+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

«Одежка» для иконы: киот как хранилище и украшение святого образа!

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

25.01.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Мы все привыкли рассматривать старинную икону исключительно в контексте оценки ее эстетических свойств отдельно ото всего остального, сопутствующего ей, но ведь это, на мой взгляд, большое упущение, ведь икону, например, мог покрывать оклад, создаваемый зачастую гораздо позже самого образа, а еще иконы испокон веку помещали в киоты – застекленные ящики, которые сами по себе не только выполняли функции по ограждению произведения религиозного искусства ото всяких вредных воздействий, но и являлись самостоятельными памятниками старины, показателями фантазии и мастерства тех людей, что их изготовили…

Киот – обрамление иконы, придающее ей завершенный и более значительный вид, киот выделяет образ и в какой-то мере тождественен картинной раме, ведь закономерно считается, что картина обязана быть помещена в раму. Но застекленный иконный ящик это еще и украшение, это декоративное усиление иконы, помогающее зрителю легче сконцентрироваться на главном и даже настроить его на нужный лад!..

К пониманию важности старинных киотов как необходимого дополнения к антикварным иконам – а речь тут пойдет исключительно о старине, я пришел вполне самостоятельно, когда столкнулся с проблематикой долгосрочного хранения и экспонирования дореволюционных икон.

С одной стороны, моей задачей являлось примитивное сохранение памятников и все то же ограждение их от механических повреждений, от дурного влияния сквозняков и перепадов влажности, от лампадного и свечного пламени, копоти, пыли, но с другой стороны стало понятно, что в идеальном варианте старинная икона должна помещаться в старинный же киот, а в уж самом мечтательном случае – в киот «родной», в котором она и просуществовала столетие с лишним, с самого дня ее рождения, то бишь, написания.

Опытные антиквары уже давно подметили, что по-настоящему красиво и гармонично старинная икона смотрится в вековом киоте, они также заметили и то, что в старину существовали не только простые киотные ящики, но и те, которые изготавливались на заказ, так сказать, «с изыском», в расчете на определенного, в эстетическом плане, покупателя.

В самом деле, если в том же XIX столетии зажиточный человек заказывал написать для себя икону, платил за нее немалые деньги, то он хотел и хранилище для нее сотворить подобающее, подчеркивающее и дороговизну иконы и собственный статус владельца, а еще требовалось «вписать» икону в существующий интерьер, так чтобы киот не торчал бельмом, а продолжал архитектурную линию внутреннего убранства.

Поэтому, если сегодня увлечься изучением и пониманием того, какие киотные ящики изготавливали в России до революции, можно запросто удивиться ассортиментом, и тем, какой богатой фантазией обладали мастера и как они в своей работе следовали существующей моде, потакали капризам господ, желавших иметь уникальное обрамление для домашних образов.

На современном антикварном рынке встретить старинный киот, в принципе, не так сложно. В позапрошлом столетии был налажен настоящий конвейер по их изготовлению, благо во второй половине века размеры икон были более или менее стандартизированы, что позволяло заняться мастерским делом на широкую ногу.

Самая простая форма старинного киота – прямоугольная. Такой киот требовал минимум технологической оснастки и, собственно, квалификации столяров.

Прямоугольный старинный киот – самый простой представитель старинных застекленных ящиков для икон.

Однако в большинстве случаев моих лично наблюдений за продаваемыми киотами оказалось, что самой распространенной формой киота будет прямоугольный ящик со скругленными углами.

Прямоугольный старинный киот со скругленными углами.

Такой киот на момент написания статьи продавался тут.

Конструктивно киот состоял из ящика и застекленной дверки, открывающейся на двух латунных петлях. Внутрь ящика вставлялась вкладная рама, как правило, позолоченная, в которую уже помещалась сама икона.

Дверка имела запор в виде крючка, а на дорогих моделях оснащалась замковым механизмом и отпиралась ключом.

При кажущейся внешней примитивности таких киотов и относительной их дешевизне (что тогда, в имперской России, что сейчас) эти сооружения не кажутся мне простыми, рассматривая их конструкцию, обнаруживаешь столь сложные технологические решения, которыми нынешние изготовители столярки практически всегда пренебрегают.

Что я имею в виду? Попробую сформулировать более развернуто.

Давайте начнем с самого короба. Он изготавливался из дешевого, но очень хорошо просушенного материала, а это в позапрошлом столетии уже было проблемой, ведь дерево сушилось исключительно естественным способом, на что уходили годы.

Сосновые бруски-детали склеивались между собой казеиновым клеем, получившим всемирное распространение как раз в 19-м веке.

Дальше высушенную конструкцию шпонировали – покрывали шпоном преимущественно орехового дерева. Тонкий дощатый задник не шпонировался.

Замечу, что детали ящика собирались на шпунтах – системах выступов и выпилов, входящих один в другой, сегодня этот способ зачастую заменяется простой склейкой углов, благо современные способы точной распиловки деталей под углом 45 градусов и сильные клеи позволяют не заморачиваться трудоемким процессом нарезания и совмещения шпунтов.

С дверкой тоже была морока, ведь деревянная рамка тут тонюсенькая, что не позволяло сделать жесткой конструкцию углов, особенно скругленных. Приходилось прибегать к креплению при помощи плоских шипов-угольников, врезаемых в угловые стыки.

Дополнительное рамку укрепляли латунной струной, которая прокладывалась по внешней стороне, зачастую таких струн было две. Латунная струна служила и декоративным украшением киота, лаконичным, но очень выразительным.

Окончательную жесткость хлипкой рамке придавало стекло, которое «вмазывалось» в нее при помощи замазки, обладавшей после высыхания твердостью камня.

Внешние деревянные поверхности собранного киота тонировались, причем, как правило, в темные тона – черный или с имитацией цвета «красное дерево», после чего покрывались лаком и полировались до блеска.

Не меньше возни было и с внутренней вкладной рамой, которую приходилось покрывать гипсовым грунтом – левкасом, шлифовать, полировать, а затем и золотить настоящим сусальным золотом! Как видите, сам процесс изготовления самого простого старинного киота не был примитивным, что же говорить о тех киотах, которые делались на заказ?

В Москве несколько лет назад даже проходила выставка, посвященная как раз искусству создания старинных киотов, ведь их разновидностей было множество, а вот сохранилась до нашего времени лишь самая малая часть.

Такая незавидная участь этих памятников, в принципе, понятна. Киот предназначен для защиты иконы, а значит, находясь всегда «на переднем крае», он страдал от времени больше всего. Падение киота на пол практически всегда означало его гибель: тяжелая и тонкая конструкция разбивалась, рассыпалась на части, стекло билось, так что хозяину зачастую не оставалось ничего другого, как выбросить ящик, заменив на новый, или и вовсе ничего не покупать, оставить икону без защиты.

Увы, но киоты разрушались и при бережном обращении. Клей имел тенденцию к утрачиванию своих свойств, ведь клеевой шов не был эластичным, детали рассыхались из-за негативных и чередующихся атмосферных «ударов» - то по ним «бил» сквозняк, то жар от печи, то повышенная влажность от мытья полов. Эта столетняя чехарда просто разбивала киот на части изнутри, незаметно, но верно, и снова он приходил в негодность, требуя к себе внимания.

Но тут подоспели революционные события и в стране начались массовые гонения на веру, коснувшиеся не только икон, но и их хранилищ – киотов, так что в прошлом веке погибло несметное количество этих памятников старины.

Еще одна причина массового выхода киотов из обихода – потеря внешнего вида. Все дело в том, что ореховый шпон, покрывавший боковые поверхности киота, начинал слоиться и отваливаться кусками, отчего ящик приобретал убогий и корявый вид.

Еще одна банальная проблема – стекло. В XIX столетии в киоты устанавливали очень тонкие стекла, бившиеся при малейшем ударе. А вот вставить новое стекло в киот было сложно, потому что оно было и дорогое и зачастую требовалось вырезать стекло сложной формы, но этого было мало, так как старая замазка, затвердев, держалась в рамке киота просто намертво, и вся операция по замене стекла требовала недюжинного терпения и умения, кто стал бы с этим возиться в деревне, скажем, лет пятьдесят назад?..

Прямоугольные киоты имели множество разновидностей, но чаще всего верхняя горизонтальная поверхность киота приобретала новую форму. То она изгибалась «коромыслом», то превращалась в «домик», при этом внутреннее пространство заполнялось декоративными элементами, чаще всего туда вставляли голубка – символ Святого Духа, снисходящего на образ святого, изображаемого на иконе.

И это все я рассказываю про бюджетные, дешевые старинные киоты, что же говорить про богатые иконные ящики?!

Их изготавливали индивидуально, учитывались и предпочтения будущего владельца, и сама стилистика иконы. Наверное, будет нелепо, например, поместить сегодня икону, написанную в стиле барокко в киот, выполненный в модном модерне, или установить древний образ сдержанного новгородского письма в киот, исполненный в былинно-вычурном неорусском стиле.

Каждому временному промежутку и каждому живописному произведению соответствовали свои манеры, мастера старались сделать киоты уникальными, но подчеркивающими художественную связь с содержимым.

Если потратить время, можно обнаружить в Сети фотографии старинных киотов разных времен и стилей, поверьте, это занимательное зрелище!

Пышное барокко с золотыми резными украшениями и замысловатые графичные изгибы модерна, портики и колонны ампира, резьба по дереву в русском стиле от мастеров Абрамцево, чего тут только не найдешь!

Небольшие настенные и настольные киоты соседствуют с громоздкими напольными конструкциями, украшавшими, наверное, не просто купеческие покои, но дворцовые залы.

В одних киотах помещалась только одна икона, другие являлись вместилищем двух, а то и трех образов. Иконы в таких «многоместных» киотах могли располагаться как вертикально, так и горизонтально.

Да и конструктивно киоты могли быть пристенными и угловыми, ведь хозяин мог заранее предполагать, где лучше всего будет поместить домашние образа.

Для изготовления таких киотов использовался массив ценных пород древесины, так что и по весу большой резной настенный киот мог весить под тридцать, а то и под пятьдесят килограммов!

В некоторых конструкциях предусматривались выдвижные ящички, в которые можно было положить, например, спички, свечи, ладан или фитильки для лампадки.

Кстати, сами лампады, традиционно «висячие», подвешенные перед киотом на цепочках, должны были верхним кольцом цепляться за кронштейн, закреплявшийся на стене, а могли быть и стационарными, фиксировавшимися при помощи «г»-образного основания и специальной «п»-образной скобы в нижней части киотного ящика.

Красивый и добротно исполненный киот с резной вкладной рамой и резным навершием есть и в ассортименте Антикварного салона «Купи Старину!».

Резной старинный киот.

Этот киот на момент написания статьи продавался тут.

Изготовленный в XIX веке красавец, увы, дожил до нашего времени в удручающем состоянии, но благодаря моим усилим он вновь получил отличный внешний вид, так что ближайшее столетие за него можно не переживать.

Но процесс утраты киотов, как памятников прошлого, продолжается. Увы, и мне несколько раз приходилось выбрасывать старые киотные ящики, которым уже ничем нельзя было помочь. Гнилые, ободранные, сломанные, с утраченными деталями, «побитые» жучком, они не подлежали восстановлению.

Да, этим предметам уже нельзя было помочь, но ведь есть и другие, которые мне удалось восстановить.

Переживаю я здесь за другое – увы, в рамках регионального быта, когда нет ни умения, ни желания восстанавливать такие вещи, они зачастую отправляются на свалку, даже тогда, когда их можно было бы сохранить, профессионально отреставрировав!

Приведу пример еще одного типа домашних настенных киотов, которые, по видимому, изготавливала какая-то большая мастерская. Эти киоты, делавшиеся, в основном, для икон аналойного размера, отличались богатым декором внутренней вкладной рамы и различались между собой разнообразными формами верхней части.

Вкладная рама тут наборная, созданная из унифицированных деталей, ажурных и позолоченных. Такой киот был в ценовой категории выше среднего, это тоже массовый продукт, предназначавшийся для зажиточного приобретателя. Обратите внимание, что икона в таком киоте смотрелась богато, солидно, широкая золотая рама зрительно увеличивала образ, выделяя его в интерьере жилища, делая акцент на конкретной иконе, если она располагалась в домашнем Красном углу.

Интересно было мне подметить и особый прием в золочении киота, когда некоторые рельефные детали покрывались блестящим золотом, а другие – матовым, что создавало необычный эффект, подчеркивало объем.

А как красиво смотрится икона в таком киоте при свете лампады или свечи – просто не передать! Искры света играют в ажурах позолоченной лепнины, конструкция оживает, а вместе с ней и совершенно по-другому смотрится старинная икона, помещенная в киот!

Резной старинный киот с золоченой вкладной рамой.

Старинный киот – явление многогранное, и к этим хранилищам икон, на мой взгляд, нужно относиться не менее трепетно, чем и к самим иконам.

Для каждого коллекционера особенно приятно, если к нему попадает антикварная икона в комплекте с ее же киотом. Эти два предмета, пройдя сквозь века, сроднились. Они вместе испытывали нагрузки, вместе деформировались, усыхали, гнулись, трескались, выцветали. Но находясь всегда вместе, они делали это одновременно, а значит, их состояние обязано быть схожим.

Старинная икона в своем киоте идеально устанавливается по размеру, ей ничто не мешает. Степень влажности древесины киота и иконы также близки, а это важно. Ну и наконец, сам факт того, что намоленная старинная икона бережно сохранена прежними владельцами вместе с киотом является еще одной трогательной причиной для того, чтобы особо ценить этот комплект.

Если у вас есть старинная икона, которая требует обрамления, постарайтесь, по возможности, подыскать ей старый ящик!

Конечно, процесс этот может затянуться по разным причинам, например, бывает сложно найти на рынке киот, точно подходящий по размеру под вашу икону, или, возможно, будет «кусаться» цена, или вам захочется отыскать по-настоящему красивый, художественно выполненный, киот, но в любом случае, правильно выбранный старый иконный ящик станет достойным обрамлением святого образа, подчеркивающим его красоту, достойно вписывающим его уже в наш, современный интерьер XXI века, и я уверен, что такое дело стоит того, чтобы им заняться, погрузившись в чарующий мир русской православной старины!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика