+7 964 558-01-25Москва
0 предметов на 0 Р
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!
Любое копирование материалов запрещено!
18.04.2017 года.
Максим Бурмистров.
Публицист, собиратель, исследователь, эксперт.
Несмотря на минувшее столетие с момента революционного переворота в России, на годы гонений, физического уничтожения, а затем и тотального забвения и равнодушия к русской иконе, в народе все же сумело не угаснуть то светлое чувство, которое современный (часто не верующий в Бога) человек питает пусть не к религиозному «портрету», сохранившемуся в семье от дедушек и бабушек, а хотя бы к предмету, несущему на себе некую вековую память поколений, той ниточке, которая тянется от наших предков к нам, а потом, возможно, потянется и к будущим поколениям россиян – к нашим детям, внукам, правнукам…
Русская живописная икона, пройдя с великими и невосполнимыми потерями сквозь года и десятилетия, все же сохранилась в достаточном количестве, чтобы и сегодня удивлять и радовать тех, кто решил о ней узнать побольше, а может быть – захотел приобщиться к вечному и прекрасному и путем покупки нескольких старинных намоленных икон для своего дома, отчетливо ощущая в этом душевную генетическую потребность и отчетливо понимая, что завтра этого в силу объективных причин будет сделать уже нельзя, ведь дореволюционных икон с годами не появится больше, наоборот, все сложнее станет находить хорошие и нужные иконы на заметно редеющем и «молодеющем» антикварном рынке, где образы XVI-XVII века уже практически не появляются, и лишь в ряду поздних икон Нового времени еще можно попробовать отыскать для себя достойные, радующие глаз и сердце, живописные шедевры.
Понятие массовой иконы для позднего периода, который надо, наверное, обозначить второй половиной XIX столетия и самым началом века двадцатого, когда даже не в силу революционных событий, а по воле жесткой конкуренции в кустарной промышленности завершилась тысячелетняя история русского иконописания, вполне сформировалось. Миллионами штук «выбрасывали» на ярмарки и торжки живописные образа в 19 веке крупные иконописные конгломераты – Холуй, Палех, Мстера, Холуй, Гуслицы, Борисовка. В их ассортиментных ориентирах была очевидная конъюнктурная направленность «на потребу», из-за чего осуществлялось, на мой взгляд, даже некоторое давление на потребителя, зажатого в своих желаниях тем ограниченным предложением изводов, которое культивировали кустари, занимавшиеся расхожим иконописанием, изготовлением поточной массовой дешевой продукции.
Именно поэтому среди бесконечной массы «Никол» и «Казанских» икон XIX века так трудно отыскать что-то пусть и простое в живописном плане, недорогое, но очень и очень редкое, экзотическое по изводу и сюжету, существующее в единственном экземпляре и абсолютно выбивающееся по всем своим признакам (и типологическим и художественным) изо всего, что до сих пор приходилось видеть и держать в своих руках.
История обнаружения такой уникальной иконы оказалась до банальности простой: у одного из региональных антикваров в лавчонке на «блошке», прямо на асфальте были поставлены стопкой с десяток ветхих икон, заранее определенных им таким небрежением в разряд «негожих», таких, что частенько покупаются сегодня лишь для того, чтобы юный иконописец-практикант и ученик потренировался в написании своих первых и робких работ, или для того, чтобы матерый «реставратор» изготовил из них обыкновенный новодел – положил новую аляпистую живопись на старую иконную доску.
Я уже не раз сталкивался с этим феноменом – люди, занимающиеся старинными иконами на протяжении десятилетий, нередко ошибаются в своих оценках перспективности продаваемых предметов, отчего у меня появляется возможность спасти их от забвения или даже от уничтожения руками современных «богомазов-варваров».
Сев на корточки перед рядком прислоненных друг к дружке, запыленных осыпающихся старых досок, начинаю их «перелистывать», но первые увиденные экземпляры удручают своим практически полностью утраченным живописным слоем. Однако пятая или шестая, по счету, икона заставляет меня вздрогнуть: и своим состоянием и своим внешним видом она полностью выбивается из ряда всех остальных образов, которые хозяин поместил в стопку, да и вообще, образ не похож на те привычные изображения, которые из раза в раз встречаются среди массы поздней поточной иконописи.
Мгновенно оценив всю необычность иконы – и по ее живописному воплощению и главное – по надписанию, то есть по названию, начертанному «баканом» по сторонам от лика Богородицы, я через пару минут, поторговавшись и расплатившись с торговцем, стал обладателем чрезвычайной редкости, в чем достаточно быстро убедился, исследовав уже дома недра Всемирной сети. Предлагаю и Вам проникнуться моментом, ведь перед Вами не просто раритет, а образ Богородицы, который даже при большом желании, будет практически невозможно найти в старинном исполнении!
Старинная икона Богородицы Услышательница.
Дерево, смешанная техника, покрывная олифа.
Россия, XIX век.
Москва, частное собрание.
Письмо тут хоть и простое, без изысков, но не примитивное, не поточное. Икона исполнена в смешанной технике и содержит в себе как элементы классической русской иконописи, так и обладает признаками современных, времени ее создания, приемов письма. «Живоподобие с элементами модерна» - явление, в принципе, распространенное во второй половине XIX столетия, когда изографы часто ориентировались на самые различные образчики и пробовали свои силы в разных направлениях, именно XIX век, по моему скромному мнению, стал столетием наибольшего числа художественных экспериментов в области иконописи, где существенно изменился и технологический процесс и материалы и конечно, «пошибы» - стили.
Школьная икона, академическая, артельная, народная, иконопись в неорусском стиле , в стиле модерн, барокко, рококо, ампир – чего только не было явлено в это время, но каждый иконописный памятник нельзя оценивать только по этим внешним признакам, развешивая ярлыки «правильное» или «не правильное», «ценное» или «не ценное» на то, или другое произведение. Я всегда памятую о том, что любая, даже самая простая икона несла и несет в себе необходимые сакральные функции, надо всем всегда помнить, что она веками находилась среди людей и выполняла все их задачи, духовные требы, была чтима, любима…
Моя икона написана опытным мастером, имевшим специальный профессиональный опыт. Возможно, это был артельный иконописец или даже талантливый самоучка.
По всему видно, что образ создавался по специальному индивидуальному заказу, так как исполнена икона на качественно изготовленной доске с двумя фигурными шпонками – такие иконные доски не применяли для поточных расхожих икон.
Изображение исполнено в пастозной манере, что само по себе очень необычно, оно практически лишено декоративности, икона выглядит аскетично и строго как в красочной гамме, так и в стилистике, всем своим видом транслируя зрителю сосредоточенное молитвенное состояние.
В своем созерцании разных старинных икон я часто видел изображения, вызывающие самый разнообразный душевный отклик. Есть иконы «отрешенные», погруженные в себя – перед ними человек должен совершить усилие, проникая в суть образа, пытаясь наладить с ним связь. Как правило, это иконы древние, виденные мною в музеях. Есть иконы «суровые», заставляющие вздрогнуть и задуматься о своей грешной жизни. Перед ними стоишь, как на исповеди и чувствуешь, что не ты смотришь на образ, а он на тебя. Но как всякий грешник, я особенно люблю иконы «веселые», «улыбающиеся», которые в своей красочности и открытости ликов Небожителей настраивают и меня на какой-то легкий и мажорный лад. Посмотришь на такую икону, и сразу легче становится на душе, уходят печали и горести, даже если было до этого момента плохо, «веселая» икона поможет преодолеть хандру, ободрит, даст силы жить дальше.Но какая же из них самая правильная – «отрешенная», «суровая» или «веселая»? Наверное, все они обязаны быть, ибо каждому человеку в разное время может понадобиться помощь, и уже душевно в этот момент мы поймем, потянемся к тому, или другому святому образу.
Приобретенный мной Богородичный образ был совершенно обособленного свойства, в душе он рождал одновременно самые разные чувства – и жалость, и сострадание и какую-то тихую и добрую грусть, одновременно обостряя молитвенное начало, желание обратиться к Пресвятой Деве и Ее Сыну с просьбой о ниспослании мира и покоя для всех людей на этой земле и со словами покаяния о своих греховных делах и суетных помыслах…
Безусловно, иконографических версий исполнения Богородичных икон очень и очень много, но если рассматривать только дореволюционные произведения, выяснится, как уже было упомянуто, что в большинстве своем весь ассортимент сведется к «ярмарочному типу», то есть к тому коммерчески выгодному и востребованному набору изводов, который был в XIX веке востребован в «среднестатистической» массе верующего люда, непритязательного и не особо знающего, приобретающего иконы для себя или в качестве подарка.
Взгляните на ассортимент образов Богородицы, который представлен на витрине Антикварного салона Офеня или на сайте Купи Старину, и Вы легко в этом убедитесь, обнаружив несколько «Владимирских», «Казанских» или «Тихвинских» икон – именно на них и нацеливался тогдашний покупатель, а изготовитель живописных икон подстраивался под его потребности, и, как я уже сказал выше, мог и сам диктовать ассортимент, сужая рамки притязаний тех, кто хотел купить икону для своего Красного угла.
Конечно, писались и более редкие Богородичные изводы «Взыскание Погибших», «Курская Коренная», «София Премудрость Божья», «Нерушимая Стена», «Гефсиманская», «Иверская», «Донская» икона Божией Матери или даже такие, еще более редкие образы Богородицы, как «Иерусалимская», «Всевидящее Око», «Страстная», «Коронование Пресвятой Богородицы», но чем реже в позапрошлом веке воспроизводился тот, или иной сюжет, тем еще гораздо реже его можно найти и тем паче, купить сегодня и объяснение этому весьма банально: собиратели и коллекционеры давно уже включились в процесс поиска и выкупа всего, что может быть редким и тем более, раритетным, представленным в одном экземпляре, так что любая икона с очень редким сюжетом становится закономерно тем желанным и ценным объектом для приобретения, который привлекает повышенное внимание понимающего в антиквариате, человека.
В этой связи купленную мною Богородичную икону «Услышательница» просто невозможно найти на современном антикварном рынке и вообще нет никакой уверенности в том, когда соименный образ, написанный до 1917 года еще может появиться в продаже!
Чтобы убедиться в действительной редкости появления иконы Богородицы Услышательница», проведите самостоятельно простой эксперимент – «забейте» в поисковике того же Яндекса запрос «старинная икона Богородицы Услышательница» и в разделе «картинки» попытайтесь разыскать хотя бы три фотографии разных старинных живописных работ с точно таким изводом: Вы очень быстро поймете, что их просто нет ни в каталоге изображений, ни, тем более, в свободной продаже.
Вы можете попытаться вести поиск дореволюционных икон с этим изображением любыми способами, но результат, скорее всего, будет прежним: известных, на сегодняшний день, дореволюционных образов с этим изводом всего раз, два и обчелся!
И коль скоро я показал Вам всю принципиально важную сторону существования этой иконы, помните: если Вам все же посчастливится увидеть аналогичный старинный образ в каком-нибудь антикварном салоне, не теряйте времени и уникального шанса, выпавшего на Вашу долю.
Давайте же перейдем к описанию иконы, ведь это очень необычный памятник религиозной живописи, который необходимо рассмотреть со всех, и в том числе, с исторической, с культурной и религиозной точек зрения.
Первообраз – икона Пресвятой Богородицы Услышательница или Услышительница прославился не где-нибудь, а на Святой Горе Афон, ныне он бережно хранится в Зографском монастыре.
На рубеже XIII-XIV веков жил в монастыре иеромонах Косма, который прибыл на Афон из Болгарии. Будучи еще юношей, он определил сам себе будущий жизненный путь, стремясь к воздержанию от мирских радостей и выбирая духовную стезю подвижничества во имя Господа. Тайно ему пришлось покинуть отчий дом, душа его стремилась к Святыням Афона, где он и оказался.
Нужно обязательно сказать, что он совсем и не случайно попал в Зографский монастырь, ведь именно эта обитель была основана болгарами еще в конце первого тысячелетия.
Зографский мужской монастырь, или Зограф основали три брата, которые сначала жили в кельях, а затем соорудили общий храм в честь великомученика Георгия, причем название это они получили в виде откровения по своей горячей молитве. Слово «зограф» означает «живописец», «изограф»: на обыкновенной иконной доске чудесным образом самоизобразился великий святой, от иконы и пошло имя обители – Зограф, под живописцем тут понимается сам великомученик Георгий Победоносец, совершивший это художественное чудо.
Вид монастыря Зограф на Афоне.
(Источник фотографии: http://www.lyamcino.ru/news2016/novost2016_10/novost2016_10.html)
В монастырь стали притекать монахи и богомольцы, паломники, желающие молитвенно прикоснуться к святой иконе, однако сама обитель впоследствии не раз подвергалась полному разорению.
Тем не менее, до наших дней (а в начале 19 столетия монашеская жизнь снова закипела в стенах православного монастыря) сохранился чудотворный образ Георгия, а также и другие святыни, среди которых чудотворная икона Богородицы Акафистная и конечно, образ Богородицы Услышательница, также почитающийся верующими, как чудотворный и исцеляющий.
Чудотворная икона Богородицы Услышательница.
Святая Гора Афон, Зографский монастырь.
(Источник фотографии: http://www.lyamcino.ru/news2016/novost2016_10/novost2016_10.html)
…Косма исправно исполнял свой богоугодный долг, став монахом, однако сердце его всегда было полно желанием еще большего духовного подвига, которым он видел отшельничество и потому он, наверное, в один из дней, во время горячей просительной молитвы, сподобился услышать голос Пресвятой Девы, которая спрашивала «Как спастись Косме?», а Господь тут же давал на этот вопрос ответ: «Пускай удалится из монастыря на безмолвие».
Пораженный чудесным явлением, Косма поведал братии о случившемся и получив от настоятеля Зографского монастыря благословение, монах удалился в пустынную местность, где высек прямо в скале пещеру, ставшую для него домом на всю оставшуюся жизнь.
В иноческом отшельническом подвиге удостоился Косма от Господа дара совершать чудотворения, но вот что очень важно: все молитвы свои посвящал он одной лишь иконе Пресвятой Богородицы, от которой он и услышал тогда голос, именно она по смерти праведника и получила имя «Услышательница», под которым и стала известна многим и многим верующим, получившим от нее чудесное исцеление и помощь.
Как когда-то услышала Богородица просьбы Космы, так и Косма услышал голос Господа и Его Пречистой Матери от иконы, и имя это – Услышательница – прекрасно иллюстрирует ту всепомогающую силу и быстрый отклик от иконы Пресвятой Девы, к которой обращаются верующие, стоящие на молитве перед чудесным изображением.
Образ Услышительница слышит нашу молитву, быстро принося нуждающимся помощь, поддержку и чудесное исцеление, а ведь это тот самый редкий образ, который помогает людям преодолеть, казалось бы, неизлечимые недуги, связанные с онкологическими заболеваниями, болезнями позвоночника и вообще – любыми людскими хворями, которые, увы, не поддаются лечению традиционными медикаментозными методами!
Однако если бы представленная старинная икона Богородицы была лишь списком с чудесного Афонского образа, это было бы «просто» очень редким иконографическим явлением, но как выяснилось, редкость антикварного предмета еще более высока!
Все дело в деталях изображения – видите, в левой руке Девы Марии находится цветок белой лилии – символ непорочности и целомудрия, духовной и телесной чистоты? Оказывается, в одном из храмов Украины хранится и прославилась своими чудесами новоявленная икона, на которой образ Пресвятой Богородицы Услышательница воспроизводился изографом именно с таким цветком!
Никольский храм не миновали бури минувшего столетия, когда вера подвергалась жестоким гонениям, когда разорялись святые церкви и монастыри: церковь была закрыта и поругана.
В наше время чудотворная икона обнаружилась у одной из жительниц села и верующая владелица согласилась передать чудотворную святую икону в храм.
Новоявленная чудотворная икона Богородицы «Услышательница».
Украина, село Фасово, Свято-Никольский храм.
(Источник фото: http://rovenky-ep.org.ua/news/05102016_fasova_osvyashchenie_hrama_monastirya_v_chest_ikoni_bozhey_materi_uslishatelnitsa.html)
Еще одна чудотворная икона «Услышательница» прославилась своими чудесами в другой стране ближнего зарубежья, некогда являвшейся республикой в составе СССР: в Свято-Никольском соборе города Ашхабада (Туркмения) хранится еще один список с Афонского Богородичного образа.
«Ашхабадская» икона Услышательница была написана на Афоне в 1908 году и привезена в Россию, в Свято-Никольском Соборе образ оказался после 1948 года, когда город разрушило сильнейшее землетрясение – икону принес кто-то из прихожан и подарил приходу…
Чудотворная икона Богородицы «Услышательница».
Туркменистан, Ашхабад, Свято-Никольский Собор.
(Источник фото: http://vos.1september.ru/article.php?ID=200104603)
Если рассматривать живописное изображение с точки зрения подробностей извода, то Афонская (да и все остальные списки с нее) икона представляет собой художественный вариант, очень напоминающий одну из любимых и чтимых древних чудотворных икон на Руси – образ Богородицы Знамение, но при этом наблюдаются и большие отличия.
Младенец Христос тут изображается без круговой сияющей мандорлы, погрудно, а вот наличие у Него свитка и благословляющий жест аналогичны тому, что Вы можете увидеть на древней чудотворной Новгородской иконе Знамение.
Не видит зритель и правую опущенную вниз руку Девы Марии, левая же Ее рука покоится на плече Сына, одновременно в ней зажат и стебель цветка лилии.
Чудотворный образ из Зографа выполнен на доске арочной формы и покрыт окладом. Над иконой теплятся три негасимые лампады, в нижней же части, на цепочке подвешены вотивные подвески и крестики – дары иконе за совершенные чудеса от верующих людей, посетивших в разное время обитель.
Старинная живописная икона, приобретенная мной на блошином рынке и представленная в статье, во многом перекликается в своей композиции с Афонским первообразом, например, в точности воспроизведены форма и пропорции складок на мафории Богородицы, форма прически Младенца, складки на Его одеждах – в принципе, тоже самое сходство есть и на иконе из Никольского храма села Фасова.
По сути мы все присутствуем при удивительном и исключительном событии: в истории русской иконописи Нового времени обнаружена еще одна дореволюционная старинная икона Богородицы Услышательница, ставшая продолжением «списка списков» с чудотворной Афонской Святыни, а говоря точно – четвертой по счету живописной иконой данного извода, созданной в имперской России или, может быть, на Афоне!
Значение этого открытия трудно переоценить, ведь достаточно сказать, что популярные Богородичные изводы и более редкие варианты, перечисленные выше в статье, сохранились до нашего дня в тысячах и тысячах копий.
Вполне вероятно, что отдельные экземпляры старинных икон с изводом «Услышительница» все же появлялись на антикварном рынке, возможно, они есть и в частных собраниях, или просто хранятся в домах у верующих людей, только никто пока об этом не знает, но все равно уже становится очевидным, что таких старых дореволюционных живописных икон сохранилось столь ничтожно мало, что каждая из них представляет собой значительную ценность как в историческом, культурном плане, так – главное - и в религиозном. Например, если сегодня российский верующий задастся целью помолиться перед старинной иконой Богородицы Услышательница, находящейся в церкви, сделать этого он не сможет по причине отсутствия образа хотя бы в одном храме в России!
Сейчас сложно сказать, откуда на представленной иконе, как и на иконе из Свято-Никольского храма села Фасова появилась лилия – возможно, оба памятника являются списком с еще одного чудотворного образа, о котором никто сегодня не знает и который, возможно, канул в лету во время почти векового коммунистического забвения и гонений на веру.
Но как не разнились бы все эти старинные и даже древние иконы или, наоборот, как бы ни были они похожи друг на друга, все они имеют один корень и один источник в своем изобразительном, но, что еще более важно, в своем созидающем и помогающем свойстве – и это, конечно, Зографская Услышательница, чудотворная икона инока Космы из Афонской обители.
И верится всем сердцем, что и представленная икона, неся в себе изобразительное подобие Святыни, соприкасалась с одной из чудотворных икон, что и она обладает чудодейственной силой, исцеляющей доброй энергетикой, присущей многим «спискам», сделанным в России с самых разных чудотворных икон до наступления богоборческого постреволюционного периода.
Надо помнить и о том, что все три известных иконы с изводом Услышательница являются чудотворными, что подтверждено многими фактами исцелений и других событий, случившихся при молитвенном обращении к этим образам Пресвятой Богородицы.
В образе Услышательницы чувствуется мощь, сокровенное знание и та красота, которая ощущается не только нашим эстетическим чутьем, где что-то просто «нравится» или «не нравится», но душой, нашим религиозным чувством, в котором обязательно, как цветок белой лилии, расцветает радость от возможности обратиться напрямую, без посредников, к Самой Всецарице и Ее Сыну и знать, что помощь обязательно последует!..
День празднования иконы Пресвятой Богородицы Услышательница отмечается 5 октября (по новому стилю).
Молитва к Пресвятой Богородице, совершаемой перед Ее иконой «Услышательница»:
"О Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, скорая Услышательнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Твоего на нас, к чудотворному Твоему образу припадающих и, услышав смиренную молитву нашу, умоли Сына Твоего и Бога нашего да сохранит в мире и благоденствии страну нашу, да укрепит Церковь Православную и непозыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Избави всех, о Всеблагая, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от бед, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь."
Новые поступления
Каталог товаров | Сервис и помощь | Статьи | Мы в Vkontakte |
---|---|---|---|
© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру