+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Железные игрушки СССР.

30 Ноября 2013

Почему именно железные игрушки СССР, наверняка спросите вы, и я отвечу: потому что именно к железным советским игрушкам сегодня проснулся не шуточный интерес у российских и иностранных собирателей антиквариата!

Так уж складывается история некоторых вещей, что при своей первой жизни они считались «топорными» и довольно уродливыми, угловатыми и неотесанными, но именно эти черты брутальности, «дизайна от сохи» теперь делают их же вожделенными экспонатами личных коллекций!

Сегодня купить старую советскую железную игрушку хотят не только коллекционеры, но и люди, желающие подержать в руках игрушки из своего детства, это некий этап ностальгии по безвозвратно ушедшему прошлому, стремление показать своим детям, рождающимся и вырастающим в эпоху электроники и китайского ширпотреба те игрушки, которыми играли их родители, и даже дедушки и бабушки.

Удивительно, но факт: при всей массовости производства игрушек их осталось не так много, а потому цены на игрушки СССР весьма приличные, динамично растущие, особенно это касается железных игрушек.

Но я все говорю о железной игрушке, не особо конкретизируя – что же это за железная игрушка такая, а ведь необходимо это сделать, дабы стало понятно, о какой именно игрушке пойдет речь в этой статье.

Железная игрушка СССР – это, прежде всего, автомобили и различная автомобильная техника. Конечно, в СССР выпускали и другую железную игрушку, например, настольные игры, самолетики, человечков заводных, заводных животных и птиц (например, заводных цыплят), но все же основную массу железной игрушки составляла именно «моторная техника»: легковые автомобили, мотоциклы, грузовики, подъемные краны, экскаваторы, тракторы, катки, погрузчики: страна Советов готовила подрастающее поколение в рабочем духе, дети с малых лет должны были приучаться к мысли о том, что большинство из них получит рабочие специальности и из-за рулей игрушечных автомобилей, исколесивших дворы и песочницы, пересядет за рули настоящей автомобильной армады, отправившись на стройки коммунизма по всему СССР!

Но давайте все же еще немного углубимся в технологии производства железной игрушки СССР, прежде чем перейти к самому «сладкому» - ассортименту выпускаемой продукции и описаниям отдельных экземпляров советской металлической игрушки.

Металлическая игрушка СССР – это не литье из металла, а игрушка, изготавливаемая из стального тонкого листа. Советские производители хорошо освоили приемы штамповки самых разнообразных форм из жестяного листа, так почему бы эти умения и технологии не переложить на детство? Вот и начали изготавливать машинки, грузовики и автобусы из металла. Каждый автомобиль собирался из нескольких вырубленных и стального проката и отштампованных деталей, причем производитель старался минимизировать их количество, по минимуму их могло быть всего две – кузов и днище. Но у сложных механизмов деталей было много, ведь в машине воспроизводились различные подробности. Например, в игрушечном железном грузовике-самосвале в кабине появлялись сидение и руль, на крыльях красовались фары, металлические дверки закрывались на миниатюрные поворотные ручки-запоры, кузов имел откидывающийся задний борт и поднимался для высыпания груза при помощи червячного механизма.

Детали конструкции металлических машинок соединялись при помощи пайки или точечной сварки, однако в более позднее время советские производители игрушек научились собирать машинки при помощи «язычков»: по краям отштампованных объемных деталей выполнялись миниатюрные язычки, которые при сборке автомобиля входили в соответствующие прорези на сопряженных деталях и подгибались для фиксации. Это существенно упрощало сборку, удешевляло игрушку.

Необходимо заметить и то, что изначально игрушки из листового металла изготавливали из довольно толстого листа, в период позднего Брежневского застоя лист значительно утоньшился. Необходимая завершающая стадия создания жестяной игрушки – это окраска.

Так вот на старинных жестяных игрушках окраска была именно завершающей стадией, причем автомобиль окрашивали уже после сборки, а вот в последние годы существования СССР жестяная игрушка получила совершенно иные технологии – на детали наносился сложный многоцветный рисунок путем хромолитографической печати. Такие игрушки, безусловно, выглядели наряднее их предшественников, но как выясняется, пока они не стали столь привлекательны для собирателей старины, как их предшественники 20-50-х годов!

Старинные автомобили и машинки послевоенных лет часто были цельнометаллическими, то есть в них кроме металла, ничего не было. Даже большие грузовики-таскалки, которые продавались в комплекте с веревкой и ручкой для таскания по улице, были оборудованы железными колесами (кстати, такие колеса также изготавливали методом объемного штампования, соединяя вместе две половинки). Такие машинки создавали ужасный шум при движении, поэтому позже их начали оснащать резиновыми шинами, в Брежневские времена грузовики даже получили пластиковые стекла и фары, из пластика изготавливали и передние решетки радиатора, однако классический металлический игрушечный грузовик – это металл кузова и резина на колесах.

Ребенка с малолетства приучали к рабочим специальностям, посему самыми распространенными жестяными игрушками были именно самосвалы, краны, экскаваторы, трактора. Но как ребенок, в жизни которого было много подобной техники, я могу смело утверждать, что играть в эти железные большие игрушки было чрезвычайно интересно!

Мне не покупали ни одного такого железного грузовика или крана – мы их отыскивали в огромном ассортименте на помойках. Да, да, именно возле помоек всегда можно было найти абсолютно хороший грузовик или кран и потом вожделенно его катать по песочным горам, которые всегда находились в соседнем дворе.

Я особенно хочу сосредоточить внимание на том, что именно большая железная машинка была интересна мне и моим сверстникам – детям Страны Советов, так как она максимально приближала детские ощущения от игры к реалиям взрослой жизни. Чем больше игрушечный автомобиль, тем его «повадки» в игре сильнее походят на натурный образец. Самосвал становится тяжелым (хотя он и так тяжел) после того, как его нагружают песком, он «натуженно ревет» и очень похоже переваливается на песочных ухабах. Он застревает, буксует, ворочает колесами, совершает повороты (у большинства грузовиков-таскалок существовал механизм поворота передней оси), поднимает кузов для сброса грунта точно так же, как и самый настоящий грузовик – это для нас, пацанов, не избалованный игрушечными эстетствами было очень ценно! Ребенок в игре всегда отождествляет себя с игрушкой, проецируя действо в существующее «не понарошку»: он «сидит» в кабине, он «ведет» машину, он ругается на раззяв, которые «лезут под колеса». Он общается со своими друзьями, подражая в разговоре взрослым, каждый ребенок в такой игре занят своим собственным делом, у каждого есть свой участок работы, за который он отвечает.

Магия железного грузовика, крана или экскаватора заключается в том, что такая игрушка действительно дает ребенку побыть взрослым, примерить на себя взрослый труд, специальность, освоить приемы работы, навыки производственных взаимоотношений, проявить себя настоящим работником, героем труда, хорошим товарищем, выработать принципы коммуникативного общения и так далее!

Я еще раз хочу повторить, что в такие игрушки мы играли запоем с утра до ночи и нам это не надоедало. Мы строили города, дороги, ездили «домой обедать», «проведать жену и детей», помогали друг другу в сложных ситуациях, разыгрывали самые различные рабочие и житейские сценки, придумывали дорожные приключения и каждый день проживали сотни жизненных сцен, казавшихся нам актуальными.

Металлическая игрушка СССР была хороша тем, что она была достаточно сложна, усиливая тем самым эффект «похожести» на оригинал, стимулируя нашу фантазию. Для меня было важно, например, что в кабине есть руль и сидения, что можно было имитировать посадку и высадку шофера и пассажира из кабины, распахивая и закрывая дверки, что кузов можно было плавно (именно так, как это было и у настоящего грузовика) поднимать и опускать при помощи «кривой рукоятки», торчащей из бампера и приводящей в действие червячный механизм под кузовом.

У автокрана поворачивалась стрела, регулировался ее наклон, крюк опускался и поднимался на веревке, одним словом, автомобиль также был столь хорош в игре, что часто приходилось договариваться с друзьями о порядке использования имеющегося парка автомобильной техники.

Нужно обязательно сказать несколько теплых слов в адрес тех людей, которые спроектировали и изготовили эти игрушки пятидесятых годов. Кроме своей похожести на образцы (что было очень ценно мне, как эстету), эти игрушки обладали столь колоссальным запасом прочности, который я бы назвал даже запасом «дуростойкости», что никакие наши самые жестокие обращения не могли вывести эти машины из строя! Да, и они ломались, потому что мы с ними не церемонились, но поломки эти не касались жизненно важных органов: да, ломались петли на дверцах, да, отламывались фары на крыльях, но колеса не отваливались, кабина и кузов были на месте, а значит, игра возобновлялась каждый раз, когда мы этого хотели!

Игрушечные железные самосвалы, краны и экскаваторы сегодня стали редкостью не потому, что они пришли в негодность, а просто стали людям не нужны: дети выросли, громоздкие и ободранные, потерявшие внешний лоск поржавевшие игрушки отправили на помойку, в условиях тотального дефицита жилой площади люди не хотели их хранить дома.

Теперь такие жестяные игрушки СССР – редкость, за ними ведут охоту собиратели и охотно покупают их для своих коллекций.

Кроме брутальных грузовиков самосвалов, кранов и другой дорожно-строительной техники выпускались и настоящие игрушечные шедевры. Это были железные машинки меньшего размера, но отличавшиеся изысканным исполнением и сложной конструкцией. Например, Минский завод имени Чкалова выпускал небольшие автобусы с заводным механизмом, а великолепно исполненные легковые автомобили ЗиМ (Газ М-12) с механическим приводом и управлением – прообраз электрических управляемых автомобилей семидесятых годов просто завораживали взгляд, ведь автомобиль был превосходно сделан, окрашен, блистал мельчайшими деталями, полностью повторял своим видом автомобили, которые в эпоху Хрущева олицетворяли правящую партийную элиту и чиновничью власть.

Среди многочисленных представителей «жестянок» было много и безликой продукции, однако такие машинки, троллейбусы и автобусы сегодня особенно востребованы коллекционерами, ведь выпускали их небольшие предприятия и количество сохранившихся экземпляров ничтожно, что самым существенным образом сказывается на их ценности.

Антиквариат может быть самым разным: для одних ценно золото и серебро, другие собирают Моне и Рембрандта. Игрушки из металла периода СССР, возможно, смотрятся смешно на фоне признанных шедевров искусства, однако история рынка антиквариата подсказывает обратное: буквально за последние несколько лет интерес и цены на железные игрушки СССР выросли многократно, а потому, возможно, вам тоже стоит обратить внимание на угловатые и ржавые самосвалы с тем, чтобы не только сохранить память о своем детстве, но и передать своим детям и внукам коллекцию игрушек, ценность которой с годами будет неудержимо расти!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика