+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Симон Ушаков царский изограф: в Третьяковке прошла выставка работ знаменитого русского придворного иконописца!

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

14.01.2016 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Выставка «Симон Ушаков царский изограф» завершилась, о своих впечатлениях от посещения делится один из любителей русской иконы, побывавший в Третьяковской галерее во время ее работы.

На самом деле, я планировал посетить две выставки икон. Конечно, хотелось увидеть иконы Симона Ушакова, собранные в одном месте из разных музеев, такое ведь не каждый день бывает, но еще очень заинтриговала выставка «Новые открытия. Иконы XVI-XIX веков из собрания Третьяковской галереи», проводимой в рамках программы «Третьяковка открывает свои запасники».

Вот эту то выставку особливо хотелось посмотреть, потому как всегда было интересно, что же веками лежит «штабелями» в «подвалах» галереи! Ведь как все складывается: музеи (и Третьяковка, в частности), формируют постоянные экспозиции и временные выставки из уже известных предметов, «шедевров», «раритетов», «эксклюзивов», но ведь ясно, что есть у музеев и что-то «за пазухой», то, что специалисты музейщики могут считать «вторым сортом», малоинтересным материалом, который и показывать-то в серьезном заведении не стоит.

Мне сразу вспоминаются слова некоторых исследователей и любителей старины, которые, рассказывая про государственные поисковые экспедиции по российской глубинке, сообщают, что работали музейщики по принципу временной принадлежности старинных предметов, и если, скажем, найденная в глухой деревушке икона датировалась XVI веком, то ее обязательно брали с собой, «спасали», а все, что датировалось, скажем, XIX веком, оставалось «гнить» дальше… По такому же принципу даже уничтожались иконы, подобные случаи описаны, например, в книге Ершова «Мои краснушки». И если идти по залам той же Третьяковки, где висят годами одни и те же хрестоматийные средневековые иконы, вы вряд ли найдете среди них образы, написанные в 19 столетии, да и 18 века там тоже нет.

Подобное игнорирование поздней иконы мне лично кажется несколько ошибочным, ведь именно такие иконы помнят многие ныне живущие люди, у бабушек и дедушек которых в домах и в квартирах стояли в уголках, покрытые белыми рушниками старенькие потемневшие образа…

Но нет, понятно, что для всего надо выделять площади и приходится выбирать между Рублевым и безвестными досками крестьянских богомазов уж точно не в пользу последних…

Но раз нет «позапрошловековой» иконы, значит, невозможно познакомиться и с такими пластами поздней иконописи, как крестьянская икона, или самобытная народная икона Русского Севера, нет возможности увидеть подокладную поточную икону и щепную икону конца 19 столетия.

Именно поэтому мне представлялось крайне важным посмотреть «Новые открытия из запасников», ведь там могли быть представлены те самые поздние иконы, которые сейчас еще можно купить на антикварном рынке и в частности, такие иконы купить можно на сайте «Купи Старину!» или на сайте «Офеня»!

Попасть на выставки мне удалось в заключительные дни, как всегда, поездка откладывалась по разным житейским причинам – то в гости надо ехать, то за одеждой, одним словом, в Лаврушинском переулке я «нарисовался» под завязку «праздника искусства» и… уперся в длинную, загнутую крюком, очередь. Мороз не шуточный, но благо, очередяка двигалась бодро, минут через сорок я уже проталкивался через «миноискатели» на входе, потом небольшая очередь в кассу, и еще – в гардероб…

Комплексный билетик обошелся семейному бюджету в 700 рублей, ну что сказать, если пойти семьей из четырех человек, то… можно никуда и не пойти, гамбургеров поесть от пуза будет дешевле.

Однако, билет покупаю и сразу же иду в книжный киоск, хочу спросить про каталог выставок «Новые открытия» и «Симон Ушаков царский изограф». Продавщица делает губки бантиком: нет, нету у нас таких каталогов, вот есть брошюрка про Ушакова за 200 рублей. Ну ладно, приходится брать хоть ее! Да, на полке есть огромный талмуд про Ушаковскую иконопись, но он уже облегчит ваш карман на 4000 рублей. Такие траты мной предусмотрены не были, так что отваливаю и иду в зал номер 62, где и представлены иконы позднего времени…

Пролетаю залы с шедеврами, петляю между посетителями, рассматривающими средневековый Новгород, а сердце замирает в радостном предчувствии увидеть простецкие иконы 19 веку – те, что были созданы и бытовали в крестьянской среде. Почему это я себе это вбил в голову про простецкие иконы, и сам не пойму, но вот и нужный зал. Сразу отмечаю, что выставка разместилась в очень маленьком пространстве, дальше наступает разочарование от увиденного…

Нет, возможно, я ошибаюсь и люди будут в основной массе другого мнения, будут в восторге, но я иду от иконы к иконе и понимаю, что никаких «простецких» «девятнашек» и «восемнашек» тут и на дух нет: опять на стенах трехметровые церковные иконы средних веков, кое где вкрапливаются более поздние, но ничего из того, что можно воскресным днем увидеть на развалах Вернисажа в Измайлово, тут, конечно, нет.

Уныло обхожу «залу» и покидаю выставку: первый блин поджаривается комом, а жаль!

Иконы Симона Ушакова выставлены в соседнем здании, приходится одеваться и идти по улице. Там – снова очередь, причем более жесткая, чем первая, ведь билеты продают не в нескольких кассах, а всего в одном окне, хорошо, что у меня «вездеходный» комплексный билет!

Ну вот и Ушаковские шедевры… Что сказать, тут размах другой. Ну и иконы, конечно, впечатляют, даже больше того, они просто захватывают внимание целиком, у каждой можно стоять часами, чтобы рассмотреть подробности, почувствовать эту необыкновенную магию светящегося живоподобия, прославившую знаменитого мастера.

Не удивительно, что Симон, поступив сначала в «Серебряную палату», то есть менее престижную, быстро оказался в «Оружейке»: талант иконописца, его дар великолепного рисовальщика и живописца был слишком велик, чтобы его можно было сдержать в каких-то рамках посредственности и усредненности.

В зале проводилась экскурсия, более того, я попал на выставку к самому ее открытию, экскурсия только началась.

Но, как это часто бывает, экскурсовод попался ну такой скучный и дотошный, что я сумел вытерпеть рассказ всего про одну единственную икону, далее уже знакомился с выставкой самостоятельно.

Удовольствие от просмотра нарастало, к некоторым работам я даже возвращался, как будто меня тянуло туда, казалось, что я не увидел чего-то важного, «не досмотрел», «не выглядел», «не пропитался».

На фоне выставки икон Симона Ушакова экспозиция «Новых открытий из запасников» просто исчезла и стерлась, но с другой стороны, на таком контрасте еще больше ощутилось яркое впечатление от увиденного.

На выставке были представлены не только работы Ушакова, но и его учеников, иконы, написанные мастером в соавторстве с другими изографами.

Было на выставке и еще одно яркое впечатление: в зал завели девушку, по-видимому, одержимую бесами. Пока она была за пределами зала, все было нормально, как только она зашла в помещение и оказалась под взглядами Богородиц и Спасов, ей стало плохо. Ее вывели двое сопровождающих, дали попить, а потом снова попытались завести к иконам. Вторая попытка закончилась еще быстрее первой: девушке снова стало плохо, из зала ее уже практически вынесли. Не знаю, вели ли ее к какой-то определенной иконе, или просто хотели окружить благодатными древними образами, дальше пяти шагов от входа она не продвинулась.

Ну вот на этой оптимистичной ноте и завершаю свой обзор выставок в Третьяковке, а книжку, купленную в лавке, я тоже прочел: прелюбопытная книга, она посвящена истории одного шедевра, иконе Симона Ушакова «Древо государства Московского», которая, безусловно, также была представлена в экспозиции!..

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика