+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Автомобиль ЗиМ ГАЗ М-12: роскошь и блеск советской партийно-торговой номенклатуры.

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

26.09.2017 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Тему для этой статьи подсказал случай: выглянул я утром в окно и увидел у соседнего дома чудо-автомобиль, с которым связаны мои теплые воспоминания из самого детства – огромный, черного лака, ЗиМ, стоял на стоянке. Как он к нам зарулил, каким попутным ветром его занесло в наш двор?

Поборов мгновение лени, говорившей мне, что с фотосессией можно часок и обождать, я схватил камеру и выскочил из квартиры.

Вот и он, красавчик! Автомобиль, знаменующий для простого советского гражданина пик социального статуса, в котором пребывал его пассажир, так как эти машины управлялись, в основном, шофером и практически не находились в личном владении: их вместе с водителем «приставляли» к советскому «вельможе», будь то министр, военный высокого чина или партийный руководитель.

Фото: Максим Бурмистров

Огромная, и по нынешним меркам, машина (длиной более пяти метров и шириной почти что в два) и сегодня смотрится массивно и, я бы сказал, масштабно, что уж говорить о конце сороковых годов прошлого столетия, когда была начата разработка автомобиля и в кратчайшие сроки машина взошла на сборочный конвейер!

ЗиМ – машина необычная во всех отношениях, это седан представительского класса с тремя рядами сидений, мощным мотором и кучей новшеств во «внутрянке».

Это был первый автомобиль столь большой длины (первой «короткой» безрамной машиной была послевоенная Победа ГАЗ М-20) , у которого не было несущей рамы, поэтому и мной увиденный образец и многие из тех машин, которые сохранились до нашего времени, имеют очевидный изгиб конструкции в области сопряжения капота и передних крыльев: слишком тяжела машина, да и время и износ металла делают свое дело, никто ведь и не думал, создавая ЗиМ, что некоторые экземпляры намного переживут как самих создателей, так и владельцев, которых, надо думать, у существующих ЗиМов уже сменилось не одно поколение…

Классический цвет ЗиМа – черный. Были и вариации (для такси или для медслужбы), но все же черный цвет идет этому лимузину больше всего.

Рельефно вылепленные бока машины оторочены хромом молдингов, передок украшен гнутым блеском белого металла более всего и смотрится это массивное убранство очень красиво:

Фото: Максим Бурмистров

Несмотря на огромный размер, машина в своем внутреннем пространстве не выглядит уж больно большой, совсем другое впечатление она производила на мое детское сознание тогда, когда я впервые с ней увиделся, было это лет… тридцать пять назад.

Дед моего друга Димки самолично владел такой машиной. И был он не партийным работником и даже не министром, а… обычным таким, скромным работником советской торговли, директором магазина. Когда он подъезжал к дому (а жили они с супругой, с Димкиной бабушкой в частном, то бишь собственном доме в одном из подмосковных городов, ныне ставших ее районом), и распахивал тяжелую толстенную дверь, сердце мое замирало: неужели такой маленький и простой человек может единолично владеть и управлять таким огромным куском стали, резины и стекла?

Особенно поражал, конечно, салон, скрывавшийся за задними дверями, тут можно было не просто сидеть, вытянувши ноги, но и, как шутил мой отец, играть в футбол.

Машина Димкиного деда, однако, была не в самой лучшей автомобильной форме: сильный прогиб кузова, очевидная ржавчина по нижним обрезам дверей и сизый дым из выхлопной трубы говорили, что дни гиганта сталинского автопрома сочтены.

Деда посадили (ну что же, с советскими директорами магазинов это время от времени случалось), машина исчезла из гаража, а после того, как он вернулся, он уже не старался выделиться, и «скромно» купил себе новую ВАЗовскую «шестерку», на которой изредка и очень аккуратно выезжал из деревянного приусадебного гаража…

Сегодняшний агрегат прошел цикл реставрационных работ, но моим наметанным глазом сразу увиделись и явные переделки. Реставрация ведь тоже бывает разной: кто-то хочет восстановить машину в «реалиях», так сказать, исторического момента, так чтобы и резина была «родной», и фонари и все под капотом и за дверями, а есть другой вид восстановления старины, когда сохраняется общий антураж, но при этом в машину вносится огромное количество нововведений.

Тут тоже бывают разночтения. При таком способе реставрации в одном случае получается какой-то монстр, облепленный инородными деталями, а в другом машина в общем, сохраняет свой старинный дух, новые агрегаты и детали не цепляют глаз и смотрятся органично – так было и сейчас, когда я рассматривал и фотографировал ЗиМ.

Правда, полностью насладиться видами антикварного авто мне так и не посчастливилось, так как не успел я сделать пяток кадров, к машине бодрым шагом подошел ее хозяин. Я спросил у него разрешения на фотосессию, и он мне разрешил, только попросил, чтобы его в кадре не было.

Он сел за баранку, завел мотор, зазвучавший уж больно по-американски, глухо и мощно, а потом быстро развернулся и исчез вместе со своим чудом на четырех колесах, я лишь успел еще пару-тройку раз щелкнуть затвором, прежде чем машина исчезла из виду, при этом я увидел и то, что даже в задние круглые «родные» ободки фонарей хозяин установил более практичные диодные комбинации габаритов и поворотников. Резина и пластиковые колпаки на колесных дисках были тоже не от оригинала, но что поделать?

Фото: Максим Бурмистров

Считается, что прототипом ЗиМа был американский Кадиллак или Бьюик, но это не имеет особого значения, так как машина в процессе разработки получила свои, советские инженерные решения, ставшие инновационными, например, здесь устанавливалась гидромеханическая трансмиссия, облегчавшая разгон и управление передачами.

Очень большим достоинством машины была ее ремонтопригодность, ведь многие детали и агрегаты использовались в других моделях, в частности, все в той же Победе и даже в массовом грузовике ГАЗ 51.

Мне не удалось, увы, даже посмотреть на то, что творится у машины в салоне, как там все восстановлено или переоборудовано, но возможно, красота еще приедет в наш двор?..

Фото: Максим Бурмистров

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика