+7 964 558-01-25Москва
0 предметов на 0 Р
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!
Любое копирование материалов запрещено!
03.06.2015 год.
Максим Бурмистров,
публицист, собиратель, эксперт, путешественник.
История Русского Севера неразрывно связана с православной верой. Тут, в суровом краю выпестовывались особые характеры, здесь создавался уникальный творческий климат и для искусства. Но поскольку в прошлых веках искусство, как таковое, развивалось в тесном соприкосновении с религией, именно иконы Русского Севера составляют сегодня славу этому краю.
Природа Русского Севера, люди Русского Севера, города Русского Севера – все тут особенное, крепкое, вековое. А каковы названия! Только вникните в музыку этих слов, которые для знающих людей, звучат, как симфония: Каргополь, Мезень, Вологда, Великий Устюг, Вытегра, Пудож, Выг…
Тут, иногда вдали от цивилизации, а иногда и в самом ее эпицентре рождались настоящие шедевры религиозной живописи – иконы Русского Севера.
Сегодня многие музеи России имеют в своих постоянных экспозициях Северные иконы, или как их еще называют, Северные письма и они, как правило, составляют особую гордость музейщиков, хотя немало в музеях есть и более известных икон, таких, например, как иконы Палеха или иконы Мстеры.
Постепенно вектор интересов собирателей старины смещается в сторону необычных и часто непривычных работ Северных мастеров.
Что же происходит с интересами нынешних собирателей, которые порой неожиданно для самих себя становятся почитателями Северной русской иконы?
Безусловно, древние русские иконы уже давно известны наперечет, они хранятся в музеях и частных коллекциях, так что сегодня купить, скажем, икону 16 века будет крайне сложно. Если брать Русский Север с его сохранившимися деревянными церквями, возраст которых давно перевалил за 200 лет, выяснится, что внутреннее пространство храмов давно свободно от икон – все они хранятся в музеях.
На антикварном рынке также практически нет предложения таких древних образов. Это вполне естественно.
Однако встретить и купить иконы 18 19 веков вполне даже можно!
Северные иконы отличаются от икон Центрального региона империи тем, что они всегда как-бы немного отстают во времени, посему икону, написанную в 19 веке часто можно отнести к более раннему периоду.
В чем же магия старинной русской Северной иконы, в чем ее прелесть? Что так волнует коллекционеров и просто ценителей Северных писем? Оказывается, существует целый ряд факторов, которые увлекают энтузиастов.
Северная икона необычна. Лучшее определительное слово тут, наверное, «самобытность», то есть наличие собственных характерных отличительных художественных признаков.
Конечно, и на Русском Севере были иконописные центры, славящиеся своим тонким письмом, вспомним хотя бы Строгановские иконы, или иконы Каргополя, Вологды.
Но не меньший интерес для изучения и наблюдения представляют народные иконы Русского Севера, ведь именно в них, лишенных помпезности, живет душа народа, гармонично существуют культура и вера, искреннее врожденное желание творить красоту…
На темных досках иногда мало, что видно – почерневшая старая олифа не дает рассмотреть в подробностях старинный святой образ, или имеются повреждения красочного слоя, но все равно – Северные иконы, вышедшие из деревенских или сельских иконописных мастерских, необычайно волнуют душу и дают пищу для размышления, для переосмысления многого того, что уже казалось строго определенным.
Например, становится понятно, что даже при трехкрасочном письме можно создавать такие иконы, которые оставляют в душе неизгладимое впечатление, которые хочется рассматривать и на которые хочется молиться.
Иногда грубовато исполненные, они все равно полны динамизма, духовной энергетики, видно, что каждую такую икону создавали с трепетом в душе, с верой, а раз иконы сохранились до наших дней, пройдя сквозь века, значит, они действительно «работали», то есть служили людям добром и являлись проводниками Божественных Энергий.
Вот как пишет про Русский Север М.А. Реформатская в своей книге «Северные письма», вышедшей еще во времена СССР, в 1968 году:
«Север сыграл в истории русской культуры двоякую роль. С одной стороны, в силу своеобразных исторических условий Северу удалось сохранить в живой преемственности поколений духовные богатства всего русского народа, уходящие корнями в глубокую древность. В передаче северных жителей воскресали поэтические предания отдаленных языческих времен, а поморские и карельские сказители донесли до нас произведения древнего эпоса, сложенные еще в эпоху Киевского государства».
И именно эта отдаленность, «законсервированность» Северных территорий и дала тот самый эффект, благодаря которому и религиозная живопись, то есть иконопись получила свое собственное русло движения, и этому направлению мастера следовали неотступно, до самого конца промысла…
В народных иконах из Мезени, Каргополя - увиденное мастерами в храмах городских соборов и свое личное видение, желание сказать свое собственное слово и конечно, следование древнему канону.
Старообрядчество также сыграло свою значительную роль в формировании местных иконописных традиций, и поэтому так ценятся коллекционерами именно старообрядческие старинные иконы Севера, созданные в 18 веке!
Мастера-иконописцы, создавшие простые, но исключительно выдающиеся иконы, не всегда были только иконописцами. Это могли быть и простые крестьяне, весь день проводившие в поле, а зимой получавшие возможность освоить какое-либо кустарное производство.
Рисовали иконы и кустари, совмещая в своей работе несколько художественных направлений. Так, например, по всему Северу были известны расписные Мезенские прялки – копылки. Но мастер, умеющий изготовить сложную, по форме, прялку, могший ее расписать особыми узорами, был в силах, например, и иконную доску сделать и икону написать!
В отдаленных селах и деревнях, там, куда не добиралась торговля, верующие могли самостоятельно обеспечивать себя необходимыми религиозными предметами.
Потому так много до сих пор сохранилось по глухим деревенькам деревянных крохотных часовенок, а сколько их было тогда, в 18, в 19 веке – вообще трудно представить!Часовни и просто дома крестьян требовали икон, но заказывать иконы было делом и хлопотным и очень дорогим, так почему же самостоятельно не взяться за их изготовление?
И брались люди, создавая наивные шедевры, те самые, которым уже в начале прошлого века удивлялись музейщики, составлявшие большие экспозиционные коллекции.
Уже в двадцатые годы молодое советское государство снаряжает экспедиции на Северную Двину с тем, чтобы обследовать церкви и часовни, вывезти и сохранить бесценные памятники древней Северной иконописи.
И сегодня интерес к Северной иконе не угасает, даже наоборот, он разгорается, люди хотят увидеть такие иконы и хотят самостоятельно проникнуть в тайну необычных живописных работ, таких душевных и притягательных.
Русские православные иконы, написанные настоящими мастерами и самоучками продолжают жить и радовать людей нынешнего века, будут они интересны и нашим детям и внукам, ведь тяга к истории России, в том числе, благодаря Северным письмам, не ослабеет!
Новые поступления
Каталог товаров | Сервис и помощь | Статьи | Мы в Vkontakte |
---|---|---|---|
© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру