+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Многочастные иконы – еще раз о явлении и конкретно о нескольких необычных живописных памятниках XVII-XIX века.

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

10.07.2017.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Иконы «частники», или, говоря более простым языком, старинные многочастные иконописные памятники – отнюдь не редкость, с ними приходится встречаться достаточно часто, но всегда такие образы лично у меня вызывают удивление, поскольку мне трудно порой самому себе объяснить с достаточной долей уверенности, в чем была изначальная причина применения такой композиции, когда на одной иконной доске появлялось сразу несколько отдельных клейм – по сути – несколько отдельных икон.

Однако, как говорится, «не все иконы одинаковы», поэтому разговор о многочастных образах святых надо начинать, попытавшись все же провести некоторые разделительные линии, обозначив обособленные пласты таких памятников, сформировав подгруппы, в которых будут наблюдаться устойчивые композиционные и изобразительные принципы.

Первая подгруппа памятников – это иконы Двунадесятых Праздников, наиболее распространенных произведений, особенно популярных в народной среде верующих людей в том же XIX веке.

В любом антикварном салоне, даже в любой небольшой антикварной лавочке и сегодня можно найти хотя бы одну-две старинные иконы с центральным клеймом Воскресения Христова и Сошествия Во ад, окруженным миниатюрами с изображением двенадцати основных Церковных Праздников. По сути это – миниатюрный годичный Церковный календарь, в котором акцент (при помощи все того же центрального изображения) делается на главном событии в христианской истории – Воскресении Иисуса после Его Распятия.

Старинная икона Двунадесятые Праздники.

Русский Север, XVIII век.

Москва, частное собрание.

Такая икона и в XIX столетии была особенно близка верующему человеку, и конечно, ее появление, как устойчиво повторяемой иконописцами, изобразительной фабулы, было очевидно и продиктовано искренней верой и желанием иметь в доме изображения основных религиозных событий годичного цикла.

Старинная икона Двунадесятые Праздники.

Центральная Россия, XIX век.

Образ из ассортимента Антикварного салона kupistarinu.ru

Купить икону Вы еще можете на сайте kupistarinu.ru

Появление подобной многочастной композиции, было еще и потому нужным и востребованным, поскольку ни финансово, ни физически, простой человек, выражаясь современным языком, не «потянул» бы покупку 12 икон аналойного размера, и уж тем паче, не сумел бы их одновременно разместить в своем Красном углу, в простом, пусть даже очень просторном крестьянском «пятистенке».

Старинная икона Двунадесятые Праздники.

Центральная Россия, XIX век.

Образ из ассортимента Антикварного салона kupistarinu.ru

Купить икону Вы еще можете на сайте kupistarinu.ru

Простые по живописи, такие иконы продавались достаточно дешево, и их мог позволить себе купить практически любой желающий, хотя, безусловно, от мастера такая работа требовала особых навыков и терпения, поскольку живопись была миниатюрной и многофигурной. В «обычной» иконе Праздников можно насчитать до семидесяти отдельно прописанных фигурок, а еще ведь надо было написать и «горки» и архитектуру, сделать надписания у каждого клейма…

Вторая подгруппа памятников, содержащих несколько отдельных икон-клейм на одной иконной доске – это иконы трерядницы, и, как их более редкая разновидность – иконы двурядницы.

И те и другие, как мне показалось, изначально имеют старообрядческую природу, хотя в XIX веке четкая граница между старообрядческой иконой и новообрядческой частенько выглядит зыбкой и эфемерной.

Многорядные иконы обнаруживают совершенно другую композиционную основу, нежели иконы Двунадесятых Праздников. Если в Праздничных образах отлично наблюдается «рядная цикличность», где Праздники выстроены по принципу «чтения» иконы слева-направо, начиная с верхнего левого клейма с Рождеством Пресвятой Богородицы и оканчивая Успением, расположенным в нижнем правом углу, здесь восприятие образа не подчинено столь жесткому прочтению, хотя схематика иконы практически всегда повторяется.

Взгляните на икону второй половины XVII века из Заонежья, как нельзя лучше иллюстрирующей «эталонную» композиционную схему трерядниц Русского Севера, да и не только, но все же обладающую своей собственной «изюминкой».

Старинная икона трерядница.

Русский Север, Заонежье, вторая половина XVII века.

Москва, частное собрание.

В верхнем ряду слева-направо расположены образы Казанской Богородицы, Воскресения Христова в изводе Сошествия Во ад и клеймо с Николой. Этот ряд можно назвать, пожалуй, наиболее точно исполняемым не только в XVII веке, но и в том же XIX-ом, причем не только на Русском Севере, но и в Сибири, и в Поволжье и даже в окрестностях Холуя, то есть во Владимирских селах.

Средний ряд тут не «эталонный», поскольку его «разбивает» на три клейма образ Богородицы Всех Скорбящих Радость, который, по сути, становится на иконе центральным. Обычно же средний регистр на трерядницах занимают ростовые фигуры избранных святых, которые тут «ютятся» по бокам от центрального изображения.

Нижний ряд здесь также «образцово-показательный», переходящих из одной «иконы-старообрядки» в другую: слева святой Георгий на коне, побивающий змея, представленного в виде черной извивающейся гадюки. Посередке – ростовые фигурки «женских» святых, справа – Никита Бесогон в рост и с мученическим крестом в руке.

Как мантру, как заклинание, повторяют изографы композицию и клейма на трерядницах, но что такая икона являет собой по сути, для чего она предназначалась и почему столь твердо укрепилась единожды где-то и неизвестно когда, явленная схема?

К сожалению, о природе трерядниц сегодня можно только строить различные предположения. Например, известный исследователь трерядниц Русского Севера, Виктор Петрович Ершов в своей книге «Мои краснушки», делает вывод о том, что эти иконы выполняли обрядно-поминальную функцию и в их задаче была задача помочь людям в поминании ушедших предков, в создании и поддержании некоей духовной связи с миром ушедших в мир иной, родственников.

Однако мне представляется такая смысловая подоплека трерядниц совершенно если не ошибочной, то по крайней мере, искусственно зауженной.

На этих икона был собран сонм помогающих, защитных святых, которые как нельзя лучше отражали нужды и потребности верующих людей, живущих в конкретной семье, ведь, например, набор святых образов в среднем ряду и в нижнем «женском» клейме продиктовывался исключительно заказчиком иконы. Нужно было бороться с пьянством – писали образ святого Вонифатия. Надо было бороться с блудной страстью – на иконе появлялась святая Фомаида. Надо ума прибавить – деревенский иконописец пишет Вселенских Учителей, а надо защитить скотину от падежа – намалюет Флора и Лавра!

Имена святых в среднем ряду и в «женском» клейме зачастую говорят о том, что они соименны с именами ныне живущих членов семьи, так где же тут «поминальная функция»? Совсем другое дело, если икона, написанная для членов конкретной семьи, сохранялась и передавалась по наследству, то есть хранилась уже после смерти ее заказчиков-владельцев. Тогда – и это абсолютно верно, она могла храниться «на помин душ», но тем не менее, не теряла актуальности и для совершения молитв о ныне живущих, потомках тех, кто когда-то участвовал в создании образа.

Хочется отдельно сказать и об образе «Скорбящей Богородицы», появившейся на этой древней иконе. Считается, что старообрядцы не особо жаловали эту икону, считая, что она явилась уже после раскола, а значит, изначально является новообрядческой, «никонианской».

Тем не менее, образ появляется, да еще и в качестве центрального, на сугубо старообрядческой иконе Русского Севера, где, как известно, особенно чтили устои древней веры.

Объяснение феномену я могу дать только одно: на мой взгляд, образ появился здесь вследствие «моды», особой популярности чудотворной иконы, которая прославилась в 1688 году, и именно в первые годы после чудесного обретения весть о ней разошлась по всей империи, тогда и была написана продемонстрированная, Вашему вниманию, трерядница.

Приведу пример и более редкой иконографии – икону двухрядницу, созданную в XVIII веке на территории Русского Севера. Икона жестко сохраняет порядок клейм верхнего ряда, в котором обязательными считаются изображения «Казанской» и Николы, однако тут нет «Сошествия». Тем не менее, именно такое «упрощенное» исполнение верхнего ряда, по мнению некоторых исследователей, составляет так называемый «старообрядческий Деисус», в котором Младенцу Христу предстоят Богородица и Никола.

Старинная икона двухрядница.

Русский Север, XVIII век.

Москва, частное собрание.

Нижний ряд на иконе – это сонм помогающих святых, в котором (что достаточно удивительно) появляется и один женский образ – это святая Фомаида (справа), которой молились и просили спасти от блудной страсти. Рядом с ней расположился и Вонифатий, борец с пьянством, а еще левее – Самон, Гурий и Авив, защитники семьи и семейного счастья.

В данном случае икона может рассказать о том, какие насущные проблемы пытались решить в семье, где появился этот образ. Вполне возможно, что инициатором его создания была сама хозяйка, пытавшаяся бороться за свое личное счастье и за мир и покой в семье.

Следует указать и на тот факт, что в основной своей массе трерядницы и двухрядницы не обладают тонкостью и богатством исполнения, отчего складывается устойчивое ощущение того, что такие иконы имели распространение среди простого люда, и по большей части, писались местными богомазами, иконописцами от сохи. Впрочем, именно это обстоятельство для собирателей «неделек» имеет основное значение, ибо все эти иконы настолько самобытны в своей простоте, что их можно смело причислить к народным иконам – созданным в народной среде изографами-самородками для народа и бытовавшими все в той же народной среде.

Еще одна подгруппа икон с несколькими клеймами – это четырехчастники, причем в центре иконной доски, в своеобразном «средокрестии» помещается еще и изображение Распятого Спасителя.

Набор клейм на таких иконах почти всегда разный и продиктован потребностями заказчика, объединяющим же изобразительным элементом является Распятый Христос.

Приведем примеры таких икон, представленных на сайте ofena.ru. В первом случае это многочастная композиция, имеющая совершенно определенную «женскую» направленность. Образ святителя Николая в верхнем ряду соседствует с иконой Честной Главы Иоанна Предтечи, являющуюся в народном понимании «лекарством» от головной боли, характерной для слабой половины человечества. В нижнем ряду – редкий Богородичный извод Грузинской Богоматери и образ святой Параскевы – покровительницы женщин. Эту редкую икону еще можно, на момент написания статьи, купить на сайте Антикварного салона ofena.ru:

Икона четырехчастная, «женская», XIX век.

Купить икону Вы еще можете на сайте ofena.ru

Вторая икона – из моего собрания, которая также представлена на сайте ofena.ru, это еще более редкий вариант четырехчастника с Распятием Христовым в «средокрестии». Это наоборот – «мужская» икона, в основе которой святые князья страдальцы – Борис и Глеб. Нижний ряд отдан восседающим на резвых конях святым Георгию Победоносцу и Архангелу Михаилу:

Икона четырехчастная, «мужская», XIX век, Великий Устюг.

Образ из ассортимента Антикварного салона ofena.ru

Купить икону Вы еще можете на сайте ofena.ru

В изобразительную конструкцию этой во всем необычной и празднично исполненной иконы добавлен еще один элемент – это образ Господа Саваофа, расположившийся посередине, между верхними иконами.

Еще одна устойчиво существующая четырехчастная иконописная система, эксплуатировавшаяся иконописцами самых разных регионов имперской России, демонстрирует сонм исключительно Богородичных образов, собранных на одной доске.

Зачастую иконография клейм совпадает, но порой изографы создавали многочастные композиции, исходя из пожеланий Заказчика, неизменным оставалась лишь сама схематика: четыре иконы Богородицы на одной иконе.

Примерами могут стать старинные иконы XIX века, которые Вы сможете увидеть и купить на сайте kupistarinu.ru.

Вот, например, небольшая по размеру, но редкая по своему набору изображений, Богородичная многочастная икона, на которой вверху Вы увидите Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы и Федотьевскую Икону Богородицы, а в нижнем ряду – Ржевскую икону Пресвятой Богородицы и Шуйскую икону Богородицы, это, наверное, одна из наиболее редких подобных иконописных композиций, которые мне приходилось встречать:

Старинная многочастная Богородичная икона с редким набором клейм, XIX век.

Образ из ассортимента Антикварного салона kupistarinu.ru

Купить икону Вы еще можете на сайте kupistarinu.ru

Еще одна Богородичная икона обладает другим, более распространенным набором изображений Богородицы. В верхнем ряду Вы увидите образ Ченстоховской Богоматери (Умягчение Злых Сердец) и икону Богородицы Утоли Моя Печали, а в нижнем ряду – икону Избавление От Бед Страждущих и образ Взыскание Погибших.

Старинная многочастная Богородичная икона с традиционным набором клейм, XIX век.

Образ из ассортимента Антикварного салона kupistarinu.ru

Купить икону Вы еще можете на сайте kupistarinu.ru

И еще одна икона с Богородичными клеймами, в точности повторяющими предыдущий памятник, но отличная в том, что на полях изображены приписные святые Дмитрий и Анастасия – ясный признак того, что образ писался по особому заказу, скорее всего, для супругов, имеющих соответствующие имена.

Старинная многочастная Богородичная икона с традиционным набором клейм и приписными святыми, XIX век.

Образ из ассортимента Антикварного салона kupistarinu.ru

Купить икону Вы еще можете на сайте kupistarinu.ru

И, наконец, заключительная подгруппа икон-многочастников, к которой принадлежат образы, созданные вообще безо всякой устойчивой изобразительной модели, и несущие совершенно разнообразные изображения в клеймах. Удивительно, но в иконописи, где в принципе, все же соблюдались каноны и общепринятые конструкции, обнаруживаются совершенно разноплановые и необычные живописные работы, которые, безусловно, требуют отдельного исследования.

Можно только строить предположения, как появлялись такие «новаторские» иконы – по прихоти ли заказчика, не желавшего мириться с диктатом канона, или по фантазии самого изографа, но факт остается фактом: такие многочастные иконы не просто привлекают внимание опытного зрителя и удивляют его, но и являются, на мой взгляд, одними из наиболее удачнейших приобретений для понимающего собирателя старины, чувствующего в таких произведениях большой потенциал!

Приведу пример лишь одной старинной иконы, которая полностью иллюстрирует суть явления и будет отличным приобретением для понимающего коллекционера. Это трехчастная икона, в верхнем регистре которой исполнена икона «Огненное Восхождение Пророка Илии», а в двух нижних клеймах разместились образы Тихвинской Богоматери и Троеручицы:

Старинная трехчастная икона в очень редком исполнении, XIX век.

Образ из ассортимента Антикварного салона kupistarinu.ru

Купить икону Вы еще можете на сайте kupistarinu.ru

Мир многочастных старинных русских икон многообразен и новые открытия еще будут сделаны в нем, однако мне хочется еще вернуться к началу нашего разговора и рассказать о некоторых разновидностях «традиционных» многочастников – икон с изображением Двунадесятых Праздников.

Гораздо реже, чем обычные Праздники, встречаются так называемые «расширенные Праздники», когда помимо привычных двенадцати клейм, окружающих центральный образ Воскресения-Сошествия, на иконе появляется еще один круг миниатюр, рассказывающих более подробно о событиях Библейской истории.

Один из таких памятников мне удалось не так давно увидеть и рассмотреть во всех подробностях, своими впечатлениями я хочу поделиться с Читателями и Покупателями Антикварного салона kupistarinu.ru.

Икона эта аналойного размера, написана она была в XIX столетии, но на гораздо более древней основе. Доска тут, что называется, «породистая», толстая и массивная, причем на обороте ее даже сохранилась древняя заказная надпись, согласно которой до Праздников» тут был образ Казанской Божией Матери. По всей видимости, живопись пришла в упадок, но не известно, почему на доске изобразили заново не ту же Казанскую, а именно Праздники.

Старинная икона Двунадесятые Праздники со Страстным циклом и избранными сюжетами.

Россия, Мстёра, XIX век.

Москва, частное собрание.

Судя по стилистике позднего изображения и по тому, что икона кардинально сменила тематику, икону с утраченным Богородичным сюжетом просто купили офени, после чего перепродали подстаринщикам из Мстёры, где на доске написали ныне существующую многочастную икону.

Известно, что именно в Мстёре иконописцы-старообрядцы активно занимались таким промыслом, когда на древней доске рисовали новую икону в стилистике древнего же письма, а затем еще и покрывали не свежей прозрачной олифой, а специально «состаренной», темной, отчего живопись на иконе становилась сдержанной, приглушенной.

Старинщики Мстёры работали так, ориентируясь на потребу все тех же старообрядцев, охотно приобретавших иконы, так сказать, «в духе», ведь образ, исполненный на древней доске и искусственно сделанный «старинным», выглядел совершенно по другому, нежели яркие и броские обычные иконы того времени.

В угоду старообрядческому вкусу на небольшой, в общем-то, доске, мастер разместил не 13 (считая центральное клеймо Воскресения-Сошествия) клейм Праздников, а… 29, окружив привычный круг миниатюрных икон еще одним кругом изображений Страстного цикла и избранными сюжетами Праздников.

Рассмотреть каждую миниатюру в подробностях мне лично удалось только при помощи хорошей ювелирной лупы, но при этом меня мучил только один вопрос – каким же образом старинный мастер сумел написать столь маленькие иконки, сколько труда, умения и терпения вложил он в эту работу, вызывающую лично у меня глубокое восхищение!

Если взять размер лика на иконе, то он будет меньше спичечной головки, но при этом каждый лик и фигурка тщательно прорисованы в деталях, в свето-теневой проработке. А мы еще удивляемся на подкованную в старину нашим соотечественником блоху – вот ведь, обычная икона, а с какой тщательностью и миниатюрной виртуозностью она исполнена!

Икону нельзя назвать шедевром в художественном плане, это, выражаясь языком коллекционеров и ценителей, не «высокая Мстёра», однако многое в ней проясняется только тогда, когда Вы сможете рассмотреть ее в увеличительное стекло, поскольку невооруженным глазом увидеть все тонкости в письме не представляется возможным и образ выглядит довольно простым, «мультяшным».

Я не поленился сосчитать и миниатюрные фигурки, и их получилось у меня 150 штук, только представьте себе, сто пятьдесят фигурок на столь малом формате, а еще и пропись пейзажей, горок, архитектурных подробностей.

Такие иконы принято называть «Праздники со Страстями», поскольку в дополнительных клеймах описывается история событий, предшествующих казни Спасителя, но сюда включены и другие востребованные сюжеты, например, образ Огненного Восхождения Илии Пророка.

Икона украшена латунной басмой, сохранившейся на иконе еще от первого изображения.

Конечно, очень темная олифа несколько портит общий вид многочастной иконы, не дает насладиться работой мастера и препятствует возможности рассмотреть все в деталях, но с другой стороны – она позволяет увидеть икону такой, какой она создавалась, то есть изначально состаренной, а потому не стоит спешить, наверное, с расчисткой живописи от темного олифного слоя.

Приведу я и список клейм, которые есть на этой удивительной иконе, возможно, это будет кому-то интересно и поможет установить перечень клейм на иконах, имеющихся у кого-то в личном распоряжении.

Старинная икона Двунадесятые Праздники со Страстным циклом и избранными сюжетами – нумерация клейм.

1. Рождество Христово.

2. Ветхозаветная Троица.

3. Введение Во Храм Пресвятой Богородицы.

4. Благовещение Пресвятой Богородицы.

5. Рождество Христово.

6. Сретение Господне.

7. Тайная Вечеря.

8. Омовение Ног Ученикам.

9. Моление О Чаше.

10. Лобзание Иуды.

11. Богоявление (Крещение Господне).

12. Воздвижение Креста (?).

13. Отречение Петра.

14. Воскресение Христово и Сошествие Во ад.

15. Суд Понтийского Пилата.

16. Преображение Господне.

17. Спас В Темнице.

18. Бичевание Христа.

19. Явление Христа Ученикам.

20. Несение Креста.

21. Распятие Христово.

22. Снятие С Креста.

23. Положение Во Гроб.

24. Успение Пресвятой Богородицы.

25. Вход Господень В Иерусалим.

26. Явление Христа Женам Мироносицам.

27. Огненное Восхождение Пророка Илии.

28. Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи.

29. Вознесение Господне.

На этом я завершаю свой обзор многочастных старинных икон, хотя высока вероятность того, что уже в ближайшем будущем у меня возникнет возможность увидеть другие подобные произведения.

Масса антикварных икон, имеющаяся на рынке и появляющаяся из глубин регионов, еще хранит много тайн и готовит множество открытий, так что дождемся того времени, когда такие памятники прошлого окажутся в поле моего зрения – как знать, может быть, они дадут новую пищу для размышлений и стимул к их исследованию в новой статье!..

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика