+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Икарус 55 Люкс - одна из самых красивых моделей в истории социалистического автобусостроения!

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

31.05.2017.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель.

Глядя на сегодняшние улицы, по которым, в потоке других машин, двигаются разноцветные «кирпичи» автобусов, безликие и аморфные в своем современном облике, невольно проникаешься мыслью о том, что происходит вырождение стиля и вообще, идеи общественного городского транспорта.

Да – автобусы стали просторными и удобными для пассажиров, они стали экологичными и безопасными, но вместе с тем канула в лету и их индивидуальность, узнаваемость и вообще – то необыкновенное зрительное воздействие на прохожего и пассажира, которое оказывали, и заметьте, совсем не так давно, машины прошлых десятилетий.

Кажется, что почти «вчера» исчезли с улиц и трасс венгерские красавцы «Икарусы» двухсотых серий, а ведь казалось, что этот столп пассажирских перевозок останется навсегда, навечно незыблемым!

Ушли в небытие и отечественные «ЛАЗы», ныне совсем не отечественные, ушли и нелюбимые в народе, но столько потрудившиеся в городах, «скотовозы» «ЛиАЗы»… Уходящая натура сменяется совершенно иными машинами, несущими нам повышенный комфорт, но это автобусы без своего характера, одинаковые, неузнаваемые ни по внешнему виду, ни по звуку мотора, а потому и мало интересные для обывателя и для исследователя истории сегодняшнего автобусного парка.

В моем детстве автобус был лично для меня совсем не таким простым средством передвижения, а почти фетишем. Все дело в том, наверное, что мой отец работал на междугородних автобусных линиях, в знаменитом Московском ПАМСе, а потому я частенько ездил вместе с ним в недалекие рейсы, а еще и потому, что шофером был и мой дед, прошедший на машине всеми дорогами войны, до Берлина, но главное в этом интересе к технике и к автобусам – в частности была моя собственная тяга ко всяким механизмам, к любым машинам.

Так уж сложилось, что родившись в конце шестого десятилетия прошлого века, я еще успел вырасти настолько, что запомнил и отцовский автобус, которым на тот момент был легендарный Икарус 55 Люкс, именно эта машина оставила в моей памяти самый значительный след, олицетворяя собой не только эпоху, но и самые светлые воспоминания моего детства, поэтому мне хочется о ней рассказать, ведь по сути, ничего подобного уже не встретишь на дорогах России, а очень, очень жаль!..

Автобус Икарус 55 Люкс (Jikarus 55 Lux) родился на свет в середине пятидесятых и сразу же стал знаменитым, столь необычен был революционный облик этой машины.

В этом автобусе, по сути воплотилась доселе дремлющая в венгерском заводе, инженерная и дизайнерская идея, перевернувшая с ног на голову все, что доселе было в обывательских представлениях об автобусах. Конечно, красивые пассажирские машины выпускались и раньше в мире, но надо помнить о том, что времена особого подхода к разработке техники для государственных служб все уже катились к закату, приходило понимание того, что в принципе, не нужно особо «париться» по поводу внешнего вида того же автобуса или грузовика, ведь в задаче этих машин не было особенно важно, какого они вида и какие чувства рождают в глазах пешеходов или пассажиров. Они должны были просто перевозить людей и грузы из точки А в точку Б, остальное, как говорится, считалось блажью.

Вспоминая и историю предыдущих моделей Икаруса, вам не придется наткнуться на что-то выдающееся или запоминающееся: облик автобусов походил на сверстников, производимых конкурентами, они частенько выглядели откровенными уродцами, как будто вырубленными неумелой рукой из куска железа и стекла.

Поэтому именно с модели 55, можно сказать, и началась слава Икаруса, как автобусного завода, ставшего, благодаря созданию этого бриллианта, международным предприятием в рамках содружества Европейских социалистических стран (СЭВ – Совет Экономической Взаимопомощи) с обширными полномочиями по поставке своей продукции во все страны социалистического лагеря!

Тогда уже никто не вспоминал о темных страницах военной истории, когда Икарус работал на фашистскую Германию, новая марка стала практически именем нарицательным, даже сегодня иногда можно услышать из уст людей старшего поколения слово «Икарус», которое в их понимании обозначает «большой комфортабельный автобус для городских или междугородних перевозок».

55-я модель, на мой взгляд, это настоящий ренессанс, последний всплеск по-настоящему искрометной дизайнерско-инженерной мысли, воплотившейся в металле, стекле и резине, но давайте же рассмотрим этот автобус внимательно, со всех сторон, чтобы и вы убедились в том, что это был один из самых необычных и красивых пассажирских экипажей второй половины XX века!

К великому сожалению, в моем семейном архиве не сохранилось хотя бы одной карточки, где бы был этот автобус, все же тогда, в начале семидесятых фотография была уделом лишь увлеченных людей, готовых терпеть всяческие неудобства. Как жаль, что цифровое фото появилось значительно позже.

И еще одно искренне сожаление: поразительно, но факт – в России, на сегодняшний день, изо всего обширнейшего парка Икарусов 55 модели сохранился… всего один экземпляр! Он находится в столице, в музее, которого, я так понимаю, до сих пор не существует, как такового.

Поэтому практически все фото, которые я использую в статье, будут заимствованы из иностранных источников. В основном же это будет автобус, сохраненный и восстановленный в Эстонии, в Таллинне.

Вот он, Красавчик:

http://fotobus.msk.ru/photo/113235/

Первое, что бросается в глаза при взгляде на кузов – это необычный «выступ» сзади, одновременно абсолютно отличающий эту модель ото всего, что существовало и существует, и придающий автобусу стремительный вид. Его ведь так и называли – «ракета»!

«Зализанный» спереди, покрытый по бокам хромом двух рядов молдингов «фюзеляж» нового Ту-55 (еще одно прозвище!) со стилизованной наклонной надписью на борту Jikarus Lux восхищал и вызывал невольное уважение, форма автобуса подчеркивала его стремительность, его новые возможности по сравнению с предыдущими моделями.

В этом создании не было ни единой детали, которую бы сюда «приляпали» из вшивой социалистической экономии, каждая линия, каждая декоративная деталь Люкса отвечала этому гордому индексу, и сегодня разглядывать этот Икарус во всех подробностях – одно удовольствие!

Посмотрите на переднюю часть машины, чтобы оценить только что сказанное:

Лаконичная решетка со звездой снабжена тонкой хромированной рамкой и гармонично ограничивается круглыми фарами. Тут вообще, все очень «круглое» и скругленное: фары, фонари поворотников, верхний прожектор, противотуманные фары…

Вот сколько бы я не смотрел на «лицо» этого автобуса, я ничего не могу тут ни добавить, ни убавить, на мой взгляд, это абсолютно талантливо сделанная машина!

Обратите внимание на мощный хромированный бампер со «ступеньками», на «гнутые» объемные ветровые стекла, на фирменные икарусовские «крылышки» над решеткой, но в особенности – на выступающие сверху по бокам металлические гребни, в которых установлены стильные фонари габаритных огней: когда Икарус двигался в городском потоке с зажженными огнями, или проносился по трассе в тумане дождевых брызг, создавалось и впрямь полное ощущение того, что межпланетный корабль готовится к взлету.

Прожектор на крыше – не дань моде, а необходимая вещь, ведь в те времена на шоссе машин было очень мало, особенно в ночное время, и прожектор можно было использовать продолжительно, он никому не мешал, никого не ослеплял. Сегодня же вы не найдете этой детали ни на одном автобусе, так как это уже давно запрещено правилами.

А теперь посмотрим на «хвост», ведь именно задняя часть машины, по сути, предопределяла ее футуристический вид.

Не так трудно догадаться, что в выступающей «будке» спрятался мотор – так оно и есть. Инженеры предприняли необычное решение, которое позволило увеличить объем салона за счет того, что мотор из него попросту «вынесли на улицу». Ну а правда, куда его тут было девать? Ведь под салоном расположены багажные отсеки, а расположи инженеры мотор просто сзади, так он бы «скушал» сразу четыре пассажирских кресла, что в условиях плановой советской экономики и недостатка транспорта было бы, безусловно, ошибкой.

Конечно, при такой компоновке пришлось решать множество вопросов, связанных и с обеспечением необходимой жесткости и прочности рамы, на которую ложился мотор и коробка, а также проблемы с задней подвеской, на которую рычагом также немилосердно давила массивная задняя часть.

Однако все эти задачи решились, и подвеска у 55-го была очень правильной, в меру жесткой и в меру плавной, так что автобус никогда не «дельфинировал», преодолевая неровности дорожного полотна, к чему были склонны, например, отечественные «ЛАЗы», еще долго качающие кузовом от передней части к задней после, например, пересечения трамвайных путей и других небольших препятствий.

Но одно дело – решение чисто инженерное, вот вынесли конструкторы движок «взад», а дальше что делать? И получился бы очередной урод, если бы дизайнеры не сделали свой талантливый ход, превративший изначально странное решение в удивительное по силе красоты, художественное произведение!

Еще одно интересное решение – воздухозаборник на крыше, через который к двигателю направлялся поток охлаждающего воздуха. Из-за этого в задней части автобуса было создано двойное стекло – одна перегородка отделяла пассажирский отсек от воздуховода, второе стекло было уже внешним, наклонным.

Оцените, как красиво и лаконично сделана у автобуса задняя решетка, набранная из хромированных горизонтальных полос. Фонари габаритов и стоп-огни опять круглые, внизу, по центру – фара заднего хода. Обратите внимание на то, что закругленная выступающая рамка вокруг решетки еще играет и роль бампера, согласитесь, что все и тут сделано с безупречным вкусом, инновационно даже по сегодняшним временам, очень эстетично и красиво!

Если кто-то помнит более поздние «квадратные» модели Икаруса туристических серий, то у них мотор тоже располагался сзади, но выступающего «комода» уже не было. Так вот у них, при обслуживании двигателя, открывалась плоская крышка, она поднималась вверх и перед шофером открывалась лишь одна, внешняя сторона мотора с крыльчаткой и системой шкивов и ремней, так что рассмотреть мотор со всех сторон не было практически никакой возможности.

Так вот у Люкса проблем с осмотром и ремонтом мотора не было, поскольку и тут инженеры решили задачу с выдающимся остроумием! Вертикальная полоса на решетке радиатора, перехваченная рукояткой от «холодильника» - это место, где сходились две половинки капота, так что после его открывания они расходились в стороны, подобно клешням жука, открывая отличный доступ к силовой установке с четырех сторон: слева, справа, сзади и сверху!

http://hampage.hu/trams/tata070922/

Честно нужно признать и некоторые недочеты автобуса, с которыми столкнулись как пассажиры, так и шоферы.

Во-первых, это шум от двигателя и вибрация, которые ощущались наиболее сильно теми, кому выпало «счастье» купить билет на последнее кресло, находящееся непосредственно перед перегородкой, отделяющей салон от моторного отсека. Конечно, ностальгический рокот Икарусовского дизеля «Чепель» - это прекрасно, но не тогда, когда ты его слушаешь, совершая длительный «перелет», скажем, от Москвы до того же Таллинна!

Кстати, о ностальгическом звучании мотора. Когда мне было лет десять, я часто занимался тем, что на слух определял марку машины, двигающейся по улице. Спутать звук Икарусовского мотора нельзя было ни с чем. Этот нежный, но мощный перекатывающийся рык пробирал до дрожи, и когда сейчас я нашел в интернете видео, где можно его услышать во всей его красе, былые ощущения буквально заполонили мою душу сладкими воспоминаниями из детства…

Второй недостаток был мой узнан от отца, который, откровенно говоря, не хвалил двигатель 55-го, он считал его достаточно слабым для этой машины и говорил, что именно по этой причине шоферы старались побыстрее пересесть на поступающие в парк автобусы 250-х серий. А вот в целом теплые чувства к этой модели у него остались, безусловно, Люкс не мог и у него не оставить впечатлений от его удивительного вида. Отец отмечал, что всегда и везде прохожие и водители обращали внимание на этот автобус, вплоть до того, что останавливались и выворачивали головы вслед уходящей машине.

Автобус, по словам моего отца, отличался надежностью и неприхотливостью, служил верой и правдой, однако на самом деле, век модели не стал долгим, хотя бы если сравнивать с 250-тыми сериями, пришедшими ему на смену и продержавшимися чуть ли не полвека!

Ну а что же было внутри, в салоне? Рабочее место шофера было организовано довольно аскетично. Обратим внимание на то, что у этого автобуса не было отдельной водительской двери, шофер заходил через единственную пассажирскую дверь:

http://phototrans.hu/14,644837,0,Ikarus_55_P_03670.html

Именно в 55-ке появились и высокие «самолетные» кресла, удобные при длительных поездках между городами, хотя надо сказать, что за время выпуска модели ее внешний вид и оборудование салона часто менялись, «единого» дизайна не было.

Например, у автобусов первых выпусков фары располагались посередине, в бампере, но такое решение было, наверное, «слишком передовым» и их переместили в более привычное место, что, надо сказать, улучшило внешний облик машины. Менялся и дизайн задка, решетка была утопленной или сделанной заподлицо с рамкой, в последних модификациях чувствовалось дыхание упрощения всего и вся. Исчезли гребни фонарей с крыши, упростились боковые молдинги, машина стала более утилитарной, но все же не потеряла своего индивидуалистического облика.

Среди моих детских воспоминаний – поездка на Юг, в Одессу, а отдыхали мы в Каролино-Бугазе. На автовокзале долго ждали своего автобуса, а пока я с таким упоением бродил между рядами 55-х и «горбатых» ЛАЗов, вдыхая аромат солярки и бензина, перемешанный с пыльным раскаленным воздухом южного города, слушая такой родной звук их моторов…

Еще одно памятное событие связано с тем, как однажды отец взял моего старшего брата и мою маму с собой, чтобы по пути рейса в Скопин высадить нас в какой-нибудь уютной деревушке, дабы мы несколько недель погрелись на солнышке, покупались в речке, подышали свежим воздухом и попили бы деревенского молока.

Поскольку отец был человеком решительным и в чем-то даже бесшабашным, он решил не просто нас высадить с чемоданами на трассе, а подбросить непосредственно до самой деревни, благо она была в нескольких сотнях метров от шоссе (если быть точным, это было село Ёлшино, Рязанской области, ныне существующее). С виду безобидная идея обернулась казусом и скандалом, потому что, съехав с шоссе на грунтовку, длинный и низкий автобус тут же лег на брюхо в размокшей после дождя, колее.

Потребовалось несколько часов на то, чтобы его оттуда вытащил трактор, пассажиры были просто в истерике, но их можно понять. Тогда, в начале семидесятых, такое еще было возможно, сегодня уже, конечно, нет…

Нужно обязательно сказать и о раскраске автобусов, потому что в СССР поставлялись, в основном, машины комбинированной окраски: светло-кремовый верх и бордовый низ, такие, как я привел на фото, а вот единственный Московский автобус, дошедший до нашего времени, почему-то окрашен в зеленый цвет, совершенно не характерный для нашей страны…

За все время изготовления в СССР поставили 3000 автобусов этой модели, но что удивительно, они практически одномоментно исчезли с наших дорог, как только венгры начали поставлять «квадратные» машины 250-х серий.

Необходимо сказать и о том, что Люкс был предназначен исключительно для междугородних перевозок, но была ведь и городская версия этого автобуса под индексом 66. Но она абсолютно не прижилась, так как была явно не приспособлена для этого, слишком громоздкая по длине, но тесноватая внутри.

Несмотря на то, что Икарус 55 Люкс оставил заметный след в истории социалистического автобусостроения и в памяти людей, на нем ездивших, я столкнулся с тем, что, например, эти красивые и необычные машины практически не попали ни в кадры документальной хроники ни в объективы операторов, снимавших советские фильмы.

Но оказалось, что это не совсем так. Однажды я заболел гриппом, валялся в кровати и от нечего делать щелкал пультом телевизора, пытаясь отыскать что-то интересное.

На одном из каналов я наткнулся на только что начавшийся черно-белый советский детектив, и буквально застыл на весь день, ведь в этой многосерийной ленте постоянно мелькают такие родные и любимые мной, Икарусы! Не буду скрывать: я посмотрел этот достаточно посредственный фильм исключительно потому, что тут можно было увидеть старые автобусы в их родной стихии!

Кадр из фильма «Человек в проходном дворе». 1971 год.

Если и вы захотите увидеть эти машины в их настоящей повседневной работе, без лоска и музейного блеска, посмотрите фильм «Человек в проходном дворе», действие которого происходит, насколько я помню, как раз в Эстонии, в Таллинне и связано оно с автобусной станцией! На мой взгляд, больше нет ни одного фильма, в котором бы столь много, пусть и фрагментами, показывали бы Люксы.

Очень интересно и то, что ни в то время, ни сегодня практически не изготовляются игрушечные модели этих уникальных машин. Нет, сегодня их можно все же найти, а вот тогда, в моем детстве, игрушечные копии Люксов делали разве что немцы в качестве миниатюрных масштабных моделей, использовавшихся для создания макетов железной дороги.

Игрушечный автобус Ikarus 66 (городской вариант с раздвижными дверьми), сделанный в ГДР фирмой Permot для любителей моделей железной дороги. На коробке же указана модель 55 Люкс.

На момент написания статьи, я выяснил, что оказывается, еще один Икарус Люкс сохранен в Санкт-Петербурге и один найден в Подмосковье и будет восстанавливаться.

Недавно обнаруженный энтузиастами Икарус в Подмосковье. Ныне машина восстанавливается.

Ну что же, значит, не все еще потеряно и даст Бог, я увижу этот славный автобус, а может быть, и прокачусь на нем, оживив столь яркие и памятные детские воспоминания!..

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика