+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Старинные иконы в фильмах времен СССР.

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

25.01.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Просматривая старые советские ленты я с удивлением обнаруживаю то там, то тут старинные иконы, которые появляются в кадре отнюдь не случайно. В какой-то момент мне показалось любопытным это явление и для написания этой статьи было достаточно нескольких десятков минут, чтобы проиллюстрировать это явление соответствующими «принтскринами».

Любопытство мое родилось тоже не на пустом месте. С одной стороны, страна советов на начальном этапе проявила себя, как полная противница всего духовного и религиозного.

Никто не забыл тяжкого периода репрессий, коснувшегося многочисленных священнослужителей и верующих, живы в людской памяти и события, связанные с разрушением монастырей и храмов, с осквернением Святынь, с уничтожением церковной утвари и в первую очередь – с искоренением вещественных признаков православия – старинных икон.

А поскольку икона висела не только в храме, но и имелась в каждом христианском жилище, да была еще и не одинока, рука богоборцев старалась протянуться и туда, к домашней божнице, где действуя убеждением и пропагандой, где угрозами, а где и силой.

В страшных кострах, организованных владельцами кожаных курток и буденовок, а также активистами из атеистической молодежи, погибло бесчисленное количество памятников культуры и религиозных святынь, которыми бы сегодня можно было по праву гордиться.

Кирпичами из развороченных храмовых руин возводили стены коровников, мостили дороги, строили дома, а если здание и сохранялось, его перепрофилировали под другие нужды, используя церкви под зернохранилища, склады колхозного инвентаря или организуя в них колхозные МТС – мастерские по ремонту техники.

В городах «раскулаченные» церкви пускали под организации – делали кинотеатры, библиотеки, архивы…

Середина века принесла некоторое облегчение верующим в том смысле, что активная фаза физического уничтожения людей закончилась, но новый руководитель государства стал грозиться продемонстрировать всему миру «последнего попа», то есть курс на полное искоренение веры в людях остался прежним. В это время продолжается уничтожение религиозных памятников – и архитектурных и живописных, о чем свидетельствуют события, связанные с той же градостроительной политикой столицы, когда по малейшему поводу сносились древние храмы, являвшиеся бесценными жемчужинами старой Москвы. В качестве примера я могу вспомнить о храме Преображения Господня на Преображенской площади, снесенный из-за того, что он, якобы мешал прокладке туннеля метро.

Красивый древний храм снесли. Для чего? Как оказалось, стройке он не мешал и сегодня церковь возведена на своем историческом месте, только это уже совсем не то здание, и на него были затрачены значительные средства.

В позднее советское время, называемое не иначе, как «эпохой застоя» и правда, гонения на Церковь и веру утихли, перешли в практически безразличное состояние.

Но в эти времена старинные храмы подвергались разорению и осквернению, но происходило это в пассивной форме, не в той революционно-оголтелой манере двадцатых-тридцатых годов – массово, под красными знаменами и агитационными транспарантами. Теперь храмы и иконы умирали тихо, незаметно.

События тех лет отлично описывает в своей повести «Черные доски» Владимир Солоухин, один из тех неравнодушных людей, кто и сам увлекся иконами, и кто успел спасти для России немало бесценных живописных памятников.

Государство хоть и не устраивало «показной порки» церковникам и верующим, но и не способствовало возвращению отобранного, не хотело способствовать хоть какому-то возрождению христианских традиций. Одновременно у государства абсолютно отсутствовало и желание просто сохранить архитектурные и живописные объекты в виде экспонатов. Храмы стояли, но они принадлежали государству, а потому доступ в них верующим был закрыт.

Солоухин в своей книге описывает эпизод разорения храма, причем в этом событии люди из села, где он стоит, занимают пассивную позицию. Работники, прибывшие для того, чтобы «очистить» храм от до того момента сохранявшихся в нем убранства и утвари, беспрепятственно совершают акт вандализма, рубя топорами иконы, детали иконостаса, подготовляя здание для иных, колхозных хозяйственных нужд. Местные не сопротивляются, возможно, что здесь уже души настолько очерствели и не требуют веры, что происходящее их мало трогает.

Правда, нет и препятствий к частному спасению икон и утвари – приходи и бери, что успеешь, топоры ведь острые, работяги работают споро…

В книгах другого ценителя русской старины и собирателя икон – Михаила Сурова, объездившего всю Вологодскую глубинку можно найти и примеры того, как варварски использовались предметы религиозного культа селянами – людьми, в чьих жилах текла кровь искренних христиан, эти предметы создававших и чтивших.

Храмовые иконы использовались для изготовления столешниц, дверей сараев, из них сколачивали сундуки, круглые иконы шли на крышки, которыми накрывали бочки с домашними соленьями…

В такой атмосфере всеобщего равнодушия и бытового варварства, казалось бы, и нет места разговору об иконах, о любых признаках многовековой веры.

Но вот Солоухин, пусть и не посвящая в своей книге много внимания именно вопросам веры, ведь он был партийным человеком, пытается сказать о том прекрасном, что мы теряем, о той уходящей безвозвратно культуре, об искусстве, оттачиваемом веками и о предметах, которые делали люди не просто любовно, с предельным тщанием, но в которые они вкладывали всю силу своей души!

Я вспоминаю и рассказы Шукшина, где по крайней мере два напрямую касаются той же темы – безумства разрушителей и проницательности и генетической любви к прекрасному, которые соседствуют в народе.

В первом рассказе селянин инициирует и настойчиво проталкивает у руководства идею разрушения церкви, которая, по его мнению, просто торчит на глазах и не приносит никакой практической пользы. В его мыслях, как ему кажется, есть здравый смысл – кирпич можно пустить на строительство колхозных сооружений.

В одержимости этого «рационализатора», по-видимому, Василий Макарович видит не только индивидуальность, но классическую тенденцию того времени. В разоренный храм не придут верующие, им этого не позволят, но и власти, его разорившей, он не нужен.

И хотя церковь, в конечном итоге, сваливают бульдозерами, от ее праха так и не прибавляется толку, ведь кирпичная кладка древних храмов не зря называется «литьем», она не рассыпается по кирпичу, а крошится глыбами, так что ни о каком вторичном использовании стройматериалов не может быть и речи.

Во втором рассказе как будто выведена прямая противоположность первому персонажу – обычный сельский человек, восхитившись красотой заброшенного храма, вдруг загорается идеей его возродить, реставрировать. В своем чистом и искреннем движении души он пытается обращаться к разным людям, от которых, по его мнению, зависит главное решение.

Но скоро оказывается, что государство считает церковь не ценной, не причисляет ее к памятникам культуры, а значит не собирается ее не только восстанавливать, но и спасать от разрушения.

Церковники же, к которым также отваживается прийти герой рассказа, также не вольны что-либо изменить. По закону, вроде бы, Церковь отделена от государства и уж в своих то владениях может поддерживать порядок, но по факту церковная власть сделать ничего не может, так как храм уже давно не является ее собственностью и зданию остается лишь тихо угасать.

И тот и другой рассказ подводят читателя к одной горькой черте в размышлении о судьбах объектов религиозной старины, где все сводится к трагическому финалу: все должно исчезнуть, как бы автор не сочувствовал или не осуждал своих героев.

В советском кинематографе тема веры практически не поднималась, в стране, провозгласившей тотальный атеизм невозможно было даже косвенно касаться вопросов прославления религии, открыто сопереживать ей, но в то же время отрадно отметить, что небольшие элементы, символизирующие присутствие и существование этой веры все же были.

В какие-то кинокартины вера «просачивалась» и показывалась с негативной стороны – это было отголоском государственной политики, а где-то она существовала в некоей нейтральной, параллельной реальности, дескать, да, такое имеет место быть, видите – мы не рубим иконы и не сносим храмы, зацепив маковки тросами, не сбрасываем на землю колокола. Но мы и не поддерживаем веру, просто не реагируем на нее.

Для меня было любопытно увидеть все же и некоторую симпатию к людям веры в некоторых советских картинах, где, казалось бы, идейно она не должна была появляться вовсе, так как на протяжении всего экранного повествования речь шла о всепобеждающей силе пролетариата во главе с коммунистической партией. В канву идейности авторами была столь красиво вплетена идея христианской веры, что начинало казаться, что люди, отказавшиеся от религии после революции 1917 года, все же на протяжении всего советского периода находились в лоне Церкви, также не забывшей о них, не бросившей их, молящейся даже о тех, кто напрямую участвовал в ее уничтожении и унижении.

Эта, может быть и не столь важная и заметная цепочка в визуальном ряду наблюдательному зрителю покажется исключительно гармоничной и верной. Удивительно, но корректоры из цензуры не стали кромсать ленты, выкорчевывая из них «крамольные кадры», указывающие на то, что вера в людях не исчезла, что она так или иначе была с ними всегда, что она была и с теми, кто носил в кармане партбилет и с теми, кто его не носил, но уже отрекся от веры предков в своем равнодушии к прошлому.

Посмотрите три серии фильма «Любовь Земная» и «Судьба», созданного в семидесятые годы, чтобы самостоятельно увидеть кадры, где есть связь с христианством, почувствуйте глубинный смысл авторов, несомненно умышленно и со знанием дела включивших их в ленту.

Тут есть все – и вера, как таковая, и героика людей, защищавших Родину в былые столетия и конечно, проводятся прямые параллели с героями Второй Мировой, с которыми всегда, пусть и незримо, пусть и помимо их воли, Божественная сила и торжество Добра над злом.

В другом фильме предметы культа показываются не в столь позитивной и философской манере, а скорее наоборот – здесь иконы выступают в качестве атрибута идейных врагов социализма, эдакой «золотой молодежи», не отягченной моральными принципами строителя коммунизма, но зараженной псевдомодой на все запрещенное.

Причисляя себя к просвещенной элите общества, но идя наперекор его устоям, такие товарищи, которые «совсем нам не товарищи», в советские времена начинали вдруг окружать себя старинными (и скажем прямо – ценными) предметами, создавая в квартирах необычные интерьеры, сочетавшие в себе ультрасовременость, почерпнутую из импортных (читай – запрещенных) журналов и фильмов и древность, в качестве которой выступали старинные антуражные предметы из деревенского быта – прялки, самовары, сундуки, коромысла, горшки и так далее. Но особым шиком и предметом законной гордости хозяина такого интерьера были, безусловно, старинные иконы, которые становились не просто центром зрительного притяжения для гостей, но и показывали статусность, богатство владельца, его «особость».

В карикатуристической манере такой любви к старине показан, например, жулик и проходимец «Геша» из знаменитой комедии Гайдая «Бриллиантовая рука», снятой, между прочим, в конце шестого десятилетия прошлого века.

Мне особенно любопытно рассматривать интерьер комнаты в квартире этого коммерсанта-контрабандиста, поскольку он, видимо в полной мере должен был отражать для зрителя всю несуразность и идиотичность хозяина в его стремлении обладать модным жилищем.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука», 1968 год.

Стены комнаты оклеены однотонными обоями (где это можно было такие увидеть в 1968 году, кроме как во французских фильмах или иностранных модных журналах), но частично и «стильно» обшиты полубревном – как в деревенском доме, и именно в этом «избяном» углу Геша организовал Красный угол – полочку, на которой стоит икона. В видимом антураже комнаты отлично видна и старинная прялка с колесом, признак «просвещенности» хозяина и его показная тяга ко всему народному.

Всего на мгновение в версии фильма, представшей массовому зрителю, появляется и сама полка с иконой. Только стопкадр позволяет рассмотреть ее содержимое получше, это ведь тоже любопытно!

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука», 1968 год.

Оказывается, что авторы фильма решили и тут «протащить» стилягу, создав достаточно забавную, по их замыслу, композицию.

На полке, действительно, стоит настоящая Богородичная икона в окладе, старинная икона, но она тут не одна: рядом со святым образом проходимец Геша разместил еще один «мещанский атрибут» - семь фарфоровых слоников, распространенный сувенир из Индии, который, по народному советскому поверью, должен приносить в дом финансовый достаток, а также семейный мир и покой. Интересно, что перед иконой горит настоящая лампада (тоже, кстати, старинная), а еще на стене висит крест с изображением Распятого Спасителя.

Внимательно рассмотрев кадр, вы также обнаружите еще одну интересную подробность: за иконой Богородицы находится еще одна икона, большего размера и без оклада. Почему она оказалась там? Моя версия заключается в том, что Богородичная икона, будь она на полке одна, «пропала» бы в кадре на фоне светлой бревенчатой стены, поэтому вторая икона, обрамляя образ Богородицы, просто выделяла его в кадре.

Еще один интереснейший образчик для исследования – фильм 1967 года «Вий» по Гоголю. В ленте, как все помнят, основные события происходят в деревянной церкви, в убранстве которой есть и многоярусный иконостас и образы, висящие на боковых стенах.

Любопытный зритель, присмотревшись внимательно, наверняка заметит некоторое отличие этих икон от тех, что ему приходилось наблюдать в настоящих храмах, ибо «киношная» обстановка – полностью бутафорская.

Я не знаю, чья это была идея и чем руководствовались создатели этого первого и единственного советского фильма-ужаса, но все иконы в храме иконами не являются, это просто картинки, задача которых – просто быть похожими на настоящие храмовые образы, но они не претендуют на копии даже близко.

Кадр из фильма «Вий», 1967 год.

На мой взгляд – ход правильный с любой точки зрения, особенно – с точки зрения верующего человека, так как события «Вия», где в пространстве храма появляется всяческая нечисть, нельзя назвать воодушевляющими. Это – своеобразное, пусть и сказочное, осквернение молельного места, святого места и в этом ракурсе нахождение в этой деревянной церкви настоящих святых икон было бы полностью неприемлемо.

Вообще, старинные иконы в старых советских фильмах встречаются довольно часто, вы и сами сможете наверняка вспомнить сходу пару-тройку таких лент.

Я же приведу еще один, заключительный пример эпизодического появления икон в кадре очень хорошего, на мой взгляд, серьезного фильма, который я всегда с большим удовольствием смотрю – это работа «Живые и мертвые» с целым сонмом замечательных актеров, и с Кириллом Лавровым в главной роли.

В небольшом эпизоде, когда раненный корреспондент Иван Сенцов (К. Лавров), чудом спасшийся из немецкого окружения, попадает «в плен» к нашим же войскам. Сенцов без документов, поэтому подозрительный старший лейтенант Крутиков (О. Табаков) хочет отправить задержанного в Особый отдел для установления его личности и дальнейшего разбирательства.

Дело происходит в деревенской избе, хозяева которой в кадре не появляются – то ли они ушли от войны, покинув родной дом, то ли по какой-то другой причине не появляются перед зрителем, однако вся деревенская обстановка в доме военными не нарушается, сохраняется.

Сцена, в которой лейтенант на повышенных тонах разговаривает с раненным политруком Сенцовым, когда один убежденный коммунист и красноармеец разговаривает с другим убежденным коммунистом и красноармейцем происходит на фоне Красного угла, божницы, где стоят пусть и маленькие (они слишком далеки от зрителя), но отлично узнаваемые иконы Пресвятой Богородицы и Спасителя, как будто предвосхищая дальнейшие события фильма – ведь и несправедливость с подозрением Сенцова в дезертирстве или шпионстве будет устранена, и проклятая война с фашистами закончится в нашу пользу.

Удивительно, но авторы фильма не только поставили иконы в кадре, но и выделили их, направив на полку с образами скрытый луч прожектора, так что не заметить их просто нельзя.

Кадр из фильма «Живые и мертвые», 1967 год.

Мне интересна философия авторов, их скрытая идея, ведь таких моментов в советских фильмах много. С какой целью они это делали, что хотели нам сказать? Наверное, эти вопросы останутся без ответов, мы лишь сами можем пытаться проникнуть в авторский замысел, прочитывая его с той, или иной степенью правдивости.

Еще один крайне любопытный фильм "застойного периода" - "Выстрел в спину", где главный негодяй, маскирующийся под прогрессивного интеллигента (актер Михаил Волков) занимается торговлей иконами. Он разбирается в них, считает себя ценителем, но сам в Бога не верит, видит в иконах красоту только в преломлении наживы.

К нему в квартиру приходят покупатели - тайно, по личному знакомству с неким посредником, общим знакомым. Эпизод встречи продавца и приобретателей - это квинтессенция в понимании того, для чего, в принципе, служили иконы "просвещенным людям" в то время. С одной стороны - обаятельный торговец, с другой - супружеская пара, в глазах которой благоговения и веры также не видать. Но есть деньги, есть круг общения, в котором "модно" щегольнуть свими знаниями и своей "особой" собственностью.

Квартирой, дачей и машиной уже никого в этом кругу не удивить, необходимо что-то другое. В роли этого "другого" и выступают старинные иконы - символ чего-то запрещенного и одновременно приобщающего владельцев к высшей касте, не только набивающей мошну деньгами, но и стремящейся к "духовному".

Кадр из фильма «Выстрел в спину», 1979 год.

Конечно, можно продолжать приводить примеры фильмов, где так или иначе встречаются старинные иконы, показываемые со смыслом или без четко читаемой подоплеки, но я уже этого делать не стану – просто когда вы в очередной раз будете пересматривать старые ленты, обращайте внимание на детали, появляющиеся в кадре, это, поверьте, очень интересно!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика