+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Купить старинные иконы для личного собрания - сегодня лучшее время!

30 Ноября 2013

Мы побеседовали с одним из собирателей Южной живописи, предлагаем Вам ознакомиться с полной версией блиц-интервью, надеемся, что Вам будет очень интересно узнать больше об уникальном явлении в истории иконописи.

КС(Купи Старину):

- Михаил, скажите, пожалуйста, как Вы пришли к собирательству икон и в частности, к собирательству икон Южного письма?

Михаил:

- Иконы я собираю относительно недавно, как-то попала в руки очень красивая икона Южного края, из Курской области, Спас Вседержитель, про которую мог честно сказать, что если бы у меня спросили, как на самом деле выглядел Господь, я бы однозначно указал на этот образ, вот с этого момента и понял, что недорогие иконы из Борисовки заслуживают особого пристального внимания.

КС:

- Что для Вас южная икона, чем она привлекательна?

Михаил:

- Правильный вопрос! Южная икона – это особый колорит, это всегда почти - добрые, полуулыбающиеся лики святых, это яркий колорит, наглядность, контрастность. Иконы эти четко выделяются на фоне икон из Центра России, даже человек малосведущий в иконах может, если ему показать пару-тройку икон Южного письма, в дальнейшем их безошибочно атрибутировать, выделить в бесконечном «иконном конвейере».

А еще Южная икона – это как Гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», они какие-то сказочные, они очень живые, дышащие динамикой, все время кажется, что святые на этих иконах могут двигаться, что ветер колышит складки одежд, что они освещены теплым солнцем…

Я вас встречно хочу спросить – Вы бывали в Украине, в Краснодарском крае? Вы помните эту особую станичную, или хуторскую обстановку, эти пейзажи, эти ночи, когда звезды как будто висят в такой невероятной близи, что кажется, их можно взять в руку, которую в Центральной России никогда не встретишь.

Эта благодать кругом, просторы, сады, яркое солнце, доброта народа, его приветливость, отзывчивость и гостеприимство, любовь, если хотите!..

Вот эти все факторы они и есть в любой Южной иконе, они и притягивают коллекционеров и меня тоже. Хотя под Южной иконой все же я больше понимаю именно иконы Борисовских писем.

КС:

- Михаил, Вы так здорово сказали, что мы просто как будто наяву оказались там! Конечно, приходилось бывать в Южных Российских городах и в сельской местности, безусловно, это особые края и мы полностью согласны, что самобытность икон Южного письма проявляется очень ярко.

Михаил:

- Вот-вот, именно самобытность! Замечательное слово, которое тут чрезвычайно уместно! И заметьте, что самобытность нынче особенно в почете у всех, кто тянется к старине! Вы заметили, сколь сегодня высок интерес к иконе, лет тридцать назад абсолютно выпавшей из зоны интересов «закоренелых коллекционеров»?! Народная икона, щепная, «краснушки», подокладницы – сейчас буквально любые иконы из дореволюционной России находят не просто Покупателя, а систематического Покупателя – коллекционера!

КС:

- А почему, как Вы думаете?

Михаил:

- Да все очень просто: люди хотят самоидентифицироваться, найти свои корни! Заметьте, хотя бы, сколько в последние годы об этом сказано по телевидению, радио, в периодической и интернет-печати! Вспомните, сколько было показано программ, где люди пытаются узнать о своих предках, они едут туда, где родились их дедушки и бабушки, они по крупицам пытаются восстановить генеалогическое древо своей семьи, даже рисуют его на листе ватмана и вешают на стену, с вожделением добавляют туда свои маленькие семейные открытия!

А иконы – это один из важнейших пунктов самоидентификации, это принадлежность предков к вере, следование ей на протяжении столетий, на протяжении тысячи лет! Это уже, по скрытой сути своей, просто генетика, даже семьдесят лет советской власти не смогли стереть в нашей памяти веру и сегодня думающие люди, желающие не только себе, но и детям своим привить свои национальные черты, свои ценности, часто обращаются к старинной иконе.

Интерес же к различным направлениям в иконе – к тем же иконам народного письма, к Южным образам, к простым подокладницам также вполне объясним: каждая икона это уникальный памятник старины, но когда подобные памятники объединяются в солидную коллекцию по ярко выраженным признакам, они начинают звучать совершенно особенно, это уже не просто «краснушка» или «расхожая» икона, это уже явление, солидный исторический и художественный пласт!

Так что я с радостью наблюдаю за тем, что любая, абсолютно любая старинная икона сегодня востребована, нужна, что она нежно сохраняется и бережется, что у нее есть свое светлое будущее. Я лично в это свято верю!

КС:

- Но старинная икона это дорого, любой простой человек это «не потянет», наверное?

Михаил:

- Вопрос с подвохом? (смеется) Хотите, чтобы я похвалил Ваш сайт? Охотно! Я хочу сказать, что для работающего человека и даже для пенсионера вполне возможно купить старинные иконы и Ваш сайт «Купи Старину» - отличный пример того, что иконы могут быть доступными, иконы Южного письма – особенно! Для домашнего киота, для моления много икон не надо, не правда ли? Поэтому даже если выделять десять-пятнадцать тысяч рублей каждые два-три месяца, можно за год купить несколько очень хороших, пусть и простых, старинных икон!

А если заниматься целенаправленно собирательством, то вообще спешка ни к чему. Лучше в год покупать несколько икон, но безошибочно, четко ставя перед собой цель и ее достигая.

Собирательство спешки не терпит.

КС:

- Спасибо, Михаил, нам приятно, что Вы нас похвалили, мы, и правда стараемся придерживаться политики доступности старины, и в первую очередь, соблюдения доступности цен на старинные иконы.

Михаил:

- Так держать! (смеется). Кстати, иконы Южного письма сегодня по цене очень доступны и выбор у Вас хороший, можно небольшую и очень иллюстративную коллекцию быстро собрать!

КС:

- Михаил, хотели бы Вас попросить сказать несколько слов о конкретной иконе – Покрове Пресвятые Богородицы, которая сейчас находится в Ваших руках.

Михаил:

- С большой охотой! Это редкая икона, безусловно! Редкость ее в том, что она крупноформатная и в то же время, она первоначально была, как и практически все Южные иконы, помещена в киот, в глухой застекленный фанерный или деревянный ящик. Ну и была обложена фольговым окладом, это уж как водится – видите, сколько гвоздей по краям осталось? Они и крепили фольгу!

Но при таком размере… Да, эта икона могла устанавливаться в большом доме, или, скажем, торговом заведении… Покров Пресвятой Богородицы – это защита от врагов, но можно просто сказать: это защита. Ото всего плохого, по сути.

Хорошая икона, и заметьте, что она сохранилась великолепно, видимо, потеряла киот относительно недавно, лет может, тридцать назад. Обратите внимание, что при таком большом размере икона традиционно тонкая, но оборотная сторона и боковые торцы обработаны, выструганы.

Сам сюжет изложен удивительно и снова – «по южному»: Ведь событие само происходило в храме и на иконах их Центрального региона Вы обязательно увидите, пусть и весьма схематично, но стены храма, его купола, а тут – небо кругом, лишь только внизу мы видим церковное возвышение, на котором стоит преподобный Роман Сладкопевец. То есть в Южном письме почти всегда – своя трактовка, своя удивительная версия. Снова натыкаемся на слово «самобытность», но тут от него никуда не деться.

И опять же, посмотрите на ее особенную «сказочность»: на то, как выписаны одежды святых, сколь нежны лики… Тут есть все, о чем я уже сказал – и солнце и небо и благодать Южного края и романтика даже! Не перестаю восхищаться этой живописью!

КС:

- Михаил, вот хотелось бы все же, чтобы вы подробнее рассказали про Южную икону, а то это какое-то непонятное определение, Юг он ведь большой!

Михаил:

- Вы абсолютно правы, это уж так водится в среде собирателей называть икону Южной без конкретики, на самом деле существовали известные иконописные центры. Эта икона, например, совершенно точно была написана не в самой Малороссии, а на границе с ней, в Курской губернии, в слободе Борисовке, но люди, мастера, которые ее населяли, являлись выходцами из Малороссии, именно они и формировали некий художественный «тренд», простите меня за это современное словечко, но оно тут очень подходит, поскольку Борисовские иконы имеют свои четкие черты.

А были, например, чисто Украинские иконы, которые писались в Киеве, например, и продавались паломникам. Те иконы, в свою очередь, имеют свои собственные черты, также легко узнаваемые и транслируемые художниками из образа в образ. Вот писали иконы разные люди, но пользовались оговоренными приемами, например, опушь делали синего цвета, использовали одинаковые орнаменты, приемы изображения ликов…

Вы ведь знаете, что иконы практически никогда автор не подписывал, а такое постоянство в изображении святых во-первых позволяло и позволяет ныне выделить определенные иконы на фоне остальных, то есть возможно легко определить иконописный центр, а во-вторых уже определенные признаки могут из икон одного иконописного центра выделить отдельного мастера, что особенно важно для тех, кто пытается установить принадлежность той или иной иконы кисти конкретного изографа!

КС:

- Скажите, Михаил, а почему, как вам кажется, Южные иконы недороги, доступны сегодня?

Михаил:

- Тут несколько причин. Снова хочется сказать все тоже слово – «тренд», только теперь в отношении спроса. Дело в том, что «богатый» покупатель нынче избалован, часто покупает иконы из соответствующих соображений, хочет, чтобы было и дорого и богато, чтобы икона принадлежала известному иконописному центру. А что у такого человека на слуху? Правильно – Мстера, Палех, Урал. Такие иконы сегодня уже редкость, они и правда хороши и цена на них, наверное, вполне оправдана, но на мой взгляд, все же перегрета.

Так или иначе, все выдающиеся иконы уже находятся сегодня в солидных коллекциях, которые изредка «перетусовываются», но массового прихода на рынок таких икон уже не будет.

Нет на рынке и массового предложения просто по древним иконам, даже икону восемнадцатого века сегодня купить по доступной цене невозможно, если икона в хорошем состоянии, то ценник уже совсем немыслимый.

Но вот иконы XIX века, иконы народного письма, иконы Юга – есть еще и сейчас отличное время их купить, составить свой домашний иконостас или коллекцию – это уж кому что.

Но я хочу подчеркнуть тот факт, что и этих икон со временем не будет, все они, точно также как и Палех со Мстерой, осядут в частных коллекциях и у верующих людей, ведь икон осталось не так много.

КС:

- Михаил, вы все же не ответили на вопрос – почему  стоит сегодня покупать именно иконы Юга, Борисовки?

Михаил:

- Вы намекаете на тему «икона, как инвестиция»? (Смеется) Ну давайте так взглянем на этот вопрос, хотя я не сторонник восприятия иконы, как предмета стяжательства, никогда не покупаю икону с внутренней мыслью ее перепродать, когда она поднимется в цене, но с другой стороны – люди могут так думать и согласитесь, в жизни случаются разные обстоятельства, при которых может понадобиться продать ту, или иную икону.

Дело в том, что на сегодняшний момент все иконы из известных центров, то есть дорогие и особо ценные иконы уже находятся в коллекциях и лишь изредка они «тусуются» между такими же коллекциями, массового поступления таких икон на рынок уже не предвидится, ведь верно?

Нет на рынке доступных и находящихся в хорошем состоянии икон пусть и не именитых школ, но икон боле старых, скажем. Того же XVIII века, я уже не говорю о более ранних. Такие иконы будут стоить больших денег и массовому покупателю они недоступны.

Но что произошло? Допустим, икона Мстеры, купленная в 1980 году за 100 рублей, то есть за большие, по тем временам, деньги (пусть им будет эквивалент на тот момент 100 долларов), сегодня стоит уже не 100 рублей и даже не 100 000! Она стоит… ну например 350 000, или 10 000 долларов, то есть за 35 лет ее стоимость выросла в 3500 раз в рублевом эквиваленте и в сто раз – в долларовом!

Тоже самое, на мой взгляд, произойдет и с иконой простой. В том числе и с народной и с Южной и с расхожей иконой. Назвать точную дату не берусь, но иконы дорожают, это факт.

В данный момент есть отличная возможность составить свой Красный угол или даже свою личную коллекцию, через какое-то время и простые иконы осядут в домах собирателей и верующих, выбора не будет.

Отличный пример этому процессу можно привести на основе приобретения недвижимости. Допустим, Вы хотите вложиться в квартиру. Так вот на этапе котлована или на этапе голого поля у вас есть возможность и выбрать этаж и вид из окна на лес, а не на шоссе, и при этом квадратный метр будет стоить условно три копейки.

Если вы немного замешкаетесь, то будете покупать квартиру на этапе фундамента и за пять копеек. Выбор квартир еще будет, но самые лучшие места уже будут заняты.

Те, кто и тут опоздает, будет покупать квартиры уже по десять копеек, причем выбора уже не будет: придется брать квартиру на первом этаже и с видом, простите, на помойку или на автостоянку.

Но и это не худший вариант, потому что будут люди, которые решат купить квартиру именно в этом доме уже после того, как он будет полностью заселен! Вот им придется и ждать неизвестное количество лет, когда хоть одна квартира освободится, и выбора у них не будет, придется брать любую квартиру, хоть с видом на АЗС, и платить те деньги, которые будут объявлены прежними владельцами.

Вот и с иконами так: да, сегодня дешево и красиво купить иконы Палеха и Мстеры, или иконы Строгановского письма уже не получится, но зато есть недорогие иконы, их достаточно много, есть выбор, доступные цены. Не стоит ждать дальше, надо быстро включаться в процесс, искать, покупать то, что нравится.

Именно поэтому я совершенно спокойно смотрю на то обстоятельство, что у меня нет дорогих икон, я этим не болен.

Старинные иконы все являются ценными памятниками истории, культуры и религии, они все уникальны, а следовательно, каждая икона достойна внимания верующего человека или собирателя, желающего уберечь хотя бы небольшое количество достойных, по его мнению, икон для будущих поколений.

КС:

- Михаил, отличные вы примеры приводите, все очень понятно и доходчиво, но вот еще вопрос: как-то все же негативно всегда звучит слово «собиратель» в свете коллекционирования икон, вы с этим не сталкивались?

Михаил:

- Хм, это очень правильный вопрос! Дело в том, что собиратель собирателю рознь, это во-первых. Во-вторых, негатив к собирателям икон мне понятен, так как собирают они не монетки, а иконы, святые образы, предметы, наделенные большими духовными свойствами, а значит, обязующие собирателей обладать некими духовно-этическими качествами.

Но мне кажется, что большинство собирателей икон не случайно к этому приходят, сам Господь их ведет к этому действу и эти люди обязательно сами являются верующими людьми, посыл в их собирательстве отнюдь не меркантильный, а изначально душевный, добрый. Желание сохранить, уберечь и конечно, искреннее восхищение работами старых мастеров – вот что ими движет.

Да, конечно есть и такие, для кого иконы это просто предмет купли-продажи, но таких, уж поверьте, меньшинство.

А вот со стороны обывателю кажется, что люди собирают иконы исключительно для наживы – это глупость, но простительная, так как люди не проникают в суть и ориентируются по неким стереотипам, заложенным в их головы с экранов телевизоров или из бульварной прессы.

Я знаю, что коллекционеры часто жертвуют старинные иконы в музеи и церкви, занимаются благотворительностью. Вы, например, участвуете в воссоздании храма, разве это плохо? Ведь могли бы и не участвовать, но значит, есть в этом духовная потребность, ведь так?

КС:

- Михаил, а кроме Борисовской иконы вы собираете другие иконы? Вообще, как, по вашему, надо составлять коллекцию? Этот вопрос не праздный, потому что многие из наших Покупателей являются именно начинающими собирателями и им может быть это интересно.

Михаил:

- Охотно поделюсь своими соображениями!

Конечно, у меня есть не только Южные иконы, но и иконы из Центрального региона бывшей империи. Я покупаю иконы по принципу «нравится» и «душа лежит», ведь опять повторю – икона это особый предмет, тут очень много эмоционального, духовного и душевного намешано. На иную икону смотришь, и не трогает тебя, пусть и она хорошо сохранилась и цена нормальная, а вдруг увидишь «полуруину» и просто в мгновение понимаешь, что икона очень нравится! Возникает некая невидимая связь, а именно это самое важное, ведь икона не картина, это окно в Небесный мир, источник для общения с Небом, возможность через молитву получить помощь и попросить помощь для других людей, зная, что она обязательно придет.

Поэтому если мне икона нравится, если цена доступна (я акцентирую на этом ваше внимание – я не покупаю дорогих икон), то я стараюсь икону приобрести.

Но возможны другие принципы в формировании коллекции, у каждого собирателя они формируются индивидуально и мне кажется, опять же это влияние Свыше, все нам посылается, все подсказки. На мой взгляд если возможности позволяют, лучше заниматься собирательством разных икон, выделяя несколько приоритетных направлений. Если вы будете заниматься этим долго, то у вас все равно будут образовываться «ручейки», из которых потом образуются реки-направления.

КС:

- Ага, значит, надо в основном полагаться на свою интуицию в выборе икон?

Михаил:

- Не только! Надо знать предмет собирательства, тогда будет проще. Так не будет ошибок, разочарований. Это хорошо на вашем сайте вы все показываете и рассказываете, ролики даже наснимали, а в других местах посмотрите, что творится – фотографии мутные, как будто специально так сняли икону, описания отсутствуют… Опасно покупать!

КС:

- Михаил, спасибо за добрые слова, но мы так изначально и задумывали, чтобы предоставлять полную информацию, но ведь можно купить иконы дешевле, чем у нас, на тех же форумах и на аукционах.

Михаил:

- Лучше купить чуть дороже, но быть уверенным, что купил именно то, что хотел, чем купить дешево икону и потом понять, что это либо подделка, либо полуноводел.

Нет, тут важно понимать, что покупаешь, за это можно немного переплатить, тем более, что по сравнению с антикварными салонами у вас просто, простите, очень дешевые цены, я это не ради похвалы говорю, просто констатирую факт!

КС:

- Михаил, а с какого количества, по вашему мнению, уже можно называть личное собрание икон коллекцией?

Михаил:

- Тут так не ответишь, сколько икон может быть, это лучше не так сказать. Когда у самого человека возникает ощущение, что у него не просто «несколько старинных икон», а именно коллекция, тогда и возникает новый собиратель и его собрание, это может быть и две иконы и десять и тридцать.

КС:

- Михаил, а вы не планируете свои иконы выставлять на выставках, создавать каталоги и так далее, что для вас ваша коллекция?

Михаил:

- Пока серьезно на эту тему не думал, да и нет у меня такого количества икон, чтобы их экспонировать, тем более нет материала для каталогов и книг. Но возможно, через двадцать лет (смеется) я и засяду за мемуары и каталоги, буду организовывать выставки, это было бы здорово, потому что иконы должны быть увидены людьми, для них они и писались!

А если в целом, то я не ставлю целью собирать большую коллекцию, для этого нет ни материальных ни пространственных предпосылок, но макрозадача у меня есть: я хочу собрать и сохранить для своих детей часть патриархальной России, а русская икона есть предмет наилучшим образом отражающий жизнь дореволюционной Родины.

КС:

- Михаил, что вы можете пожелать Покупателям икон на нашем сайте «Купи Старину!»?

Михаил:

- От души желаю всем найти и обрести иконы, которые нравятся и к которым у вас лежит душа!

Я неоднократно убеждался в том, что если не купить такую икону и потом обнаружить, что она продана, в душе всегда возникает огорчение, обида на самого себя за то, что сразу ее не приобрел. Поэтому мое искреннее пожелание как людям верующим, так и начинающим собирателям: если икона нравится, если глаз от нее оторвать не можете, если есть деньги на нее, лучше купите сразу, чтобы потом не жалеть, второй такой уже не найдете! Тем более, что на сайте «Купи Старину!» можно икону и в резерв поставить, насколько я знаю и о цене договориться.

КС:

- Михаил, спасибо вам за содержательную и захватывающую беседу!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика