+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Икона: прошлое, настоящее и будущее...

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта "Купи Старину!"!

Любое копирование материалов запрещено!

История иконы насчитывает два тысячелетия и первым иконописцем считается Евангелист Лука, руке которого принадлежат несколько знаменитых икон, сохранившихся до наших дней. Образы Владимирской Божьей Матери, хранящейся в Третьяковской галерее, Сумельской Божьей Матери, Киккской Божьей Матери (хранящейся в Киккском монастыре), Тихвинской Божьей Матери считаются написанными Евангелистом Лукой, причем написанными при жизни Богоматери, то есть, по сути своей, с натуры.

Еще в II-IV веках на росписях римских катакомб изображались христианские сюжеты, по счастью, сохранившиеся до сих пор, они носили повествовательный и символический характер.

Самые древние иконы, написанные на дереве, можно отнести к VI веку.

Икона в разные времена переживает периоды расцвета и полного запрета, как это было, например, в VIII веке, когда ересь иконоборчества своей идеологией буквально остановила процесс создания новых икон, но провинциальные традиции иконописи не были утрачены, иконы продолжали создавать, несмотря на строжайшие запреты и преследования.

Постепенно складывается и канон, правило написания Священного образа, Образы Святых становятся более плоскими, исключается всякая чувственность, эмоциональность.

Трансформации происходят и в эпоху Возрождения, поскольку иконопись оказала огромное влияние на развитие искусства Западной традиции, но в конечном итоге она была вытеснена живописью и скульптурой, в то время, как Восточная ветвь иконописи не только не пресеклась, но усилилась, благодаря Православию.

Если говорить про иконографические каноны написания Образов, то они были сформированы еще в эпоху иконоборчества.

Первоначально иконопись проникает в Болгарию, затем уже в Сербию и Русь.

На Руси есть свои иконописцы, имена которых известны даже спустя почти тысячелетие. Одним из них был святой Алипий, работавший над иконами в Киеве.

Но если говорить о тех древнейших иконах-реликвиях, то их надо искать не на территории современного юга, а на северных территориях, в первую очередь, на территории Новгорода Великого, в соборе Святой Софии! В русских храмах роль иконы, храмовой иконы, чрезвычайно возрастает и вообще, именно Русь, а затем Россия стали самыми важными территориями, где почитание икон стало наиболее всеобъемлющим.

Такие достижения церковного искусства, как многоярусный иконостас, являются чисто русскими. В особенности русской иконописной школы и создание выразительного силуэта, большой открытости Образа перед теми, кто стоит перед иконами!

Считается, что к XIV-XV векам наступает расцвет русской иконописи и как тут не вспомнить знаменитых мастеров, прославивших себя и религиозное искусство того времени, таких, как Феофан Грек, Дионисий или Андрей Рублев!

Однако, уже XVII век считается началом некоего упадка иконы.

Большинство которых пишется на заказ, в процесс написания начинает вклиниваться масляная живопись, начинает ощущаться и влияние Западной школы. Игра света и тени на фигурах Святых, художественная перспектива (то есть нормальная, а не обратная, как это было в начале), соблюдение пропорций тела человека и другие признаки отчетливо проявились в этот период.

С другой стороны, следует отметить необычайную распространенность икон именно в XIX веке и в начале века двадцатого, благодаря тому, что популярность икон подстегнула предложение, сделав икону и лучшим подарком и желанным предметом в любом доме. Многочисленные артели, мастерские и единичные мастера наводняли иконами все пространство России, рождались и утверждались свои школы и направления, процветала и народная икона, изучению которой теперь посвящают время многие ученые мужи.

Изучение иконы, ее открытие искусствоведами в начале XX века создало условия для развития неподдельного интереса к иконе, как к направлению искусства, в отрыве от ее основного функционального назначения.

Революция стала жестокой чертой в истории икон и иконописи.

К сожалению, многочисленные памятники религиозного искусства были утрачены с началом революционных событий и в последующие годы, и не только из-за централизованной борьбы с религией и ее атрибутами, организованной Советской властью, но и из-за «перевоспитания» самих граждан, добровольно уничтожавших старинные иконы, книги, утварь…

Тем не менее, деревянная икона не только не перестала существовать, она не позволила утратить к ней интерес как со стороны верующих людей, так и со стороны собирателей предметов старины, одним из ярчайших представителей которого была и остается православная старинная икона!

Сегодня старинная икона не менее актуальна, как в начале прошлого века.

Сегодня не только бережно собираются крупицы сохранившихся рукописных Образов, но и создаются, восстанавливаются иконописные центры, возрождаются художественные направления в Церковной живописи, так что можно смело констатировать тот факт, что икона не утрачена и продолжает жить в жилищах людей, в церквях, в музеях и частных собраниях.

Будущее иконы видится нам в радужном свете, ведь не оскудела земля русская настоящими мастерами, творцами, увлеченными талантливыми людьми, которые бережно восстанавливают технологии и приемы прошлых веков, стараясь дать новый импульс русской иконе. Современные иконы создаются по своим канонам, но во многом копируют древние образцы, так что через сто лет и эти образцы церковного искусства будут востребованы, их будут искать, коллекционировать и конечно, молиться перед ними, потому что икона для христианина это помощница, заступница и символ Вечной жизни. Так было два тысячелетия назад и так будет всегда!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика