+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Старые грузовики времен СССР: венгерский думпер Dutra DR-50.

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

07.02.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Кажется, совсем недавно это было, а вот чего-то вспомнилось мне, как в детстве я видел удивительную машину, грузовик, и захотелось узнать про нее побольше. Как удивительно нынешнее время, когда, казалось бы, можно в считанные минуты оказаться, пользуясь Сетью, в любой точке мира, в любом времени, и узнать даже больше, чем мог узнать о чем-то тогда, лет тридцать-сорок назад!..

Мальчишкой я был страшно влюблен в машины и конечно, от моего глаза не ускользало ничего, когда я шел по улице. Машин на дорогах, даже в Москве, было не так много, так что каждой из них доставалось мое внимание, ну а уж если это был какой-то особенный экземпляр, то и подавно - я следил за машиной до тех пор, пока она не исчезала из вида.

Когда мне было лет пять или шесть, я часто наблюдал на дорогах около своего дома удивительные грузовики. Все в этих машинах было необычно и непривычно для меня, да и сегодня эти создания кажутся мне совершенно «марсианскими», чуждыми всему тому, что мы привычно именуем грузовиками.

Удивительно, но ведь сама концепция грузовика, зародившаяся еще на заре автомобилестроения, в принципе, не поменялась до сих пор. Конечно, дизайн грузовиков изменяется, но сама схематика, а вместе с ней внешний вид не вызывают у нас удивления, нет во внешнем облике этих машин ничего такого, что может нас поразить «до чрезвычайности», быть даже каким-то противоречивым, более того – отторгающим.

А вот тогда я с удивлением смотрел вслед очередному грохочущему цепями и двигателем, чудовищу и думал – как вообще могло людям взбрести в голову сделать такое, неужели они не понимали, что эта страхолюдина выглядит безобразно и даже пугающе, что она просто не должна появляться на дорогах в потоках городского транспорта!

Но при всей своей вычурности и странности те грузовики все же продолжали ездить и работать, ведь это были не машины частников, а автомобили, состоящие на службе у государства, работавшие на благо советского народа.

Наверное, уже пора заканчивать вас травмировать этими предисловиями, пора переходить к делу, ведь речь идет об одной из интереснейших страниц автопрома стран участниц Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в рамках которой за предприятиями отдельных социалистических стран закреплялись определенные задачи.

Вот, например, Германские производители изготавливали для себя и для всех соцстран игрушки, мебель, станки. А чехи делали классную обувь, одежду, ту же корпусную мебель (помните, как ваши мамы и дедушки с утра бегали на перекличку в местный мебельный магазин, чтобы потом, скажем, через год, когда «подойдет очередь», купить вожделенно обожаемый гарнитур «Мэмфис» или «Антик», изготовленные на народном предприятии «Древоуния»?).

А вот из Венгрии к нам везли знаменитые «Икарусы» ( а само слово «икарус» стало именем нарицательным, обозначающим большой комфортабельный и вместительный автобус), которые еще и сегодня можно встретить на дорогах России, правда, уже совсем-совсем мало их осталось, ведь новых закупок мы не делаем - СЭВ давно развалился, мы стараемся делать автобусы для себя сами, и это, наверное, очень правильно.

Но кроме «Икарусов», изделий легкой промышленности, лекарств и и шариковых ручек «Pevdi Pax», копирующих в своем облике и даже в стержне знаменитые бюджетные модели «Паркера», из дружественной социалистической Венгрии к нам поставляли и эти самые грузовики, о которых я и хотел рассказать в данном материале.

На самом деле Венгрия, как поставщик автотехники соцлагерю, наверное, вполне состоялась, хотя речь тут может идти только о «государственной» технике, легковых машин там не ваяли и к нам не привозили.

Грузовик, которому я удивлялся в детстве, назывался Dutra DR-50, это был так называемый думпер, и в этом емком и тоже «странно-ругательном» слове крылась загадочность его внешнего вида и внутреннего устройства.

Думпером называют грузовик, который должен перевозить груз на небольшое расстояние, поскольку в конструкцию машины не закладывалось тех необходимых транспортному средству, возможностей, которыми должен обладать каждый полноценный грузовик.

По сути думпер – это что-то странное, уже не трактор, но еще не грузовик, и по виду он тоже такой, «загадошный», имеющий черты сходства и с трактором и с грузовиком.

Первое, что бросалось мне в глаза – так это «недокабина» машины, ведь в этом угловатом жестяном «ящике» со скошенной передней стенкой, как мне казалось, с трудом мог поместиться водитель, это была даже не половина, а треть обычной кабины грузовика по своей ширине – в этом весь вид механизма был очень похож на обычный колесный трактор «Беларусь».

Такая экономия объяснялась просто: раз грузовик приспособлен для поездок на короткие дистанции, ему не нужно перевозить в кабине пассажиров, а значит, нет нужды и «разбабахивать» кабину на двух-трех седоков.

Такая компоновка позволила и упростить доступ в моторный отсек, который «прилепился» сбоку от водительской «будки».

Удивительными были и колеса грузовика – передние были узенькими и маленькими, как будто игрушечными, зато задние выглядели неестественно большими и вкупе с очень короткой колесной базой это снова напоминало трактор.

Историческое фото грузовика Дутра на улице города времен СССР.

Источник фото: http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=187&p=1362185&t=25852

Удивительным был и кузов, который, наверное, можно назвать даже не кузовом, а «кузовком», ведь он сбоку виделся треугольным, очередным нелепым дополнением к общей кургузой конфигурации странной машины.

В качестве дополнения к всеобщему убожеству машины окрашивались исключительно в «арестантский» мышиный цвет, что, конечно, было вполне в норме для социалистического мировосприятия, тогда ведь весь транспорт не баловали «колером», ярко смотрелись лишь пожарные колесницы, автомобили милиции и кареты скорой помощи.

Если честно, мне даже было как-то по-детски жалко водителей этого безобразия, потому что мне казалось стыдным на нем ездить. Весь вид машины, ее убогая и тесная «собачья водительская будка» говорили о том, что от хорошей жизни в нее не полезешь, а раз уж втиснулся, значит, терпишь настоящие муки – и физические, крутя торчащий прямо в лицо, огромный руль, вечно упираясь локтями в жестяные стенки и трясясь всем телом на каждой кочке из-за жесткой «прыгучей» подвески автомобиля, и моральные, понимая всем существом, насколько убого ты выглядишь в этой громыхающей колымаге по сравнению с водителями других, пусть и простых, машин.

Но производитель думпера думал, наверное, совсем о другом. Тогда, во времена СССР, наверное, вообще говоря, мало заботились о трудягах, гробивших свои молодые годы в убогих транспортных средствах, люди рассматривались, как «винтики» в теле огромного государственного механизма и об их комфорте на рабочем месте не принято было задумываться: стерся винтик, погнулся, сломался – заменим другим, у нас винтиков на все времена хватит!

В рамках этого «молоточного» обезличенного социализма Думпер, наверное, выглядел эталонным образцом, сочетающим минимализм во всем – от схематики и технических решений до дизайна, да если говорить честно, тогда и слова то такого не знали, какой такой дизайн? Блажь капиталистическая, да и только!

Но довольно рассуждений, давайте проникнемся идеей этого детища Венгерского автопрома, ведь она была, в принципе, инновационной.

Начнем с того, например, что поймем, для чего эта машина была нужна, почему ее сделали так, а не иначе. В Москве ее применяли, главным образом, на стройках, на этапе закладки фундамента. Вырытый грунт из котлована необходимо было вывозить, и это удобно было делать при помощи вот такого компактного, маневренного и главное – проходимого самосвала, а Дутра под эти критерии подходил идеально.

Вспомните социалистические строительные площадки, ведь это была полная бедища! Когда я был постарше, мы частенько лазили по стройплощадкам. Беспросветная грязь, лужи «по горло», вязкая глина, колдобины, груды беспорядочно сваленных стройматериалов (те, что были нужны через месяц, привозили почему-то заранее, а те, что надобны были сейчас и срочно, ждали годами), неорганизованные дороги, минимум пространства для маневра – обычному «длинноносому» грузовику, тому же «ЗиЛу-150» или, тем паче, «КрАЗу» не развернуться, да и застрять может обычный грузовой трудяга в глиняной трясине, так что потом полдня возись-вытаскивай, а вот юркая Дутра с ее широким кузовом (очень удобно для погрузки грунта экскаватором), полным приводом и огромными задними колесами прекрасно вписывалась в пейзаж и работала только в путь.

Минималистическая и надежная конструкция позволяла избегать дурацких поломок, экономила государственные средства, дизельный двигатель был экономичен и примитивен, так что эти показатели давали фору другим моделям грузовиков, конкурирующих с Дутрой на местах строек.

Но все же основное предназначение таких машин – это карьеры, ведь они не приспособлены были для массового передвижения по городским магистралям. Ни скоростью, ни уровнем безопасности они не могли похвастаться, это были, как мы помним, все же «недогрузовики», машины для определенного круга задач.

Сзади, например, у автомобиля не было бампера, и только представьте себе последствия при столкновении легкового автомобиля и этого «паровоза», если водитель легковушки не заметил стоящую на поворот, коломбину с подслеповатыми, забрызганными грязью, круглыми фонарями типа «бычий глаз»?

В кабине думпера все также не навевало мысль о безопасности: жесткий брутальный руль, нацеленный в ребра водителю (при лобовом ударе будет плохо), общая теснота кабины – все это годилось там, где шанс угодить в аварию сводился к нулю, то, что было допустимо при неспешных карьерных работах совершенно не годилось при городской эксплуатации, так что эксперименты с работой Дутры на Московских стройках закончились довольно быстро и широкого распространения машина не получила.

Я не смог найти этого факта в прочитанных материалах, но еще в детстве мой отец делился со мной информацией об этой машине. С его слов, ее совершенно не любили сами водители, некоторых причин я уже коснулся, но была и еще одна особенность, не характерная для обычных грузовиков, о которой рассказал мне отец.

Все дело в особом устройстве кузова думпера Дутра и системе его опрокидывания. Треугольное сечение кузова вовсе не случайно. Шарнир кузова (а точнее говоря, полукруглые салазки на станине) расположен таким образом, что в пустом состоянии кузов под действием собственной тяжести остается на месте, но как только он оказывается полностью загруженным, например, землей, задняя часть кузова начинает перевешивать и от опрокидывания кузов удерживает специальный запор, управляемый рычагом.

Для разгрузки содержимого кузова водитель, по инструкции, обязан был вылезти из кабины и стоя на безопасном от машины, расстоянии, дернуть рычаг, освободив шарнир. В ту же секунду кузов стремительно опрокидывался, опорожняясь и затем самостоятельно возвращаясь в исходное положение, фиксируясь защелкивающимся запором.

Отец рассказывал, что в момент разгрузки опрокидывание кузова происходило столь стремительно и мощно, что передок машины подбрасывало в воздух, возникала реальная опасность травмирования водителя.

Однако наши работяги, ленящиеся исполнять инструкции по безопасности, которые, как известно, пишутся всегда кровью, не вылезали при разгрузке из кабины (она ведь высоко, а кому охота прыгать туда-сюда целый день, да еще, скажем, на морозе или в дождь), а просто приоткрывали дверцу и дергали за рычаг, находящийся непосредственно за кабиной. По словам отца, произошло несколько трагических инцидентов, когда подпрыгивающий грузовик, стоящий при разгрузке на краю котлована, сваливался туда, увлекая с собой и незадачливого водителя. Нужно сказать, что изначально автомобиль не имел крыши, а вместо руля у него был сдвоенный «штурвал», позволявший водителю во время погрузочно-разгрузочных маневров разворачиваться относительно руля - сиденье, педали и рычаги управления были продублированы.

Но в СССР поставлялись машины привычной для нас, традиционной компоновки с металлической кабиной, более подходящие для работы в условиях нашего переменчивого и временами тяжелого климата.

Машина эта, не получившая особого распространения тогда, в социалистическую эпоху, также незаметно и канула в лету, исчезнув из памяти людей, причем известно про один образец, сохранившийся на территории России, хотя несколько машин в полузаброшенном или заброшенном состоянии (а они судя по шильдикам на кузове, были изготовлены в самом начале семидесятых годов прошлого века) обнаружились в соседних государствах, ранее входивших в состав СССР.

Один из экземпляров Dutra DR-50, обнаруженный и сфотографированный энтузиастом на Урале.

Фото и подробности: https://auto-daily.livejournal.com/999410.html

Сегодня можно спорить о достоинствах и недостатках этого удивительного автомобиля, но мне ясно одно: раз широкого распространения модель, а точнее, сама концепция, не получила, значит, она была не столь хороша.

Тем не менее, для меня Dutra стала очень памятным средством передвижения и мне было приятно вновь увидеть эту непривычную машину на старых фотографиях. Еще более приятно мне было бы встретиться с подлинным экземпляром автомобиля при посещении выставки ретро техники, ведь именно такие, во всем необычные механизмы обязаны быть сохраненными для будущих поколений.

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика