+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Купить икону в окладе, или лучше выбрать икону без оклада?

10 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

13.10.2017 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Известно, что у многих Покупателей антикварных икон вопрос о том, какой святой образ выбрать, в окладе или без такового, стоит достаточно остро, другим же он кажется не столь принципиальным. Тем не менее, проблема существует и наверное, нужно немного более подробно рассмотреть ее причины, чтобы понять, что предпочтительнее и правильнее, на что стоит обратить свое внимание, а на чем «циклиться» не нужно.

Зачем иконе оклад?

Зачем, вообще, нужен иконе оклад, откуда возникла такая необходимость? Иконная риза это символ Нетварного Света, но первоначальный смысл такого символизма в поздних иконах XVII-XX веков, продающихся в современных антикварных магазинах, претерпевает некоторые метаморфозы, обретает не столько символическую основу, сколько чисто практическую.

Давайте попробуем вместе с Вами найти и попробовать перечислить те очевидные причины, по которым икона Нового времени получает металлическую «одежку»:

1. Украшение.

Действительно, достаточно часто можно наблюдать такую картину – сама живопись на дореволюционной иконе весьма посредственного качества, а риза исполнена мастером с большим искусством. Снимешь такое убранство с иконной доски и понимаешь, что этот образ в таком виде становится мало привлекательным в экспозиционном плане.

Оклад на этой старинной иконе, без сомнения, является ее украшением.

Эту икону Вы можете рассмотреть в деталях и купить ТУТ.

Ризы для икон в имперской России изготавливались различными способами, в последние десятилетия на простых поточных иконах из той же Мстеры и других Владимирских сел появились оклады машинного изготовления, рельеф на которых появлялся методом штампования латунного листа. При некотором опыте человек, интересующийся стариной, легко сможет отличить такое убранство от ручной работы.

2. Дополнение живописи.

Поздняя кустарная продукция крупных иконописных центров, как известно, не отличалась особой художественной проработанностью. Иконописцы в своем труде были поставлены в условия жестокой конкуренции и всеми силами пытались выжить в этой все усиливавшейся борьбе с фабричной печатной иконой и с конкурентами из других конгломератов.

Появился новый тип предельно упрощенной, в живописном плане, иконы – это были «иконы подокладницы», у которых качественно прописывались только лики и руки, фигура же, одежды святых воспроизводились схематично, а то и вовсе не прописывались.

При таком способе написания образов риза играла большую роль, именно на нее ложилась изобразительная нагрузка, она должна была дополнить общее изображение святого на иконе.

Подокладная поздняя икона не может существовать в гармонии без своей ризы.

Эту икону Вы можете рассмотреть в деталях и купить ТУТ.

В связке икона-риза второе из составляющих, по сути, не могло отсутствовать, подокладное изображение было ущербным, если экспонировалось без металлического (или фольгового, бумажного, тканного) оклада.

3. Увеличение стоимости (ценности).

И правда, иконная риза, даже если она сделана из латуни, при условии качественного исполнения живописи на иконе, несколько увеличивала ее стоимость. При этом будущий владелец такого образа мог в дальнейшем самостоятельно определить, как выставлять икону в доме – с окладом, или без.

Но если рассматривать иконы в серебряных окладах, то тут стоимость увеличивалась значительно, часто сама риза могла стоить дороже, чем икона!

В глазах приобретателя иконы том же XIX столетии, серебряная риза на иконе была признаком дорогой, солидной вещи. Ведь тогда часто образа приобретали не только для себя, но и в подарок, поэтому при выборе святого живописного произведения для подарочного подношения руководствовались и параметром выбора материала, из которого был сделан оклад, его толщиной, а значит, и весом.

И сегодня икона в серебре ценится очень высоко, и, как правило, само художественное, живописное воплощение образа у таких икон бывает гораздо качественнее, чем у икон в латунных окладах.

4. Защита иконы.

С давних времен иконы покрывали окладами и по причине того, что они помогают сберечь живопись от многих негативных факторов.

Представьте себе древнюю чудотворную икону в древнем же храме, в средневековой России. Сотни и тысячи рук и губ тянутся и прикасаются к ней в молитве, есть опасность механических повреждений и от падения подсвечников, может остаться и прожог от наклонившейся свечи…

Чтобы предохранить живопись от всяких невзгод и в то же время позволить верующим прикасаться к Святыне, иконы покрывали окладами.

Икона без ризы часто несет на себе следы бытования – потертости, сколы, царапины, следы свечного пламени.

Эту икону Вы можете рассмотреть в деталях и купить ТУТ.

Нужно сказать, что благодаря даже самым простым тонким латунным штампованным окладам на поздних иконах, живопись сохранилась практически в первозданном виде, чего, увы, нельзя сказать про другие иконы, бытовавшие в народной среде без риз – следы ударов от падений, царапины, сколы, прожоги, отслоение левкаса тут встретить можно гораздо более часто!

Какие иконы лучше – в окладе или без?

Этот вопрос, скорее, риторический, чем имеющий конкретный и однозначный ответ. В каких-то случаях риза – это несомненный плюс, а в каких-то она, пожалуй, и не нужна.

Но если ставить вопрос таким образом, что он должен влиять на Ваше решение при покупке иконы, то я думаю, нужно решать его в индивидуальном порядке, рассматривая каждый вариант в отдельности.

В идеале, при покупке старинной иконы с окладом, Вы должны увидеть этот образ как «одетым», так и со снятой ризой. Почему? Во-первых, чтобы убедиться в целостности живописи под окладом. Во-вторых, чтобы оценить качество живописи. В-третьих, чтобы понять, в каком виде (с окладом или без) икона будет, по Вашему мнению, выглядеть более красиво и гармонично.

В современных условиях антикварного рынка оклад, если он не серебряный, не удорожает стоимость иконы. Есть он – хорошо, у вас появляется возможность «для маневра», в будущем Вы сможете разместить икону в божнице с окладом, или без. Нету – тоже ничего страшного, главное, чтобы сама икона нравилась.

Какую икону купить – в окладе или без?

Иногда можно услышать такие слова Покупателя: «Так эта икона в окладе? Мне больше нравятся иконы без оклада!» Так позвольте, чего тут страшного? Зачем самому себя загонять в какие-то условные рамки, продиктованные весьма туманными соображениями?

Да, икона продается с окладом, так это только плюс, ведь за него, как правило, денег антиквары не требуют!

Если Вы задумали купить икону, старинный намоленный образ, не ограничивайте себя изначально в выборе, рассматривайте для покупки абсолютно все иконы, которые Вам предлагают, ведь по сути, количество антикварных образов, достойных внимания, очень небольшое и с годами эта масса будет только сокращаться!

Рассматривайте любые варианты, а уж потом вникайте в подробности, вполне возможно, что живопись на иконе, «укомплектованной» ризой, окажется и красивее и сохраннее той, что может попасться Вам на глаза в ассортименте икон без оклада!

Если сама икона Вам понравилась, а оклад изготовлен из медного сплава, стоимость иконы не изменится, а может быть, даже станет для Вас причиной поторговаться о цене с Продавцом, ведь антиквары знают об этой проблематике и всегда охотно откликаются на требования Клиента.

Критерии «нравится-не нравится» и «лежит душа-не лежит душа» при выборе старинной иконы, как мне лично кажется, являются главными и основополагающими.

Икона должна нравиться, должен возникать душевный контакт с ней, и если это случилось, наличие или отсутствие оклада не должно становиться препятствием для ее приобретения!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика