+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Старинные старообрядческие многочастные иконы – кладезь крестьянской мудрости и одни из наиболее интересных памятников прошлого.

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

25.01.2016 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Часто приходится слышать, что народные иконы, иконы краснушки и конечно, старинные многорядные иконы – это наиболее часто встречающиеся на антикварном рынке, недорогие и конечно, мало интересные с художественной и вообще, с любой точки зрения, произведения религиозного искусства прошлых веков.

Согласиться с такими представлениями сложно, точнее говоря – абсолютно невозможно, ибо на поверку окажется, что икон таких, особенно, если говорить об иконах в хорошем состоянии, не так и много, более того, встречаются они редко. Возможно, лет десять-пятнадцать назад, они и были в любой антикварной лавочке, «валялись» где-то на задворках «высокой» Мстеры или Палеха и сами антиквары томились их присутствием в ассортименте магазинов. Сегодня ситуация иная в корне: нет никакого изобилия многочастных многорядниц, старообрядческих икон «неделек». За прошедшие годы сформировался и особый слой собирателей таких икон и их настоящих ценителей, людей, которые целенаправленно их покупают, собирают, пытаются разобраться в атрибуции, во времени создания того, или иного памятника. Сегодня в русле этого набирающего силу, увлечения «простецкими старообрядками» особенно интересно становится их коллекционирование и главное – изучение, попытки понять их глубинный смысл, который, как оказывается, и вовсе невозможно передать в двух словах, и все, кто пытается принизить значение и важность многочастных старообрядческих икон, наверное, и не пытались этого сделать, отмахнуться ведь от сложного вопроса всегда проще, чем попробовать в него вникнуть…

Наивных народных икон, или, как их называют, крестьянских икон, нынче действительно достаточно много, мы же решили сконцентрировать свое внимание на совершенно особенной группе святых образов, именуемых в антикварной среде «многорядницами», многочастными иконами или иконами «недельками».

На фото: примеры многочастных старообрядческих икон.

Слева направо: икона двухрядница, XVIII век, Русский Север. Икона терядница, XVIII век, Русский Север. Икона трерядница, XIX век, Поволжье.

Сегодня многие собиратели и люди, заинтересованные в приобретении знаний, уже совершенно по-другому смотрят на «примитив», прошло то время, когда можно было легко и быстро набрать «Палехов» и «Мстёры», когда коллекция икон состояла лишь из «золотых» образов, «модерна», ярких, красочных и конечно, «престижных» во всех смыслах. Ныне многим становится понятно, что скоро, очень скоро иконный рынок России будет испытывать настоящий голод в плане притока новых антикварных шедевров. Древние иконы уже давно все наперечет, трудно найти в хорошем состоянии иконы XVIII века, да и XIX век уже подходит к завершающей торговой стадии: слишком силен ныне интерес к старинной иконе, а потому хорошие по исполнению и сохранности иконы, действительно, молниеносно исчезают в ненасытной пучине частных коллекций.

Иконы простого письма, по свидетельствам антикваров, продаются медленнее даже самого поточного расхожего «Палеха» или «Мстёры», сказывается покупательский «тренд», в котором по-прежнему предпочтение отдается «золотым», то есть сусальным иконам, иконам в серебряных ризах, «богатым» иконам, однако ситуация хотя бы за 2014 год поменялась кардинально: на фоне надвигающегося «иконного голодания» многие вперед смотрящие антиквары и коллекционеры поменяли вектор своих интересов, наконец всерьез взглянув на недорогие и пока еще доступные в ассортименте, иконы «крестьянской закваски», на те же краснушки, чернушки и даже на иконы подокладницы.

Можно уверенно сказать, что еще через двадцать лет, которые пронесутся мгновенно, на антикварном рынке полностью закончится процесс первоначального распределения антикварных икон и подавляющее их большинство окажется в личных коллекциях, а значит, дальнейшее их «вращение на рынке» будет лишь «тусованием» раритетов между антикварами, поступление икон «от народа» практически полностью прекратится. Тогда, надо думать, и любые «простые» иконы станут столь же желанны, как сегодня желанен пресловутый «Палех» или «Мстера», однако, и их будет трудно купить.

Столь длинное предисловие просто необходимо для понимания важности момента, сегодняшнего момента, когда те же многорядницы еще можно купить из первых рук, создавая свою уникальную коллекцию!

Тем не менее, уже сегодня приобретение таких икон затруднено и за несколько лет можно встретить в продаже всего несколько классических двухрядниц или трерядниц в хорошем коллекционном состоянии и «крепком» художественном исполнении.

Однако, будет не совсем справедливым утверждать, что иконы-примитивы стали интересовать кого-то из научной братии или из «повернутых на наиве» коллекционеров только сейчас: понять, рассмотреть подробности, попытаться усвоить корни явления пытались еще до революции 1917 года, были и те энтузиасты-одиночки, кто продолжал это делать при советской власти, но, надо сказать прямо, исчерпывающего научного труда на эту тему так и не было за все эти сто лет.

Даже если сейчас попробовать составить всю библиотеку, посвященную русской иконописи, попробовать поставить в ряд все книги, посвященные иконам, выяснится, что крестьянской иконе тут отведена самая малая роль, ее вспоминают редко, неохотно, в основном – для подчеркивания ее «неумелой наивности», «крестьянской простоты», одним словом, такой иконе уделяется наименьшее количество внимания, она всегда лишь оттеняет подлинные шедевры, становится тем закономерным фоном, на котором и «горят золотом» все «Палехи», «Мстёры», «Уралы», «Ветки», вожделенные раритеты, сверкающие бриллианты музейных фондов и коллекций богатых людей и знаменитостей.

Лаковые альбомы, роскошные издания смакуют «ценную и богатую» икону, а краснушки и крестьянские иконы артельной работы смиренно ждут своего звездного часа, и похоже, он уже настает!

Отрадно, что в России проходили выставки наивной и самобытной иконы, значит, многое меняется и в сознании собирателей и в сознании обывателя, который эти самые выставки с интересом посещал, в будущем подобное смещение вектора внимания к иконам «разного пошиба» будет еще более заметно: сегодня еще не поздно начать собирать и можно успеть собрать очень емкую и интересную коллекцию таких народных образов, завтра это будет сделать затруднительно, а то и вовсе – невозможно…

Одним из самых интересных проявлений такой простой иконы были и остаются иконы-многорядницы, многочастные иконы, созданные в старообрядческой среде.

Интересность таких икон очевидна, а малейшее внимание к таким образам заставляет непременно самому себе задать массу вопросов, на которые, увы, до сих пор нет ответов ни у собирателей, ни у людей ученых, занимающихся этой темой целенаправленно.

Имея перед глазами изображения таких икон, невольно задаешься вопросами: « а почему эти иконы столь похожи», «почему на иконах разного времени и из разных регионов имперской России одинаковый набор святых», «почему на многорядницах святые расположены в строгом порядке, как будто об этом договорились однажды все иконописцы», и к этому бесконечному списку можно добавить еще один вопрос о том, где зародились такие иконы и почему они получили столь широкое территориальное и временное распространение? Вопросы эти, увы, пока не имеют ответов.

И наверное, все бы так и катилось по горизонтальной плоскости, где многорядные иконы вызывают у собирателей лишь недоумение, даже подозрение – для чего мне такие иконы, если я не знаю, что с ними делать, как на них молиться? – если бы на информационном поле не появился человек, который бы взялся открыть многие тайны, который потратил десятки лет на собирательство «неделек» и на их изучение. Книга Виктора Петровича Ершова «Мои краснушки» - это во многом – ключ к пониманию природы «двухрядниц» и «трерядниц», но и эта книга, пожалуй, задает еще больше вопросов, не отвечая однозначно ни на один из имеющихся у собирателей.

Книга Виктора Петровича чрезвычайно интересна, но она - лишь набор предположений, которые автор базирует не только на личном опыте, на личных исследованиях, но и на мнении других специалистов, касавшихся в своих исследованиях этой области в русской иконописи.

И если одни из предположений кажутся более или менее правдивыми, то другие вызывают сомнение, требуют фактических доказательств и пока они не будут представлены, останутся лишь гипотезами, транслируемыми автором широкому кругу читателей.

Иконы трерядницы – наиболее интересные многорядные иконы, таящие в себе множество загадок. Почему в верхнем ряду на таких иконах почти всегда присутствуют изображения Казанской Божьей Матери и святителя Николая Чудотворца, почему в среднем ряду запечатлены ростовые изображения семейных святых и почему в нижнем ряду «прописались» клейма «Чудо Георгия о змие» и «Святой мученик Никита», причем все эти изображения всегда, на любой такой иконе располагаются в одном порядке - книга пытается дать ответ, с которым можно соглашаться или спорить.

По мнению Ершова, образы Казанской Божьей Матери и Николы, исключительно почитаемые старообрядцами, образуют своеобразный «старообрядческий Деисус», где Младенцу Христу предстоят Богородица и Никола. Часто между клеймами с Казанской и Николой существует еще и клеймо «Сошествие во ад», также любимое в старообрядческой среде и олицетворяющее главное для любого христианина – спасение вечной человеческой души.

Ну что же, можно с этим согласиться, но все это пока – предположения.

Второй горизонтальный регистр трерядницы отводится «избранным святым», причем тут вы обязательно увидите очень индивидуальный набор образов, он никогда не воспроизводится «под копирку». Тут могут быть образы святых покровителей домашнего очага, Самона Гурия и Авива, случается, что иконописец размещает образы Вселенских учителей, или заступников от блудной страсти, от пьянства. Редко, но в горизонтальном регистре второго ряда можно увидеть женские образы, но чаще всего они окажутся «зажатыми» между святым Георгием и Никитой в нижнем ряду.

То есть получается, каждая икона писалась индивидуально, для конкретного владельца, для отдельной семьи, что не очень вяжется с чисто артельным, поточным простым письмом трерядниц и двухрядниц.

Ершов пытается объяснить такое многорядное письмо, делая предположение о том, что верхний ряд – это Небо, средний – земля, но вот с нижним рядом получается заминка, его ведь можно тоже отнести к земному смыслу, не к «подземному» же!

Книга не отвечает и на вопросы о том, откуда пошла такая жестко исполняемая иконография, почему она воспроизводилась с предельной точностью в Поволжье, на Русском Севере, на Урале и в Сибири, в Карелии, словом, везде, где обнаруживаются эти уникальные иконы.

В книге Ершова, в большинстве, представлены иконы Карелии, родины автора, они обладают своим самобытным художественным исполнением и конечно, отличаются от подобных икон, встречающихся, например, в Поволжье, но смысловая подоплека, соблюдение «канона» в написании у них практически одинаковы.

Нет ответа и на вопрос о том, каким образом эта иконография и художественные приемы сохранялись на протяжении столетий, ведь при сравнении икон восемнадцатого века и икон конца девятнадцатого обнаруживается все та же удивительная схожесть, которая абсолютно не подверглась трансформации в ходе изменения «иконной моды», переработавшей изобразительное начало икон любых известных иконописных центров, неоднократно упомянутых в этой статье.

Кстати, о живописи. Действительно, «недельки» писались очень просто, часто – почти схематично, с минимумом цветовых обертонов. Лики без санкирной подготовки, пальцы-«вилки», белильные точки – глаза, закорючки – уши и губы… Образы графичны, оконтурены черным лаком, они больше похожи на кадры мультфильма, на комикс, абсолютно лишены живоподобия.

Часто на таких иконах видно графью, то есть возможно, иконы массово писались по шаблону. Однако ясно становится, что при такой массовости и одинаковой простоте, граничащей с примитивом значение таких икон для их первых владельцев нельзя недооценивать: явно, эти иконы хотели иметь в своей избе многие приверженцы старой веры, их хранили, на них молились, их берегли, их передавали из поколения в поколение!

У Ершова снова можно поискать ответ в книге. Автор предполагает, что такие иконы напрямую связаны у старообрядцев с «поминальным культом», что они отвечали за души умерших предков, он так и именует эти иконы – «спасы-прародители». Спорить с Ершовым трудно, но все же эта теория не выдерживает критики, ведь все собранные святые образы на иконе отвечают за успешную жизнь ныне здравствующих людей, они должны помогать живым и вовсе не понимаются верующими, как «проводники мертвых» или как попечители о душах усопших.

Казанская икона Богородицы воспринимается как икона заступница, икона целительница, Никола – вечный помощник в любых житейских делах и проблемах, клеймо «Сошествие во ад» - «гарантия» того, что душа человека спасется для вечной жизни, святые в среднем и нижнем рядах – мощный набор целительных и оградительных образов для того, чтобы любого члена семьи защитить от всякого зла, направить жизнь в нужное русло, исцелить от болезней и освободить от страстей, обеспечить семье и каждому ее члену процветание и успех в любом деле, защитить скот и хозяйство, оградить от черных сил. При чем тут «поминальный культ»?

Особенно интересны следующие вопросы – почему эти иконы, зародившись раз, просуществовали в неизменном виде несколько столетий и почему они были распространены именно в старообрядческой среде, ведь особые «знаки старообрядчества» на таких иконах отлично видны, эти символы легко читаются на таких иконах!

Более интересным кажется тут другое предположение Ершова, который высказывает мысль о том, что иконография и символизм трерядниц и двухрядниц есть отголосок язычества, где каждый бог имел свое строгое положение в иерархии, отвечал за свой, четко очерченный круг житейских защитных, помогающих или целительных задач. Но и это – лишь предположение, с которым можно согласиться или поспорить.

Книга Ершова – величайшее творение, отправная точка для всех тех, кто последует за автором в своем личном желании раскрыть тайны «неделек», расширить свои знания о старообрядческих иконах-многочастниках.

Было бы некрасивым, подвергая некоторые выводы Ершова, сомнениям, не осмелиться выдвинуть и свои робкие предположения о появлении и распространении многочастных икон, об их удивительной «законсервированности» и живучести в веках, когда иконография и изобразительные приемы не менялись, а наоборот, бережно сохранялись.

Абсолютно не претендуя на точные выводы, а лишь опираясь на собственные логические заключения, можно предположить, что «многорядницы», возможно, стали для старообрядцев неким обязательным религиозным атрибутом, своеобразной визитной карточкой, отличающей старообрядческий дом и ячейку общества от других (то есть никонианских).

Однажды зародившись во времена, последовавшие за расколом, в каком-либо крупном старообрядческом центре, «недельки» получили первоначальное распространение (как знать, возможно, это происходило даже в «директивном» порядке, ведь известно, что гонимые властями, старообрядцы, имели свою хорошо налаженную систему для общения, торговли и соблюдения обрядов), после чего иконы разошлись по тем местам, где оседали разметенные гонениями, старообрядческие общины. Тут вполне логично подчеркнуть и «местячковые» художественные оттенки, приемы письма, которые отлично видны на таких иконах и которые легко сопоставляются с территориями, на которых большими общинами обосновывались и жили старообрядцы – Поволжье, Карелия, Русский Север, Урал…

Многорядные иконы простого письма – дешевы, доступны, но на них к тому же присутствует целый сонм святых, предельно отвечающих всем нуждам отдельной крестьянской семьи, то есть каждая такая икона это еще и компактный и всеобъемлющий, ёмкий домашний иконостас: икона занимает мало места, ее можно быстро взять и увезти с собой, если вдруг власти начнут снова притеснять последователей старой веры, ее даже можно быстро спрятать, одним словом, любая трерядница это контаминация очень многих функций, возможностей, это просто необходимый предмет для любого старообрядца, который таким нехитрым образом может и для себя и для других подчеркнуть свою приверженность к своей вере, либо наоборот – быстро скрыть таковую приверженность, убрав икону с глаз долой.

Кстати, нынешний интерес собирателей к простым краснушкам-многорядницам во многом связан именно со старообрядчеством. Известно, что старообрядческие иконы всегда были и всегда будут в покупательском «тренде»: их считают более редкими, чем новообрядческие, а еще бытует мнение и об их большей помогающей силе, намоленности.

И эта причина понятна: старообрядцы скупали по селам и деревням древние иконы и копировали тщательно только такие образы, сохраняя для будущих поколений образчики дониконианской эпохи. Отсюда и такое отношение к старообрядческой иконе, как к иконе, хранящей древнее благочестие, на взгляд обывателя именно старообрядческая намоленная икона таит в себе особо сильное духовное свойство.

Одним словом, многочастные старообрядческие иконы сегодня тоже востребованы и их целенаправленно собирают те коллекционеры, кто уже понял «для чего такие иконы» и «что с ними делали в старину», так что всем, кто также заинтересовался ими, можно задуматься и о спешном приобретении «неделек», ведь, как уже было сказано, очень скоро и такие иконы будут в тотальном дефиците…

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика