+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Старинный напрестольный Семидревный крест-реликварий: редчайший памятник из Святой Земли.

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

15.10.2017 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, знаток русской иконы, путешественник.

Тема русского паломничества, местного и «заграничного», на мой взгляд, одна из интереснейших в истории православия, ведь в ней плотно перемешалась всенародная любовь к святым и святыням и свобода, полученная в ходе реализации антикрепостнических реформ второй половины XIX столетия.

Я говорю именно о том периоде, который можно без преувеличений называть временем абсолютно народного, всенародного паломничества, ведь духом единения со своей Церковью и Христовой верой были объяты все массы христиан во всех уголках империи.

В душевном порыве богатые и бедные, крестьяне и горожане, люди всех социальных слоев, здоровые и больные, словом, практически абсолютно все верующие считали своим христианским долгом побывать, молитвенно припасть к священным реликвиям храмов и монастырей.

Целью паломника становились не только обители и церкви на территории России. Пилигримы особенно мечтали увидеть хотя бы один раз в своей жизни те места, где когда-то творилась сама история христианства. В понимании православного человека это было наивысшей точкой его простой веры: увидеть места, где жил и где пострадал Христос, приложиться губами и прислониться лбом к камням, что видели Его, что памятуют о великий событиях двухтысячелетней давности – что говорить, при таких мыслях и у современного православного человека возникает особое душевное волнение!

Прибывающие в Палестину в XIX столетии были лишены элементарных удобств, многие из паломников не имели и гроша за душой, так что местное церковное руководство было вынуждено содержать их на свой счет и помогать им. Но вся суть русского паломника и состояла в том, что он не просто безропотно, а наоборот – с превеликой радостью терпел все лишения и невзгоды, почитая за счастье претерпевать любые испытания, выпадающие на его долю, памятуя о тех великий муках, которые выпали на долю Спасителя, заплатившего жизнью за Вечную Жизнь всех, кто последует после смерти во Царствие Небесное и кто будет воскрешен после Второго Пришествия.

Но как любой человек, паломник мечтал по завершению своей духовной миссии привезти с собой не только воспоминания, но и небольшие памятные предметы – евлогии, а проще говоря – паломнические религиозные сувениры.

И в России и в Палестине индустрия, производившая разнообразные памятные предметы для паломников, работала на пределе своих сил, так что и бедняк и человек зажиточный могли приобрести для себя самые различные вещи.

В Палестине (в Иерусалиме и Вифлееме) паломнику предлагали купить, например, всевозможные изделия из перламутра. Из раковины морской жемчужницы, которую добывали тут же, в Красном море, местные кустари изготавливали образки, иконы и четки, предметы украшала рельефная или даже сквозная резьба, а в изображениях реализовывались, безусловно, всевозможные Библейские сюжеты.

Здесь же продавали резные иконы на камне, а в качестве каменной основы брали гальку из Иордана, причем сюжет, вырезаемый на камешках, был, как правило, только один – Крещение Господне.

Делали тут и резные деревянные иконы и кресты, причем резчики-арабы не особо владели этим мастерством, создавая довольно грубоватые, по качеству резьбы, композиции, тем не менее, пользовавшиеся безусловным успехом среди непритязательных во вкусах, русских пилигримов.

Однако следует учитывать, что вся перечисленная масса паломнических предметов предназначалась, если так можно выразиться, для «простых» паломников.

Но ведь в массе прибывающих в Палестину, православных, были и «особенные» люди. Это, во-первых, представители духовенства, а во-вторых, сановники и представители знатных фамилий, которые могли привезти из своей поездки предметы, производимые специально для такого случая, то есть эксклюзивные реликвии Святой Земли, представляющие сегодня особый интерес как для исследователя, так и для коллекционера.

Некоторые из «высокостатусных» паломнических сувениров в разное время представлялись на выставках, в частности, некоторые реликвии могли увидеть посетители несколько лет назад проходившей в Москве, выставки «1000 лет русского паломничества».

В каталоге выставки запечатлены многие и многие евлогии, сохраненные до нашего времени, благодаря музеям и частным собирателям.

Но среди многочисленных паломнических реликвий, увы, нет еще одного пласта особых предметов, о которых я и хочу подробно рассказать в этом материале.

Речь идет о Семидревных крестах – редчайших памятниках русского паломничества в Святую Землю.

Уже в своем названии раскрывается суть евлогии: «семидревный», то есть сделанный из семи деревьев, состоящий из семи частей. Что за семь деревьев, и куда «уходят корни» - необходимо разбираться.

Известно, что в Библии упоминаются различные породы деревьев, участвовавших в событиях тех времен. Крест Господень сросся из трех из них – из сосны, кипариса и кедра. Во время Входа Господа в Иерусалим Ему под ноги бросали ветви пальмы. Перед казнью на чело Спасителя водрузили терновый венец, а молился Христос в Гефсиманском Саду, под оливковыми деревьями.

Святая Троица явилась Аврааму под сенью древнего дуба Мамврийской рощи – вот они, Святые Деревья из Библейской истории!

Во второй половине XIX столетия территория, на которой зеленел Мамврийский Дуб, стала собственностью Русской Духовной Православной миссии, и доподлинно известно, что засыхающие и отпавшие от Священного Дерева, ветви, не выбрасывались, а служили для благоговейного использования – из них делали памятные предметы, отправляемые в Россию, где они размещались в храмах и монастырях в виде особо чтимых реликвий, привлекавших прихожан и паломников.

Нечто подобное происходило и с оливами в Гефсимании: местным кустарям раз в году предоставлялась возможность спилить высохшие ветви, которые потом распиливались на плашки и на них создавались рельефные резные иконы, которые также были редким и очень ценным приобретением для любого церковного прихода. И сегодня раритетные экземпляры таких евлогий можно увидеть в качестве особо ценной реликвии в русских храмах.

Семидревный крест стал еще более ценным, в глазах любого верующего, предметом, так как в нем соединялись особым образом сразу семь фрагментов Святых Деревьев, тех самых, что помнили Самого Христа, Пресвятую Богородицу, апостолов и учеников Спасителя!

Крест в истории православия является, по сути, главной Святыней. Он - отправная точка в вере, Он – наша надежда на Спасение, Он – наша защита, Он всегда с нами, от момента Таинства Крещения и до смерти, с нами он уходит и в мир иной.

Поэтому именно крест стал вместилищем для особых вложений – Частиц Святых Деревьев! В деревянный крест, который, по своим размерам и форме можно назвать напрестольным или аналойным, вмонтировались частицы Святых Деревьев, причем, как выясняется уже сегодня, существовало несколько вариантов исполнения реликвии.

С большим сожалением приходится констатировать тот факт, что сохранившихся до наших дней, Семидревных крестов, осталось крайне мало. Я уже сказал, что, например, на вышеуказанной, самой крупной выставке «1000 лет русского паломничества», проходившей в ГИМе – в центральном музее России, не было представлено ни одного такого креста, однако в частных собраниях подобные предметы, к счастью, есть. Мне также удалось обнаружить упоминание о Семидревных крестах и в литературе.

В виртуальном пространстве, на сайте ИППО (Императорского Православного Палестинского Общества) в статье Светланы Витальевны Гнутовой подробно описан такой памятник XIX столетия.

Крупный деревянный крест несет на лицевой своей стороне художественно выполненное изображение Казни Спасителя – Распятие, а на оборотной стороне креста находятся крестообразные вставки, изготовленные из частиц Святых Деревьев.

Семидревный крест, XIX век, Палестина.

Источник фото: http://www.ippo.ru/ipporu/article/blagoslovenie-svyatoy-zemli-svyatye-mesta-ierusali-202820

Еще один подобный раритет С.В. Гнутова приводит в книге «Крест в России» (стр. 206) – и его форма и стилистика изображения, в принципе, схожи с первым, но обнаруживается о основное отличие – если в кресте, представленном в статье на сайте ИППО сделано семь крестообразных вставок, то у креста из книги их всего пять. Почему так?

Оказывается, так сделано не случайно, просто мастер во втором распятии «учитывал» количество частиц по-другому. В первом кресте сам крест сделан из «обычной древесины», не имеющей связи со Святыми Деревьями. Во втором крест выполнен совсем не так. Обратите внимание, что горизонтальная его перекладина по цвету, фактуре и рисунку не совпадает с вертикальной – это потому, что сделаны они из разных пород дерева, но обе части выполнены из бесценной древесины Святых Деревьев! И поэтому крестообразных вставок здесь только пять.

Семидревный крест, конец XIX-начало XX века, Палестина.

Источник фото: книга С.В. Гнутовой «Крест в России», стр. 206.

В моем распоряжении оказался и еще один раритетный Семидревный крест, любезно предоставленный Антикварным салоном kupistarinu.ru.

Эта евлогия выполнена все по тем же «лекалам», что и два уже продемонстрированных предмета, однако лицевая его сторона не украшена рисунком, а в оборотную сторону вделаны шесть крестообразных вставок, то есть седьмым реликварным включением тут является сам крест.

Мало того, в этой реликвии есть и еще одна особенность – в нижнем луче креста в особом ковчеге в восковую мастику помещена Частица Креста Господня!

Я уже сказал, что мало кому из Вас представится не то чтобы подержать в руках подобную реликвию Святой Земли позапрошлого века, но и хотя бы увидеть ее в музейной экспозиции. Но теперь Вам предстоит искренне удивиться, а кому-то и порадоваться, ведь этот Семидревный крест можно не только увидеть и подержать в руках, но и купить, стать его полноправным Владельцем и Хранителем: Антикварный салон kupistarinu.ru предоставляет каждому такую исключительную возможность!

Семидревный крест, XIX век.

Ассортимент Антикварного салона kupistarinu.ru.

Рассмотреть крест и купить его Вы можете, пройдя по ссылке!

А теперь представьте себе – что это такое, всего три Семидревных креста на всю Россию? А может быть, и на весь мир?

Безусловно, такое мизерное количество реликвий лишь подтверждает мысль о том, что подобных предметов было произведено очень и очень мало.

Скорее всего, их вручали высокому Церковному духовенству, прибывающему в XIX столетии на поклон Святыням Палестины.

И все бы на этом остановилось, но мне посчастливилось увидеть и запечатлеть еще один Семидревный крест, который я спешу Вам представить.

Крест Семидревный напрестольный Распятие Христово.

Иерусалим, XIX век.

Москва, частное собрание.

Эта евлогия абсолютно не похожа на предыдущие, это резной напрестольный крест Распятие Христово, его форма и вообще, манера исполнения, совершенно другая.

На лицевой стороне резчик-араб исполнил сцену Распятия, а также изобразил в дробницах боковых лучей Скрижали Моисея и Символ Страстей – лестницу.

В верхнем луче треугольник Всевидящего Ока, под ногами Спасителя – Глава Адамова в пещере Голгофской Горы.

Резьба простая, характерная для Палестинских евлогий, но в остальном это редчайший вариант реликвария, привезенного в XIX столетии из Иерусалима.

Не сразу, но замечаешь крошечную ржавую шляпку гвоздя, забитого в рельефное изображение Креста, расположенную под ступнями Христа – нет сомнений, что это Частица Гвоздя Господня!

Частица Гвоздя Господня в Семидревном кресте.

Для меня был интересен тот факт, что Частица гвоздя Господня, выполненная, кстати, как миниатюрный гвоздь, с округлой шляпкой, похожей на те, что были у самих Христовых Гвоздей, была не забита в Тело Христа, но все же целенаправленно размещена в рельефе Креста. И заметьте, сделано это без пафоса, без какого-либо подчеркивания, без дорогого или вообще – какого-либо обрамления.

Такое размещение Частицы Гвоздя Господня отнюдь не противоречит практике размещения в предметах-реликвариях ценных, с религиозной точки зрения, вложений.

Например, на иконе с образами святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, представленной также Антикварным салоном kupistarinu.ru, есть два ковчега с частицами мощей этих святых, но ковчеги эти ничем не украшены и представляют из себя просто два круглых углубления, заполненных восковой мастикой и опечатанных монастырской печатью:

Икона святители Митрофан и Тихон Воронежские с частицами мощей праведников.

Ассортимент Антикварного салона kupistarinu.ru.

Перевернем крест, чтобы увидеть шесть круглых вставок – это Частицы Святых Деревьев, уже знакомые Вам по представленным выше, предметам.

Вставки из Частиц Святых Деревьев в Семидревном кресте.

На рукоятке креста отлично видна и старинная печать, сообщающая о том, что предмет получил благословение от Святого Града Иерусалима, что может не просто помочь датировать и атрибутировать предмет, но и сказать о том, что он был освящен в Иерусалиме перед тем, как быть врученным человеку, который отвез его в Россию.

Печать о благословении на рукоятке Семидревного креста.

Крест имеет приятный запах – он сделан из кипариса, в его ковчежцах хранятся частицы Мамврийского Дуба, Гефсиманской Оливы, сосны, кедра, терния и пальмы.

Благодаря своему необычному виду, наличию Частицы Гвоздя Господня эта евлогия занимает особое место в ряду сохранившихся памятников русского паломничества в Палестину и является, на сегодняшний день, единственной подобной реликвией, уникальным предметом.

Вполне возможно, что в будущем обнаружатся и другие Семидревные кресты, но тенденция уже понятна: каждый такой раритет будет особо ценным дополнением к уже имеющейся малочисленной группе памятников, объединенных схожими признаками.

Счастье, что у каждого из Вас есть пока возможность купить старинный Семидревный крест в Антикварном салоне kupistarinu.ru, ведь этот предмет можно приобрести не только для домашнего молельного места, но и в качестве ценнейшего вклада в храм или монастырь, его можно преподнести в качестве подарка и Высшему Духовенству!

Известно, что многие религиозные предметы, содержащие в себе реликварные включения, будь то частицы мощей или частицы Святых Деревьев, хранились веками в семьях и благоговейно передавались из поколения в поколения, становясь семейными реликвиями, чудотворными предметами, молитвенно почитающимися всеми членами семьи. У Вас есть сегодня и такая возможность, Вы можете получить такой ценный сакральный предмет для личного молитвенного использования, стоит только понять всю важность момента и совершить главную покупку в Вашей жизни!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика