+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Старинные деревянные резные иконы из Сергиева Посада.

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

15.01.2016 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Резная икона 19 века – редкий гость на антикварном рынке, но также редко она встречается и на витринах музеев, кроме Питерского музея истории религии трудно назвать еще хотя бы одну подобную экспозицию, где имелась бы хоть пара десятков резных паломнических икон, крестов и складней!

Отсутствие резной паломнической иконы в музеях и частных коллекциях можно попытаться объяснить: старинная икона на рези во-первых, абсолютно неочевидна для обывателя (многие о ней слышат в первый раз), она сегодня очень редка, почему и представляется чрезвычайно трудно составить хотя бы небольшую коллекцию, кроме того, цена каждого отдельного экземпляра может доходить до десятков тысяч рублей, а такие приобретения смогут позволить себе далеко не все музеи и даже не все серьезные собиратели старины.

В имперской России, охваченной в XIX столетии настоящим паломническим бумом, существовало несколько устойчивых центров, где изготавливались резные паломнические святыньки, евлогии: миниатюрные образки, иконки, скалдешки и кресты. Киев, Соловки и Сергиев Посад – вот те «три кита», где паломникам предлагалось купить разнообразные религиозные сувениры.

Наш материал посвящен резным иконам из Сергиева Посада, ведь именно тут в середине 19 века налаживается массовое производство резных евлогий, продававшихся, безусловно, паломникам в Троице-Сергиеву Лавру.

Трудно сказать, когда именно зародился тут промысел, но в некоторых источниках указывается, что отправной точкой можно считать 17 век, однако в русло массового производства, направленного на удовлетворение нужд паломников, кустарный промысел направляется лишь во второй четверти 19 столетия.

Можно сделать предположение о том, что изготовление резных религиозных изображений в Сергиевом Посаде возникло из другого промысла – игрушечного, который, надо сказать, в дальнейшем существовал параллельно с религиозным, существенно его пережив после упадка, логично наступившего после революции 1917 года.

Есть сведения и о том, что не только кустари, проживавшие в Сергиевом Посаде, но и сами монахи Троице-Сергиевой Лавры занимались резьбой по дереву, но что можно сказать точно, так это о том, что конечной реализацией продукции всегда занималась монашеская братия, а не сами ремесленники. Монастырь скупал продукцию у кустарей, осуществляя ее «рецензирование», стандартизацию, в монастыре централизованно освящали евлогии и уже потом продавали паломникам!

К сожалению, сегодня очень сложно установить имена резчиков, которые прославили в веках и Сергиев Посад и Троице-Сергиеву Лавру, ведь подавляющее большинство памятников, сохранившихся до наших дней, не имеют подписей или любых других авторских отметок, за исключением работ мастера И.С. Хрустачева, получившего за свое мастерство награды на российских и международных выставках и даже удостоенного высочайшего звания «Поставщика дворца Его императорского величества».

Но, слава Богу, сегодня можно хотя бы с уверенностью атрибутировать резные изделия всех Сергиево-Посадских мастеров, выделяя их из общей массы предметов, созданных в других центрах, в частности, от резных изделий Киевских резчиков.

В ассортименте мастеров, работавших для паломников Троице-Сергиевой Лавры, были следующие изделия:

- Резные иконы.

- Резные образки.

- Резные складни.

- Резные композиции в бутылках и штофах.

- Резные ложки, вилки или ножи для бумаги.

Можно с уверенностью говорить, что наиболее массовыми (и доступными по цене) были миниатюрные резные образки и иконы, складни же были более дорогими и сегодня они встречаются гораздо реже икон или образков.

Материалом для изготовления резных икон, крестов или складней служило практически всегда одно дерево – кипарис. Материал этот хоть и был дорогим и привозным, особенно ценился резчиками за особые свойства, которые, как выясняется, понятны даже неподготовленному зрителю, внимательно рассматривающему старинные резные произведения.

Кипарис – твердое дерево, массив которого практически не имеет сучков. Кипарис превосходно обрабатывается, режется резцом или ножом, причем благодаря однородности массы позволяет резчику работать резцом во всех направлениях, что необходимо и особенно важно для миниатюрной, тонкой резьбы. Кипарис не выкрашивается, что опять-таки делает возможным выполнять из него чрезвычайно мелкие изделия, какими и были резные деревянные иконы, кресты и складни, создаваемые талантливыми резчиками Сергиева Посада и самой Троице-Сергиевой Лавры.

Кипарисовую иконку приятно держать в руках, она источает особый «благой» аромат, а еще кипарис мало подвержен короблению и деформации, поэтому столетние изделия при должном хранении выглядят практически, как новые.

Рассматривая изделия старинных резчиков с точки зрения определения инструментов, которыми они пользовались более ста лет назад, приходит удивительный вывод о том, что талант и мастерство этих умелых людей подкреплялись весьма простым набором таких инструментов: это прямые и изогнутые резцы и конечно, острый нож с тонким жальцем, шило, пилки, долотца.

Вглядываясь в те шедевры, которые были созданы столь примитивными орудиями, невольно даешься диву: как, каким образом удавалось, например, создать резной миниатюрный образок круглой формы, диаметр которого, только вдумайтесь, всего шесть сантиметров, с легкостью вписав в него пять ростовых фигур святых и элементы архитектуры?! На этом и на многих других памятниках голова святого сравнима по размеру с головкой спички, при этом у каждого лика отлично видны глаза, «прописаны» выпуклые щеки, губы, воспроизведены волосы на голове или бороде, а сами фигуры объемны, легки и плавны складки одежд, на облачениях видны превосходно выполненные узоры, религиозная атрибутика…

Как знать, может быть, и в 19 веке мастера уже применяли в своей работе увеличительные стекла, но даже если и так, все равно остается удивительным и непостижимым, как они могли обрабатывать дерево с такой изумительной точностью, делая резы или проводя риски, длина или глубина которых меньше миллиметра!

Конечно, изделия разных мастеров Сергиева Посада отличимы друг от друга, даже обыватель отметит разницу в качестве исполнения, в сложности композиций, причем, где то эта разница продиктована непосредственно умением, опытом самого мастера, а где то чисто экономическими соображениями, обусловленными рынком (ведь в конечном итоге реализовывались как предметы высшего уровня, так и посредственные).

На одной иконе, например, фигуры имеют искажения в пропорциях, криво исполнен окружающий архитектурный пейзаж, видно, что мастер еще не умеет резать дерево так, как это делают лучшие авторы Сергиева Посада, а на другой иконе все выполнено графично и четко, но рельеф проработан слабо, нет легкости и объема – и ясно становится, что икону резал профессионал, но он заботился лишь о том, чтобы за единицу времени сделать побольше продукции, будучи уверенным, что и такой упрощенно проработанный сюжет будет принят в монастыре и в конечном итоге, будет куплен паломником.

Часто можно увидеть и элементы подражательства «эталонным образцам»: так, например, сюжет «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», выполненный в мастерской Хрустачева, охотно копируется другими артелями и мастерами, но по явным недоработкам сразу становится ясно, что это – лишь попытки скопировать шедевр, это всего лишь искреннее стремление к идеалу.

Кстати, о произведениях Хрустачева. Они есть в музейных фондах, есть и у коллекционеров. По своему качеству они – наивысшая ступень в развитии промысла, и, пожалуй, они были и остаются лучшими среди всех известных памятников 19 века. С момента победы на выставке Хрустачев получает право ставить на своих произведениях особую печать, но существует и некоторое количество резных произведений, отчетливо атрибутируемых авторством Ивана Хрустачева (или его мастерской, в которой работали и два его сына), но не имеющих этой печати.

Мастера Сергиева Посада и монахи-резчики, в первую очередь, ориентировались в своей работе на потребности паломников, прибывающих в Лавру, а значит, и особым образом формировали ассортимент изделий, предлагаемых паломникам. Собственно, точно так же поступали и резчики Киева или Афона.

Смысл был прост: паломник приезжал или приходил в обитель с желанием поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и конечно, ему хотелось увезти на память особенный сувенир.

Поэтому резные иконы с образом святого Сергия и были тут самыми распространенными. Паломник мог купить просто образок преподобный Сергий Радонежский, или мог остановить свой выбор на изводах «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», «Преподобный Сергий Радонежский у гроба родителей».

Молящиеся также могли купить образки и иконки с образом Черниговской Богородицы, Николая Чудотворца и другие изделия, но в отличие от Киева в Троице-Сергиевой Лавре был ограниченный выбор именных икон и образков «на потребу», ассортимент, наверное, строго ограничивался идеологией, диктуемой монашеством мастерам, ведь именно монастырь тут выступал в качестве заказчика продукции и ее реализатора населению.

Говорить о «тогдашних» ценах на иконки и образки сегодня достаточно сложно, но иногда карандашные пометки, сделанные на оборотной стороне икон, или складней, все же встречаются и надо сказать, что тут были изделия, ориентированные на самый разный кошелек, от копеечных примитивных образков до сложных изделий, которые могли стоить десятки рублей.

К большому сожалению, само явление резной иконы многие десятилетия не замечалось ни музейщиками, ни исследователями, ни даже собирателями. Такое пренебрежение и игнорирование величайшего и яркого явления русской культуры ныне выливается в то, что до сих пор нет ни одного крупного исследования на эту тему, нет ни одного значительного, исчерпывающего каталога старинных резных паломнических святынь и констатировать этот факт чрезвычайно обидно.

Приходится констатировать и тот факт, что во многих изданиях, вышедших как в советское, так и в недавнее время, существуют отдельные или систематические ошибки в том, как авторы атрибутируют старинные резные деревянные изделия, относя их создание к другому времени и в другой территориальной привязке, внося определенный хаос и дезинформируя неискушенного читателя и исследователя старины.

Но в то же время надо признать, что существуют и антикварные предметы, атрибуция которых весьма затруднительна и которые могут с той или иной долей вероятности быть отнесены к тем изделиям, что были созданы в Сергиевом Посаде. Ну что же, возможно, и эти загадки со временем станут разгаданы благодаря все новым шедеврам, попадающим в поле зрения ученых и энтузиастов-исследователей феномена русской резной иконы 19 века.

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика