+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Старинная русская живописная икона как главный символический маркер нашей православной цивилизации.

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

04.07.2017.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Пресловутый вопрос любому иностранцу о том, какие явления, понятия и вещи ассоциируются у него с Россией, наверное, сразу все же поднимет на поверхность из глубин памяти среднестатистического зарубежного человека такие устойчивые «затрендованные» с детства, шаблоны, как русская водка, шапка-ушанка и балалайка. У более продвинутых «знатоков» всего русского к вышеуказанному списку добавятся медведи, русский балет, матрешки, и, возможно, Сибирь, но что можно спрогнозировать практически точно – старинная русская икона в этом перечне появится отнюдь не первой, а скорее всего, вообще не возникнет, в то время как по моему мнению, все предыдущие «пунктики» туристического представления о великости можно поставить далеко позади русской иконы и вообще, всего, что исторически связано с православием и верой, и что сегодня в визуальном ряду гордо демонстрируется в первую очередь любому иностранцу, прибывающему в Россию, и в частности – в Москву.

В самом деле – что мы показываем иностранцу сначала и что по нашему мнению, является самым главным, самым показательным, четко выделяющим Россию на фоне всего другого мира, делающим ее уникальной, неповторимой, и, что очень важно – притягательной?

Чем удивить и сразить иностранца и чем сразу дать ему сигнал об этой нашей уникальности и неповторимости, а одновременно показать и нашу талантливую, самобытную суть? С чего начать рассказ о России? Что ему показать первым делом? Московское метро? Большой театр? МКАД? Третьяковку? Останкинскую телебашню? Нет!

Рассказ о любой стране, наверное, надо начинать с истории, с корней. Только «от начала всех начал» можно в динамике выстроить мостик в настоящее, чтобы не скакать по эпохам, а показать многовековой путь, проделанный нами, путь уникальный и яркий, наполненный событиями и свершениями, украшенный судьбами великих людей и простых граждан.

Однако речь идет не о скучной музейной лекции с демонстрацией ископаемых предметов быта и орудий труда. Мне кажется, что уникальным локусом в понимании сути России всегда были будут, в первую очередь, культовые сооружения, сохранившиеся до наших дней со времен патриархальной империи, а проще говоря – православные храмы и монастыри, все то, что показывает Россию, как страну духовную, чтущую свои вековые православные традиции, как искренне верующую державу!

Старинные главки церквей, попадающиеся на глаза не только в центре столицы, но и украшающие пейзаж в малых городах и селах, являются и сегодня «градообразующими», именно их вид и существование, я уверен, радует не только любопытного туриста, вооружившегося камерой, но и любого местного жителя, уставшего от «всеобщей урбанизации», заключающейся в нагромождении разноразмерных многоэтажных глыб из стекла и бетона. Именно храмы и монастыри являются не только оплотом духовной жизни страны, но и ярким показателем нашей вековой культуры, творчества, прогресса в искусстве.

Духовная архитектура – это то, что лежит на поверхности, что видно сразу, для этого даже не надо особо напрягаться, и конечно, количеством и масштабами такие сооружения удивляют и радуют любого зрителя. Однако, внешняя красота храмов, восхищая своей красотой и благолепием, все же не дает понятия о сути, ведь любой храм начинается не снаружи, а внутри.

Но для любого туриста, как говорится, важны не только водка и ушанки, ему хочется (а вдруг, это удастся именно ему?) еще и познать загадочную русскую душу, которая тоже «затесалась в списке» как раз где-то между «Столичной» и балалайками, и вот тут-то окажется, что разговор об этом нужно опять-таки начинать не сидя в ложе Большого театра на «Лебедином», а находясь в старинном русском храме, стоя и созерцая источник всего, что в конечном итоге и превратилось в то, что мы зовем «русской культурной цивилизацией» - русскую старинную икону.

На мой взгляд, именно русская икона должна быть в самом начале списка важнейших понятий и явлений, которое и мы, православные жители России, и иностранцы, прибывающие в нашу страну, просто обязаны знать, понимать и помнить, чувствовать всю основательную и созидающую мощь этого явления, четко отражающего суть души любого русского верующего православного человека.

Где нужно искать, где можно найти русскую душу? В древних, и просто в любых старинных иконах! Мы ищем ее везде, где угодно, но не хотим увидеть главного: становление православной веры на Руси, развитие ее, сопровождалось и развитием общей культуры людей, объединенных одной идеей о спасении собственной души. Спасти душу можно только одним – становясь лучше, соблюдая Заповеди Христовы. Но для того, чтобы понять, как это сделать, нужны учителя, нужны вещественные символы. Таковыми учителями были священники, символами в глобальном масштабе становились храмы и монастыри, но вещественный и визуальный ряд совершенно гармонично и естественно дополнялся иллюстрациями из Библейской истории, изображениями Небожителей – живописными иконами, которыми наполнялись храмы и к которым притекали верующие и паломники. Русская икона, сначала бытовавшая только в храмах, недоступная простому человеку, в XVIII веке уже вполне освоилась в крестьянских домах, а в следующем, XIX столетии и вовсе, стала массовой, бытовавшей повсеместно.

Ни в одной стране мира, насколько мне известно, не получила икона такого широкого распространения и такого тотального народного почитания, как в России – и это и есть корень нашей самоидентификации и лакмус нашей уникальности по сравнению с другими странами.

В любом доме перед революцией 1917 года могло бытовать сразу несколько икон, они есть и у горожанина и у жителя села, «на божнице» перед ними теплится лампадка, икона живет в доме не как изображение святого, а как буквальный член семейства. К ней обращаются в ежедневных молитвах, и при любых делах, она всегда в обиходе, в работе. Ее любят, берегут, передают из поколения в поколение… И тогда и сегодня семейная икона для ее владельцев – живой организм, который видит, чувствует, откликается на слова и мысли. С иконой не обращаются, как с обычной, пусть и дорогой вещью. Никому и в голову не придет ее грубо взять, бросить или даже переставить на другое место, перенося при этом на боку, или того пуще – вверх тормашками. В XIX веке даже существовали занавески по бокам от полочки с иконами, которые стыдливо задергивали, если собирались «грешить»…

Икона тогда – лучший подарок, которому радуются и который по сути своей является очень правильным. Ты даришь икону, а человек, который ее получил, будет не только молиться на святой образ, но и вспоминать дарителя добрым словом и словом молитвы. Можно просто подарить икону и знать, что о тебе будут обязательно молиться, разве не является это удивительным явлением, отображающим наши душевные потребности?

Несмотря на массовость икон во второй половине XIX века, когда их изготавливают миллионами и затем продают на ярмарках, торжках и в иконных лавках, потребность населения в домашних образах не ослабевает.

И как понять нашу загадочную душу, если в одно и то же время делаются и покупаются иконы самых разных изводов, размеров и пошибов, живопись на которых может быть и исключительно высокоталантливой и до предела упрощенной, примитивной? Каждая икона все равно находит своего любящего хозяина, свою семью, где существует затем долгие десятилетия, века…

Старинная икона – зеркало русской жизни, в ней отражается «тогдашний» мир, его устои, понятия, культура, потребности и даже мода…

Взгляните на древние суровые иконы, на отрешенные средневековые лики образов Новгорода, Пскова, почувствуйте дух иконы, изображающей Небожителей «в отрыве» от житейской реальности и затем сравните эти произведения с поздней живоподобной иконой того же девятнадцатого века, когда изографы брались воплощать самые смелые идеи, руководствовались веяниями художественных течений, существовавших на Западе и в России, следовали требованиям заказчиков, желавших иметь в своем доме все, что отвечало моде тех дней.

Иконы в стиле модерн, барокко, рококо и одновременно с этим – попытка многих иконописных центров сохранить древние традиции: такова она, поздняя русская иконопись, но все, что находится в промежутке между известными ранними памятниками и предреволюционной иконой наглядно покажет в динамике, какими путями двигалась русская духовная живопись и что происходило в творчестве мастеров, что волновало их и что было востребовано верующими.

Для обывателя иконы зачастую кажутся одинаковыми, однако это мимолетное ощущение быстро спадает, как только окунешься в мир, созданный изографами за столетия существования промысла. Уникальность иконы в том, что при всей своей ранимости и хрупкости, при всей физической зависимости от всяческих неблагоприятных факторов, она прошла сквозь века и сегодня радует нас своим видом, самим фактом ее существования.

Дерево на Руси спокон веку было основным строительным и поделочным материалом, из него строили дома и храмы, только в начале XVIII века, по сути, началось массовое замещение деревянных культовых построек каменными, «вечными». И вот уже несколько столетий нет деревянных храмов и домов, нет и многих поселений тех времен, а иконы не сгинули, сохранились, минуя пожары, войны, терпя влажность, нападение насекомых и свечную копоть.

И в факте того, что они пережили все, что было создано и существовало в «их время», есть удивительность бытования древних образов сегодня. Но при всей своей архаике и «оторванности» от нам привычных вещей – телевизоров, компьютеров, телефонов, автомобилей, космических летательных аппаратов, словом, от всего того, что олицетворяет прогресс и современное развитое общество, древние русские иконы не выглядят чем-то чужим и чуждым. Несмотря на почти вековое гонение на Церковь и веру, преемственность в нашей сердечной тяге к иконе не утрачена, икона осталась гармоничной составляющей нашей жизни, причем наше теплое душевное отношение к ней сохранилось: как знать, возможно это именно тот случай, когда можно с уверенностью говорить о генетической памяти?!

В русской иконе – корни понимания нашей души, ведь именно в этих предметах на протяжении веков проявлялся талант мастеров, их тяга к прекрасному, желание сделать не просто изображение святого, а нечто живое, великое, и любовь к этим творениям владельцев святых образов.

Для меня икона это целый тройственный союз, в котором сливается несколько понятий. Во-первых, икона - это Окно в Горний Мир, моя связь с Небом, проводник моих молитв. Во-вторых – это художественное произведение, обладающее культурной, религиозной и даже материальной ценностью. В-третьих – это наследие наших предков, создавших этот культовый предмет, сохранивших его до наших дней, это моя незримая связь с ушедшими поколениями верующих людей, посвящавших свои молитвы этому образу, сделавших из «просто иконы» икону намоленную, обладающую особой помогающей, созидающей и даже целительной силой, или как сейчас принято говорить, положительной энергетикой.

Русская икона – показатель самобытности, нашего природного таланта, умения делать уникальные вещи, которые восхищают не только нас самих, но и все человечество, стремящееся к познанию великих явлений в мировой истории. Мы частенько и сами подпадаем под влияние «заграницы», удивляясь их местечковым явлениям, творениям человеческих рук иностранных мастеров. Это вполне нормально! Но и у нас есть, чем можно и нужно по праву гордиться, и икона в данном случае выступает не просто, как объект для моления, а как уникальное произведение искусства, в которое мастер вложил всю силу своего таланта и одновременно – значительную частицу своей искренне верующей души!

Икона – не картина! Картина может быть талантлива и прекрасна, она может волновать и радовать, но только икона, кроме созерцания красоты дает радость духовного общения зрителя и изображения - Небожителя, на ней написанного!

Всегда надо помнить, что не только талант мастера и его профессионализм отображались кистью на иконной доске, справедливо считается, что Сам Господь ведет руку изографа, давая вдохновение и наделяя рисунок возможностью быть живым, делая из него проводник, соединяющий Небо и верующего, созерцающего образ во время молитвы.

Возможно, иностранец будет рассматривать иконы, как картины, ища и обнаруживая в них проявление лишь художественной силы изографа, но для меня очень важна энергетическая составляющая, духовное взаимодействие зрителя и святого, связь эта либо возникает, либо нет, но если искра проскакивает, то оказывается, что совсем не обязательно живопись будет высокоталантливой, сложной, что называется, «дорогой», «богатой», просто изображением задеваются нужные струны души. Тогда икона начинает работать именно как проводник наших мыслей, желаний, молитв.

Икона ведь совсем не однородна в своей массе, она разнопланова не только при рассмотрении разновременных произведений, но и при изучении памятников, созданных в один и тот же промежуток времени.

Волнительно было открывать для себя старообрядческую икону Русского Севера, позднюю поточную живопись Юга, Владимирских сел. Каждый и тогда и сегодня может найти для себя время и школу, которая бы в полной мере отражала эстетические потребности, трогала душу и пробуждала молитвенное чувство.

Икона, написанная столичным придворным мастером и икона, созданная в лачуге деревенского богомаза могут, оказывается, быть одинаково сильно волнительными, и обе будут нравиться – в этом состоит для меня настоящая загадка в восприятии русской иконописи.

Здесь я увижу тонкость исполнения рисунка, безупречность в использовании красок, умение мастера владеть кистью, а в народной иконе меня поразит та открытость и глубина наивной души, которая свободно изливается «в три краски» на кривоватой покоробленной доске, грубо вырубленной топором из соснового полена.

Ответ на вопрос «почему мне нравится и шедевр и простая икона-краснушка» опять надо искать в душе, которая только ей одной понятным чувством устанавливает художественный, а скорее всего – духовный ценз, подсказывая нам, что не только в силе таланта и мастерства тут дело, есть ведь и другие критерии, которые будут не мене важны.

Икона в русской истории – квинтэссенция творчества. Что может быть для верующего мастера-творца важнее, чем создание святого образа? Ничего! Никакая картина или иная вещь, созданная руками русских мастеров, не могли ими цениться выше по своей значимости, чем икона. Самое высокое искусство в России до самой революции имело религиозный оттенок.

Посмотрите не только на иконы и экстерьер храмов, но и на внутреннее убранство церквей и монастырей, где также нашли в полной мере отражение и талант и желание создавать великие творения, посвященные Богу. Ручное шитье, резьба по камню и дереву, художественное литье и обработка металлов – везде проявилась потребность творческих людей отдать свой талант во имя прославления Христа. Но эти творения не были жертвой, они служили многим и многим людям, целым поколениям верующих, приходивших в храмы и видевших эту необычайную красоту.

И еще пару слов о картинах. Возможно, и вам приходило в голову, отчего это в России нет столь большого числа полотен русских художников, сохранившихся из средних веков? В Европе музеи ломятся от подобных произведений, да и в наших крупнейших музейных экспозициях наблюдается засилье картин Западно-Европейской школы.

Да просто в России основное внимание было уделено развитию всего, что было связано с православием, отсюда и многочисленные и разнообразные иконы, которых, увы, нет в таком количестве там, на Западе!

Вот и получается, что самое ценное, что было сохранено нашими предшественниками до нашего времени, что само по себе есть вещь уникальная и до самых корней самобытная – это русская живописная икона, а уж потом все остальное, где в самом хвосте находится балет, за которым плетутся и шапки-ушанки, марширующие под балалаечный аккомпанемент в обнимку со «Столичной» и медведями по улицам, засаженным раскидистой клюквой.

И если вы сами хотите что-то узнать о нашей русской душе и основе России, как культурного и духовного государства, если к вам в гости приехал житель далекой страны, начните в культурном самопознании с самого важного – с познания русской иконы, а остальное обязательно приложится, дорисовывая поистине великую и гармоничную многовековую картину развития нашего общества.

Лично я этот путь познания начал, и чем дальше – тем глубже и с большим удовольствием в нем утопаю, открывая все новые страницы знаний, и если ко мне вдруг кто-то нагрянет «из Парижу», я уже знаю, с чего начать рассказ о настоящей России и о загадочной русской душе.

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика