+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Икона на заказ, современная живописная икона! Классическая иконопись или современные инновации?

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

14.01.2016 г.

Стоит ли заказывать в иконописной мастерской новые иконы, или лучше купить старинные иконы?

Сегодня у верующего человека, желающего разместить в своем доме икону, есть несколько путей. Он может, например, купить старинную икону в одном из антикварных салонов или на одном из сайтов. Или, не желая покупать старину, есть возможность быстро и без особых хлопот купить печатную икону в иконной лавке, которых сейчас очень много и они размещаются не только при храмах и монастырях, но в крупных городах и возле станций метро, на первых этажах жилых домов в спальных районах и так далее.

Однако если и первый и второй вариант вам не подходит, а требуется что-то особенное, можно изготовить икону на заказ!

Именно про такие современные заказные иконы и пойдет речь в этой статье, ведь, как оказывается, тут вовсе не все так просто, как кажется на первый взгляд!

Идея написания этой статьи пришла неожиданно, но, как говорится, по мотивам. Современная иконопись бурно развивается и конечно, стремится в своем развитии угодить верующему человеку, создавая уникальные художественные религиозные произведения на потребу, то есть исходя из особых требований заказчика.

Действительно, трудно, например, найти хоть старинную, хоть печатную современную икону Казанской Богородицы, где бы в приписных святых были образы, соименные будущим хозяевам. А вот выполнить на заказ икону Богородицы с такими тезоименными святыми можно всегда!

Или, допустим, вам понравилась какая-то известная старинная чудотворная икона, но купить ее печатную копию в нужном размере и исполнении вам не удается. И тут на помощь всегда придет современная иконописная мастерская, где, прислушиваясь к вашему мнению, выполнят нужный образ! Удобно? Очень удобно и это прекрасно, что современная иконопись в России развивается, что она востребована!

Часто заказные иконы изготавливают и по другим причинам. Например, заказчику надо украсить интерьер иконами особой формы или размера. Вот тут, в квартирный простенок, надо узенькую иконку повесить, а вот тут нужна икона в коричневых тонах, чтобы с мебелью сочеталась…

Возможно, мы несколько утрируем пожелания заказчика в общей их массе, но подобные примеры есть в нашей практике, к сожалению, часто заказная икона не является определяющей и главенствующей фигурой в интерьере квартиры, офиса или дома, а как раз наоборот, изготавливается как некое дополнение, выполняет декоративную функцию.

Ну что же, пусть так, все же человек заказывает именно икону, а не сюрреалистическую мазню, тянется к духовному.

Заказывают иконы и в качестве подарка, например, для свадебной церемонии, или на крестины. Изготавливают именные заказные иконы для своего шефа или сотрудника, и это тоже прекрасно, ведь мы всегда говорили и будем говорить, что икона для верующего человека – лучший подарок!

А раз так все мажорно, откуда взялся у этой статьи столь странный, с подтекстом, заголовок? Всему свое время, как говорится, всему свое время! В основе статьи два случая – первый из них это обращение на одном из форумов владелицы современной иконы с просьбой помочь в ее… реставрации! Да, да, иконе несколько лет всего, а ее уже нужно спасать!

Нас это происшествие удивило, но оказалось, что случай, когда современная икона буквально «трещит по швам» отнюдь не единственный!

Что же не так, почему современная икона начинает «сыпаться», трескаться, терять золото и красочный слой, пугающе выгибается доска?..

Ответ на этот вопрос мы специально не искали, пока в наши руки не попала одна книга, которая и стала второй отправной точкой в создании этого материала.

Называть книгу мы не станем, дабы не создавать ощущения, что нам хочется кого-то очернить или разоблачить. Такой цели нет и не может быть, ибо мы искренне гордимся тем, что иконописный промысел в России возрождается, но в то же самое время мы хотим выразить и свою озабоченность по поводу того, как иногда обстоят дела в таком возрождении.

Автор книги красочно и подробно рассказывает о создании иконы в современных условиях. Книга разделена на логические главы и снабжена множеством фотографий. Она рассчитана на людей, которые хотят научиться создавать иконы своими руками и которые ищут качественное руководство по этому направлению.

Прочитав книгу, нас одолело двоякое чувство. С одной стороны, возрождающаяся иконопись – это прекрасно, с другой обозначились и вопросы к этой самой современной иконописи, приемы которой были подробно изложены в книге.

Давайте обратимся сначала к традиционной старинной русской иконописи, чтобы лучше понять, что нас взволновало.

На протяжении веков иконописцы в России вырабатывали приемы иконописи, в том числе и подбор красок и особую систему подготовки поверхности для живописи. Сама деревянная основа – доска иконная, и та требовала при своем производстве знаний и умений.

Конечно, в процессе эволюции (а в предреволюционный период – регресса) иконописи происходили и изменения. Так, в XIX веке практически полностью пришлось отказаться от применения паволоки, изготовления ковчега, однако именно благодаря отработанной технологии вы можете увидеть в музеях иконы, которые существуют сто, двести, а то и более пятисот лет!

Если мы говорим о традиционной иконописи, то тут не может быть ничего случайного, «экспериментального», так сказать, хотя упрощение технологических процессов имело место на закате иконописного промысла. Это, как говорится, факт общеизвестный и неоспоримый, однако столетние иконы, созданные до революции 1917 года прекрасно себя чувствуют при надлежащем уходе, в том числе и те, которые были написаны по самой «сокращенной программе», технологической программе. Однако в общей массе старинные иконы бытовали в экстремальных условиях, к ним не относились, как к какой-то «культурной ценности», однако и при таком грубоватом обращении они выжили и радуют сегодня владельцев.

Возникает вопрос – почему так? Почему иконы столетней давности живут, здравствуют, стойко терпят любые невзгоды, а некоторые современные иконы «вздуваются» и трещат по швам?

Ответ ищем на страницах руководства по иконописи.

Оказывается, сегодня иконописцы в своей работе часто прибегают именно к экспериментальным методам работы, смешивая по своему желанию старинные и современные технологии, старинные и современные материалы!

Вот, что нас смутило в книге: автор предлагает современному иконописцу пользоваться синтетическими красками наравне с природными, применять вспомогательные средства, которых не было ни сто, ни, тем паче, двести лет назад!

Конечно, мир и прогресс не стоят на месте, и химическая промышленность идет в ногу со временем, предлагая художнику новые варианты красок, грунтов, лаков. Имеется в свободной продаже огромный ассортимент клеев, олиф, сусального золота.

Но классическая икона, на наш взгляд, не место для экспериментов с новомодными материалами, такими, например, как синтетические пигменты или клей ПВА!

Второй случай, сподвигнувший нас на эту статью, произошел с нами. Лет двадцать пять назад у нас был, например, опыт первого использования лака на акриловой основе. Тогда, в период тотального дефицита мы его приобретали в качестве финишного покрытия для обработки расписных деревянных сувенирных досок, сувенирных матрешек и Пасхальных яиц.

Изделие не ответственное, ширпотреб, а потому и к лаку было отношение простое – требовалось всего лишь закрепить нехитрую гуашевую роспись, создать привлекательную глянцевую поверхность.

После покрытия таким лаком первой партии изделий выяснилось, что он… не сохнет! Вернее, лак высох, он не оставлял следов на пальцах, но вот пальцы на нем следы оставляли очень здорово и эта не проходящая эластичность покрытия ну никак не вязалась с тем эффектом, который требовался нам!

При разговоре с поставщиком лака выяснилось, что лак этот и не должен затвердеть, как оказывается! Производитель примерно определил срок полного затвердевания лака в… 100 лет! Но при этом он только предполагал такой срок, ведь лак начали выпускать только недавно, пару лет назад, как же проверить сегодня, затвердеет он через сто, двести или пятьсот лет и что произойдет, когда он все-таки затвердеет?..

В результате изделия были загублены, но это были всего лишь разделочные сувенирные доски, это не святые иконы!

Кроме того, выяснилось, что лак еще и размывает при нанесении гуашь, то есть наш дешевый и быстрый эксперимент провалился полностью. Не надо было экспериментировать, ведь технологический процесс к тому времени был нами уже отработан, но хотелось, как проще, дешевле, быстрее!

К чему был этот рассказ, наверное, понятно: сегодняшний эксперимент с использованием материалов, неизвестно как себя могущих повести через год, десять или даже сто лет совершенно исключен, если мы говорим про иконы, которые могут храниться в семье и передаваться из поколения в поколение.

Давайте теперь вернемся к современным живописным иконам, ведь тут все гораздо сложнее и каждый нюанс тут очень важен.

В книге приводились примеры, когда используются классические приемы и материалы, и когда к ним подмешиваются современные, в основном это предлагалось делать как раз для ускорения и упрощения технологических процессов.

Все, вроде бы, хорошо: действительно, современные материалы крайне практичны, удобны в использовании, дешевы и доступны, но они изобретены «вчера» и никто не знает, как они себя поведут, скажем, лет через пятьдесят, сто, или более, а ведь каждый человек, заказывающий икону, надеется, что икона, становясь семейной реликвией, обязательно будет передаваться из поколения в поколение и будет радовать детей, внуков, правнуков…

Сомнение заключается еще и в том, что икона, по сути, это сложный «пирог» из различных слоев, в которых находятся отдельно, смешиваются во время нанесения или диффундируют в протяженном периоде времени различные материалы, химические компоненты. И предсказать тут что либо вообще не представляется возможным, согласитесь!

Традиционная русская иконопись, основанная на применении простых и доступных природных материалов (пигментов, грунтов, клеев) за тысячелетие существования промысла себя полностью оправдала и мы не находим смысла искать новые решения, если есть те, которые отработали в течение многих веков наши предки и которые считаются классическими, проверенными, сверхнадежными.

Зачем, например, использовать в работе над иконой синтетический клей ПВА? Его не было в XIX веке и без него прекрасно обходились тогда при изготовлении и при реставрации икон! До сих пор древние иконы, созданные на Руси, никто из нынешних музейных реставраторов не станет укреплять ПВА эмульсией, так как этот способ в отличие от классического укрепления рыбьим клеем, считается необратимым!

Однако нынешнее поколение иконописцев, согласно книге, может двигаться в своих творческих изысканиях достаточно далеко, разрабатывая и собственные технологические «ходы».

Что же получается в результате? А в результате вы можете заказать икону, но получив ее, вы не будете знать, как она написана, какие при этом применялись материалы и технологии, какие краски использовались и естественно, у вас не будет никаких гарантий насчет того, сколь долго сможет прожить такая икона, будет ли она радовать вас, ваших детей и внуков!

Мы еще раз хотим оговориться, что цель данной статьи не состоит в очернении современного иконописного промысла, ведь есть мастерские, где применяются лишь вековые технологии и традиционные материалы, но кто поручится, что вам напишут икону именно так, как сделали бы это, например, до революции или еще лучше – в 12, 14 веке?

А сколько на Руси сейчас «свободных иконописцев», каждый из которых и технолог и мастер и фантазер?

Как выбрать мастерскую? Мы не знаем. И у нас нет ни конкретного совета, как обезопасить себя от «экспериментальной» иконописи и как выбрать правильно мастерскую. Проверить готовую икону на предмет применения в ней новомодных компонентов и приемов тоже невозможно.

Нет у нас и конкретного адреса иконописной мастерской, где могут изготовить икону традиционным способом.

Нам хочется верить, что таких традиционных мастерских большинство, ведь стоимость заказной иконы сегодня сравни со стоимостью антикварной, старинной иконы!

А может быть, мы слишком сгущаем краски и не стоит об этом думать сегодня? Дай то Бог, чтобы все обошлось, но вот пример треснувшей иконы все же остается перед нашими глазами и такие примеры, наверняка, есть, к сожалению, еще, а если поискать, то обнаружится, возможно, что их много, таких печальных примеров.

Стоит ли тогда изготавливать иконы на заказ? Однозначно – стоит! Ведь это желание у вас идет от души, к тому же вы так или иначе содействуете развитию и восстановлению русской иконописи, история которой и так прерывалась почти на век.

Ну а если вы все же сомневаетесь в правильности своего решения, можете по-прежнему рассчитывать на настоящие, традиционно исполненные более ста лет назад старинные иконы, представленные на сайте «Купи Старину!», уж они то вас точно никогда не подведут!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика