+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Локомотивы PIKO и не только: продолжаем разговор про железнодорожные модели! Часть 2

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

29.10.2014 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Макеты железных дорог и вообще, коллекция моделей железнодорожного транспорта была бы ничем без основной движущей силы – локомотивов, поэтому логично начать разговор об этом увлекательном хобби именно с них.

Подавляющее большинство игрушечных «паровозиков» ГДР составляют, безусловно, локомотивы PIKO, однако справедливо будет сразу же сказать, что и сторонние фирмы производители делали потрясающие модели, которые не просто могли конкурировать с гигантом ПИКО, но сегодня представляют из себя очень ценные экспонаты, желанные в любой серьезной коллекции.

Мы долго думали, по какому принципу построить статью, чтобы сделать ее логичной и последовательной, пройдя по различным эпохам в производстве компании PIKO и кооперативов, но в этом случае получалось довольно громоздкое изложение, не интересное большинству читателей. Поэтому мы вынуждены были пойти по популистской модели изложения, которая будет более близка людям интересующимся, нежели специалистам в этом хобби, которые и так понимают, что к чему.

Мы решили начать рассказ про масштабные модели железных дорог ГДР с современных моделей, то есть с тех, которые выпускались в период, предшествующий развалу социалистического лагеря и временному отрезку забвения компании ПИКО и других ГДРовских производителей - в восьмидесятые годы прошлого века.

В этот момент компания PIKO разрослась и окрепла, «подмяла» под себя многие мелкие компании, лишив их собственного имени, но дав возможность выпускать продукцию большими тиражами и обеспечив устойчивый сбыт.

Модели этого периода предстают во всей своей красе и блеске, ведь на производстве применяют самые совершенные материалы и технологии, каждую модель можно рассматривать в мельчайших подробностях, искренне удивляясь тому, что инженерам удалось в миниатюре воссоздать точную масштабную копию настоящего локомотива, будь то маневровый паровоз, электровоз или тепловоз!

Решетки, изоляторы, поднимающиеся пантографы, светящиеся фары, стальные колеса, буфера, колесные тележки, воспроизведение экстерьера паровозных будок – все изготавливается столь тщательно, что во время созерцания модели или игры происходит полное погружение в процесс, создается ощущение чего-то необычайного. На моделях можно посчитать количество головок болтов и заклепок и сравнить его с натурным образцом: все будет совпадать в точности.

Модели локомотивов имеют многоуровневую раскраску, филигранно воспроизведены надписи на табличках, одним словом, поздние модели локомотивов от PIKO это безупречное качество копирования мельчайших деталей и полное соответствие модели настоящему образцу.

Давайте же обратимся к фотографиям, чтобы воочию убедиться в том, что модель железной дороги PIKO восьмидесятых годов это верх совершенства!

Начнем с электровоза BR E 211, который можно считать по праву одним из совершенных творений компании PIKO. Рассмотрите его в подробностях, убедитесь, что каждая деталь корпуса проработана великолепно. Воспроизведена электрическая контактная сеть на крыше локомотива, которую венчают складывающиеся пантографы. Электровоз PIKO BR 211 снабжен двумя моторами, разместившимися на двух подвижных колесных тележках. Этот локомотив прекрасно справляется с большими составами и обладает плавным ходом, необходимым для проведения тонких маневровых работ.

Но изюминкой локомотива BR 211 является автоматическая смена освещения. Когда локомотив движется, то в головной его части горят белые фары, сзади же зажигаются красные габаритные огни, при смене направления движения освещение переключается!

Красавец электровоз BR 211 поражает точностью исполнения и инновациями!

А вот другой локомотив, это тепловоз BR 120, но выпускался он компанией Gudzold, вошедшей в состав PIKO и потерявшей возможность ставить свой фирменный знак на дно локомотива.

Тепловоз этот интересен тем, что существует легенда, согласно которой немцы сделали эту модель в благодарность русским машиностроителям, тепловозы которых очень полюбились в Германии, ведь оригинал выпускался в СССР и поставлялся в страны содружества СЭВ (на борту локомотива вы можете разглядеть знак завода). На сленге коллекционеров эту модель нежно именовали «Машкой».

Модель тепловоза BR 120 компании Gutzold - рабочая лошадка вашего макета и отличное пополнение коллекции!

Из мира электрической и дизельной тяги перенесемся в эпоху пара и посмотрим, сколь сложными по исполнению были поздние модели паровозов.

Вот, например, паровоз для тяжелых работ, серии BR 41: удивитесь тонкому исполнению малейших деталей, сложной системе колесных тяг, которые приходят в движение, когда паровоз трогается с места.

Мотор находится в тендере, в самом паровозе воспроизведены в деталях не только экстерьерные детали, но и органы управления в паровозной будке машиниста. Великолепное исполнение паровоза, сделанного компанией ПИКО никого не оставит равнодушным!

Красавчик паровоз BR 41 восхищает мощью и доскональной проработкой. Тут нет компромиссов: модель исполнена просто идеально!

А вот красавец и несомненно, один из тех экземпляров, который украсит любую коллекцию – это небольшой паровоз BR 91, изготовленный компанией Hruska, сохранившей свою фирменную аутентичность, но представлявшую свою продукцию в общем каталоге компании ПИКО.

Паровоз не только безупречно исполнен, но имеет и свои уникальные особенности, делающие его исключительным.

Так, в паровозе BR 91 все колесные пары являются ведущими, даже маленькие передние бегунковые!

При этом все колесные пары закреплены в единой жесткой раме и имеют необходимую степень бокового смещения, обеспечивающую уверенное прохождение локомотивом сложных кривых. Фары паровоза горят, свет к ним поступает по системе световодов от скрытой в корпусе лампочки.

Но особо хочется сказать о ходовых качествах модели. Компания Hruska применила такой необычный электромотор, который имеет и благородное рокочущее звучание и необыкновенно чувствительный и точных ход, что делает управление моделью настоящим наслаждением!

Машина, которой можно гордиться: паровоз BR 91, созданный компанией Hruska это наслаждение для эстетов!

Следующий представитель паровой тяги – очень необычный по раскраске паровоз BR 55, относящийся к Бельгийским железным дорогам. Его так и именовали коллекционеры – «бельгиец» и всем сразу становилось ясно, о чем идет речь.

Эта модель PIKO сделана была несколько раньше всех уже представленных нами, локомотивов.

Модель от ПИКО BR 55, прозванный "бельгийцем" радует глаз своей необычной расцветкой.

Мы показали вам всего несколько поздних моделей, на самом деле ассортимент их был очень велик, выпускались и разновидности, отличавшиеся раскраской и мелкими интерьерными деталями в оснастке.

Теперь же для контраста мы покажем вам модели раннего PIKO и артелей, чтобы вы ощутили ту глобальную разницу, которая видна невооруженным глазом. Начало производства моделей PIKO было положено при ограниченных возможностях производства и покупатели столкнулись с примитивным исполнением игрушки. Шел 1949 год, существовали совершенно очевидные проблемы с дефицитом материалов, технологической оснасткой производства. Те же проблемы были и у кооперативов. Корпуса моделей изготавливали из карболита, а не из пластика и из-за этого существовала проблема невозможности повторения всех нюансов и подробностей натурного образца. Поверхность корпусов была неровной, многими подробностями приходилось пренебречь, хотя желание изготавливать качественные модели прослеживалось уже тогда.

Первая модель в архаичном исполнении – это паровоз BR 64, сделанный тогда еще самостоятельной компанией Gudzold в начале пятидесятых. Никаких подробностей в экстерьере, грубоватые формы, задняя колесная пара крепится на… куске сталистой проволоки, передняя сцепка неподвижная, в виде комичного крючка. Торчащие лампы дополняют ощущение старины. При всей своей аляповатости этот паровоз можно назвать лакомым куском для любого собирателя железнодорожных моделей ГДР, таких паровозов сохранилось совсем немного!

Архаика и примитив во всем - таков карболитовый паровоз BR 64 от компании Gutzold.

А вот и архаика от PIKO: неуклюжая модель паровоза BR 81 из тех же времен! Легенда гласит, что паровоз сделан несколько в укрупненном формате не из-за просчетов инженеров, а специально, чтобы суметь разместить в его корпусе большой мотор. Ну что делать, если в те времена приходилось жертвовать соответствием масштабу в угоду тотальному дефициту с комплектующими?!

"Модель не в масштабе" паровой локомотив BR 81: брутальность, которая нынче особенно ценится!

А вот позднекарболитовый красавчик от PIKO – паровозик для маневровых работ BR 80: очень складная и четко исполненная модель, к которой трудно придраться. Разве что все те же аляповатые лампы фонарей портят вид, но зато очень добротно исполнена кулиса! Локомотив оснащен еще и уникальной системой задней сцепки, приспособленной для автоматической расцепки локомотива и вагона, что делало игру с BR 80 очень интересной, приближенной к настоящей маневровой работе.

Толковый маневровик PIKO паровоз BR 80: все, что можно было "выжать" из карболита и примитивных технологий в нем есть!

Еще один прекрасный карболитовый красавец – это электровоз E44, редкий экземпляр из пятидесятых годов прошлого века, желанный экспонат для серьезной коллекции. Модель оснащена поднимающимися пантографами, светящимися фарами и двумя мощными моторами. Изготавливался локомотив компанией ПИКО, его можно было приобрести как в наборах, так и отдельно.

Локомотив Е 44: "средневековая" карболитовая грубость и мощь двухмоторной тяги, завидный коллекционный экземпляр!

А вот модель от Gudzold – легендарный дизельный локомотив V 200, который трудился на линиях ФРГ и поначалу на его борту была соответствующая надпись. Однако согласно социалистическому цензу работникам предприятия было указано на недопустимость пропаганды капитализма и с корпусов последующих моделей надпись исчезла, в чем вы можете убедиться. Те же малочисленные модели, которые надпись имеют, сегодня особенно ценятся собирателями.

Тепловоз V 200 от Gutzold удивляет своим необычным видом.

Модель PIKO BC 4i VT-33 можно назвать исключительно редкой. Она была представлена в первом фирменном каталоге ПИКО, вышедшем в свет в начале пятидесятых годов. Модель блещет примитивизмом и довольно таки грубоватым исполнением. Эта грубоватость сегодня и ценится коллекционерами, ведь сохранилось, возможно, всего несколько десятков подобных моделей.

Мотриса приводится в движение всего одним мотором, расположенным на одной из колесных тележек. Корпус из карболита, остекление настоящее, света нет. Корпус имеет двухцветную окраску.

Мотриса PIKO BC 4i VT-33: грубо сработана, но зато очень редко встречается!

Завершить обзор локомотивов нам хочется еще одной удивительной моделью, которую выпускала компания PIKO и которая сегодня чрезвычайно интересна для коллекционеров. Это модель монорельсовой дороги, выпускавшейся ограниченным тиражом в середине шестидесятых годов. Три сочлененных вагона имеют два мотора и фары, а движутся они по овальному кольцу рельсов, поддерживаемых специальными опорами.

На рельсе локомотив удерживается при помощи прижимных подпружиненных роликов-токосъемников. Ничего подобного более ни сама компания ПИКО, ни кооперативы не производили, также к модели не производилось никаких дополнений, проект так и не получил развития, оставшись, по сути, экспериментальным.

Редчайший экземпляр монорельсовой дороги от компании ПИКО: мечты середины прошлого века даже сегодня кажутся слишком смелыми!

Среди компаний, которые выпускали модели локомотивов в ГДР были и такие, о которых сегодня мало что известно, а их продукцию невозможно найти. Например, вам будет практически невозможно не только купить локомотив, изготовленный фирмой Gunter Gebert, но и просто разыскать фотографии этих моделей!

Разговор о моделях локомотивов ГДР можно было бы продолжать бесконечно, однако мы его завершаем и если вам эта тема интересна, вы сами сможете ее развить, узнавая дополнительную информацию на профильных сайтах и форумах, ведь собиратели моделей есть и сейчас, а благодаря интернету появилась возможность покупать модели не только в России, но и на международных торговых площадках. Мы же надеемся продолжить рассказ о моделях железной дороги из ГДР в следующих наших материалах!

Любое копирование материалов запрещено!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика