, но продолжили свое победоносное шествие по всей стране!

Что поражает в бронзовой иконе?
Бронзовые иконы (или меднолитые иконы) великолепно выглядят даже через сто лет, если старинная икона сохранила рельеф и эмаль, то можно долго любоваться на такое произведение христианского искусства. Цветов эмали могло быть много, до пяти, и даже до семи, отчего знакомые сюжеты получали новое красочное оформление.
Меднолитые иконы и меднолитые складни выглядели нарядно, празднично и если представить себе убогость крестьянского быта, можно сразу понять, какое разнообразие они вносили одним только своим видом в повседневную жизнь, как ценили, берегли их и конечно, ухаживали за ними, что к сожалению, в большинстве случаев приводило к тому, что части тонко очерченного литьевого рисунка срабатывались, стирались, икона теряла те мельчайшие подробности Образа, которые так ценятся ныне собирателями старинных медных икон.
Мастера литейщики вырабатывали свои, собственные методы литья и учитывая, что в процессе изготовления иконы использовались очень простые материалы, такие, например, как песок и глина, смешанные в определенной пропорции, лишь усиливается восхищение тем, как удавалось им изготавливать сложные предметы, повторяя все нюансы образца!
Кстати, именно мастерам резчикам, которые занимались изготовлением матриц, нужно сейчас отдать должное. Их талант, самобытность, культура, опыт, желание совершенствоваться и стали залогом успеха всего процесса. Рассматривая одинаковые по сюжету и размеру, меднолитые иконы, мы можем увидеть сегодня небольшие различия, которые и объясняют то, что при видимой схожести эти образцы могли быть изготовлены совершенно в разных местах, разными мастерами и к тому же, в разное время!
Общая композиция, понятность, четкие мелкие детали рисунка, идеально проработанные лица Святых, фрагменты одежды, декор старинных бронзовых икон завораживают зрителя и естественно помогают творить молитву!

Невозможно повторить!
Удивительно, но факт: при нынешнем развитии технологий в области литья невозможно повторить в полной мере те великие образчики медных икон и медных складней, которые были созданы при минимуме технических средств сто и более лет назад!
Существующие ныне мастера пытаются восполнить те пробелы, которые возникли в свете полной утраты самих производств и секретов мастеров-литейщиков, резчиков, не передавших своих секретов для сохранения возможности возобновления медных мастерских в полной мере. Многие из старых мастеров были не грамотные, а потому не имели возможности описать сам процесс, кроме того, подобные секреты тщательно охранялись и передавались из уст в уста, от отца к сыну.
И это касается не только процессов изготовления образца-матрицы и формы под литье. Эмали, которыми украшены старинные бронзовые иконы, кресты и складни, так же уникальны. Нынешние эмали ярки и разнообразны, но той уникальной крупчатости, нежности и выразительности им достичь не удается.
Тем не менее, современные бронзовые иконы Вы также можете выбрать на нашем сайте. Их прелесть в том, что созданы они по старинным образцам, не имеют никаких изъянов, связанных с долголетним обращением, бытованием, а потому привлекающим взор своим свежим блеском, первозданностью. Старинные бронзовые иконы обладают особой аурой, накопленной за долгие годы и столетия. Пусть менее нарядные и яркие, они поражают своей самобытностью, умением мастера сосредоточиться на мельчайших подробностях, доставляя невыразимый восторг как молящемуся, так и созерцающему эти нетленные произведения древнерусского религиозного искусства!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика