+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Деревянная пластика, старинная резьба, паломнические иконы – ищем вдохновение и удивляемся старинной красоте!

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

15.04.2015 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Все мы привыкли к тому, что существуют старинные иконы. В голове сразу возникает стандартный образ: древняя изогнутая доска, живопись, тронутая временем, местами облупившаяся, испещренная мириадами маленьких и больших трещинок- кракелюров, суровые взгляды святых, глядящих на нас с плоскости доски…

Да, традиционная живописная икона была и остается основой в религиозных художественных произведениях, дошедших до наших дней, но существует особый пласт икон, о которых мы и хотим рассказать, это – резные иконы и другие предметы, имеющие религиозный характер.

Резные иконы и вообще, резные религиозные изображения возникли очень давно, но должного распространения они до определенного момента не получили.

Был период, когда в российской глубинке активно создавались церковные фигуры, вырезанные умельцами из дерева, но, как известно, церковные запреты и последующий революционный вихрь унесли в небытие величайшие сокровища, созданные самобытными мастерами Русского Севера, Пермского края.

Строящиеся храмы на Русском Севере украшались резьбой. Церковная скульптура в этом случае включала в себя не только резные тябла иконостаса и отделку других деталей интерьера храма замысловатой орнаментальной резьбой, но и создание совершенно определенных и очень важных «центральных» резных фигур.

Набор таких изваяний был довольно однообразным, а вот исполнение – всегда разным, с характерными признаками, присущими той, или иной местности.

Фигуры Христа (Спас в Темнице, Распятие Христово) с предстоящими, Николай Можайский, Параскева Пятница, Господь Саваоф – вот не полный, но наиболее часто встречающийся перечень образов, эксплуатирующийся в Северных храмах.

Официальные церковники боролись с резными фигурами, ведь в них им виделись языческие идолы, местные же священнослужители отмечали факт того, что именно резным фигурам и их почитанию среди населения они обязаны процветанию своих приходов.

И хотя языческое капище, как таковое, ушло в прошлое, в народной среде отдаленных районов продолжалось многоверие, и в этой борьбе идолопоклонничества и православия именно резные фигуры служили неким притягательным объектом, приводящим людей к вере.

Сегодня прекрасно известна лишь одна наиболее целостная коллекция, в которой в начале прошлого века были с большими трудами собраны церковные деревянные фигуры из Пермского региона. «Пермские Боги» стали абсолютной сенсацией тогда, а сегодня значение этой коллекции для культурного наследия России просто огромно, неоценимо!

А ведь начиналось все очень просто и неожиданно, и как говорится, видна во всей этой истории рука Господа, направившего талант одного человека во благо всех.

Собиратель, директор музея, неистовый борец за сохранение культурного наследия Н.Н. Серебренников впервые «случайно» увидел резные скульптуры в заброшенной кладбищенской часовне в 1922 году. Вид резного убранства храма впечатлил его настолько, что в дальнейшие годы была собрана выдающаяся коллекция, ныне демонстрируемая не только в России, но и далеко за ее пределами.

Часто в церквях создавался резной иконостас, на котором встречались мелкие резные религиозные фигурки – как правило, это был резной Херувим, или резной Ангел.

Известно, что такие мелкие элементы храмового убранства при ликвидации приходов и уничтожении храмового убранства пострадали даже больше, чем крупная скульптура.

Хотя, сегодня можно смело говорить о трагедии в деле сохранения старинной резной скульптуры в принципе, как таковой, ведь что получилось: когда храмы закрывались в постреволюционные годы и позже, во времена правления Никиты Хрущева, местные жители все же пытались сберечь в своих домах хотя бы что-то. Это «что-то», в первую очередь – иконы, резные скульптуры же укрывались от разрушителей чрезвычайно редко.

Феномен этого явления довольно легко попытаться объяснить логически. Крупная скульптура не помещалась в домах, была абсолютно не пригодна для «домашнего использования». Представьте себе хоть на минуту, как мог крестьянин разместить в своем небольшом пятистенке хотя бы одну резную фигуру «Спас в темнице», выполненную в натуральную величину!

Другое дело – малые скульптурные формы, те же резные Херувимы и Серафимы, но тут срабатывал другой критерий – эти образы были не совсем очевидны как объекты для религиозного поклонения, ведь это не иконы, никто из прихожан не приходил в храм с целью помолиться, например, вот этому Херувиму или тому вот Ангелу. Подобные фигурки исполняли вспомогательную роль и так и воспринимались молящимися, а потому и они остались погибать под ударами топоров и в кострах.

Сегодня, когда интерес к старине, и особенно к религиозным предметам той, уже невозвратимой патриархальной России, растет многократно, энтузиасты пытаются по крупицам собирать хотя бы то, что еще можно собрать, а главное – спасти, привести в рамках своих коллекций к одному общему знаменателю.

Небольшой Ангел из разоренного во времена Хрущева, храма в окрестностях Великого Устюга мог бы многое рассказать, если бы умел говорить.

Резной Ангел. XVIII век, Великий Устюг.

Удивительно, что он вообще сохранился, и хотя из-за суровых условий хранения он имеет совершенно очевидные повреждения золочения на крыльях, сегодня ему ничего не угрожает. В необычной орнаментике волос, в особой пластике лика, крыльев виден удивительный талант мастера-резчика, сотворившего фигурку в далеком восемнадцатом столетии.

Здесь нет места более поздней «пухлощекой» слащавой и помпезной «рембрандтовской» изобразительной манере, свойственной барокко. Одного взгляда на предмет достаточно, чтобы с точностью утверждать, что это настоящая самобытная резьба Русского Севера.

Сколько таких Ангелов, Херувимов, а возможно, и крупных, полноростовых религиозных скульптур было в этом храме, и сколько теперь существует на белом свете? Остается только гадать, но скорее всего, процент спасенного ничтожен в соотношении с тем, что безвозвратно исчезло…

Еще один феномен православной резьбы связан с паломничеством. В XIX веке особого расцвета достигают два центра, в которых массово создаются небольшие резные деревянные иконы – это Киев (для паломников в Киево-Печерскую Лавру) и Сергиев Посад (для паломников в Троице-Сергиеву Лавру).

Миниатюры из дерева и сегодня поражают зрителя тонкостью резьбы, великолепным пространственным решением, свободной и непринужденной манерой в создании из небольших кусочков кипарисового дерева настоящих шедевров!

В работах мастеров указанных центров хорошо угадываются свои, хорошо освоенные темы и мотивы, свои особенности в приемах резьбы.

Так, для Киево-Печерской Лавры характерными сюжетами становятся изображения старцев-основоположников монашеского движения, основателей самой Лавры – преподобных Антония и Феодосия Печерских, которых часто изображали вместе с еще одним местночтимым подвижником – преподобным Иоанном Многострадальным.

Резные иконы поражают сложностью, миниатюрностью исполнения.

На дощечке размером не более 10 х 15 сантиметров мастер исполнял целый миниатюрный иконостас, размещая в несколько рядов разновеликие фигуры святых, целые сложные иконографические сюжеты.

В Сергиевом Посаде больше внимания отдавали, безусловно, образу преподобного Сергия Радонежского, однако у обоих центров можно найти и одинаковые сюжеты, например, и там и там паломник мог купить образок с любимым Николой Чудотворцем.

Кроме таких местночтимых святых, прибывающим в Лавры предлагали купить и резные иконы с изображением тезоименных святых, или другие популярные образы, востребованные всеми и во все времена.

Судьба и этих миниатюрных резных изображений также оказалась весьма трагичной. Маленькие иконки, выполненные в технике тончайшей прорезной резьбы были подвержены разрушению и вследствие плохих условий хранения, несущих медленное разрушение деревянной их основе и утрачивались из-за механических повреждений. Урони такую иконку на пол – и все, расколется на несколько частей, разобьется стекло, разрушится хрупкая кружевная канитель из опилок, считай, пропал бесценный образчик резьбы…

Надо учитывать также, что несмотря на массовость таких предметов, все же количество их в общем объеме икон можно назвать ничтожным, ведь их производство наладилось лишь во второй половине XIX столетия.

Тезоименные иконки пользовались особой популярностью!

Еще более редкими сегодня можно считать и другие паломнические резные иконы – те, что привозились из паломнической поездки на Святую Землю, из Палестины.

Интересно отметить, что качество таких паломнических деревянных иконок почти всегда было очень невысоким, можно сказать даже грубоватым.

Возможно, тут сказывалась местная специфика производства, и специфика торговли, ведь паломник из России всегда был менее придирчивым, а потому в подобных предметах всегда видел особые духовные свойства и обходился без высокого художественного их исполнения.

Местные резчики, арабы по происхождению, также как и их коллеги из указанных выше, религиозных центров России, эксплуатировали местные Святыни, создавая такие резные иконы, которые паломники затем прикладывали к Великим Местам, связанным с земной жизнью Христа и сподвижников, с именем Пресвятой Богородицы.

Таковы, например, иконы Воскресение Христово, Крещение Христово, Распятие Христово, Успение Пресвятой Богородицы и другие.

Резные иконы XIX века из Иерусалима грубоваты, но в этом их особая прелесть!

На фото: резная паломническая икона Крещение Господне.

Паломник в Святую землю мог приобрести резные иконы, выполненные на доске, или на спиле оливы, были тут и иконы на перламутре, но это, как говорится, уже совсем другая история.

Сегодня коллекции деревянной пластики существуют в различных Российских музеях, они демонстрируются в рамках постоянных экспозиций или входят в состав проходящих тематических выставок.

Существует и литература, посвященная теме резной русской иконы, но мы видим явный провал в одном: до сих пор нет ни одного издания, в которое бы вошло полное собрание тех же паломнических икон из разных музеев, которое бы помогло интересующимся этой темой в их трудном деле собирательства и сохранения старины, а особенно – в задаче распознавания и идентификации тех, или иных икон, складней или резных крестов.

Резные деревянные иконы еще встречаются на антикварном рынке, хотя надо понимать, что наиболее сложные и соответственно, ценные предметы уже давно хранятся в государственных и частных коллекциях.

Если Вам встретятся такие образки, складни или крестики – покупайте их и бережно храните: с годами ценность таких предметов возрастет многократно, а Вы сможете не только сами любоваться на них и использовать по прямому религиозному назначению, но и сумеете передать ценные реликвии своим детям и даже внукам!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика