+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Выставка старинных икон – стоит ли посещать?

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

05.02.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Наверное, вопрос кажется странным, надуманным и вроде бы, сам собою напрашивается ответ: конечно, необходимо посещать выставки старинных икон, просто необходимо!

Однако для меня этот самый вопрос не всегда рождает однозначный и утвердительный ответ, с некоторых пор я стал избирательно и придирчиво относиться к экспозициям старинных русских икон, более того, чаще всего я на такую выставку… не иду!

Безусловно, посещение выставочных экспозиций – нужное дело, расширяющее кругозор, дающее пищу для ума, даже вдохновляющее, но вспоминая череду моих последних «выходов в свет» я почему то ощущаю разочарование.

Не буду называть музеи, но попробую дать оценку увиденному и расскажу о том, что меня расстроило.

Все три экспозиции, которые мне удалось увидеть, оказались небольшими, в этом было первое разочарование. Представьте себе, что вы видите красочную рекламу, обещающую грандиозное зрелище, загораетесь идеей посетить мероприятие, планируете потратить целый день на культурный поход, предвкушая встречу с уникальными творениями древних мастеров, уже представляете себе живо, как будете бродить из зала в зал, неторопливо рассматривая шедевры, час, другой, третий…

Но на деле оказывается, что столь широко разрекламированная выставка занимает… всего один жалкий зальчик в огромном музейном комплексе, да и тот наполнен экспонатами не шибко, так что минут пятнадцать вам на это хватит, а потом… потом вам надо будет уходить, или, как вариант, вы можете потянуть время в других залах музея, которые, увы, совершенно другие по своей тематике, нежели выставка, из-за которой вы сюда сорвались.

Ну ладно бы хоть экспонаты были ошеломляющими, так нет – половина из них и вовсе не старинные, а какие-то новые, сделанные современными мастерами «под старину»!..

Современный ширпотреб и ограниченное число предметов антиквариата разбавляется огромными черно-белыми фотографиями, как видно, только для того и развешанными по стенам, чтобы нивелировать очевидный дефицит антиквариата и создать некий «старинный» антураж.

Если бы я столкнулся с этой проблемой единожды – ладно, можно перетерпеть, но три моих последних посещения различных выставочных мероприятий, касавшихся старинных икон я наблюдал практически одно и то же.

Ну а что делать, если уже пришел? Вздыхаю и иду изучать то, что есть!

Но и тут все не так гладко, как мечталось. Те немногочисленные старинные иконы, что все же есть в экспозиции, не отличаются ничем выдающимся, кроме того, многие из них несут столь обширные и отлично читаемые следы современных реставрационных вмешательств, что я не могу сосредоточиться на авторском замысле.

Бреду от одной иконы к другой, пока мне все-же не повезет - вот этот предмет заслуживает внимания! Ну да, пару-тройку вещей необходимо отметить, остальное… увы, даже вспомнить не смогу через полчаса после того, как выйду на улицу.

Конечно, обывателю экспозиция может понравиться, ведь он не так хорошо разбирается в старине и не может увидеть реставрацию в иконе, он не столь силен в стилях и вообще – в качестве иконного письма. Если вы новичок, не принимайте эти слова близко к сердцу – я ведь тоже когда-то не имел представления о разновидностях икон и все они мне казались «древними» и «одинаковыми».

Надо признать и факт того, что даже такие небольшие выставочные «всплески» случаются отнюдь не часто – я ведь не знаю музейного «закулисья», вполне могу допустить, что создание даже небольшой, на один зал, временной экспозиции для музея – большая сложность. Часто ведь для такого действа необходимо привлечь не только свои предметы, хранящиеся в постоянных экспозициях, или в запасниках, но и попросить помочь частных собирателей.

Год назад на подобной выставке я также попал в маленький зальчик и тоже потратил минут пятнадцать (при этом специально подолгу задерживаясь у произведений, чтобы хоть как-то потянуть время и оправдать деньги, затраченные на билет) на осмотр, после чего пошел бродить по постоянным экспозициям, надо же было сказать самому себе, что я не зря потратил на это мероприятие день своей жизни!

Третья выставка тоже проходила в одном зале, небольшом, но в этот раз экспонаты были подобраны прекрасно и было, признаюсь, что посмотреть.

Огромный недостаток таких выставок – отсутствие каталога с экспонатами. Одно дело – увидеть работы, которые зачастую набираются не только в «загашниках» музея, но и «выпрашиваются» у частных собирателей, а значит, их больше нигде и не увидишь. Поэтому для меня особенно важно не просто лицезреть иконы своими глазами, но и получить возможность полюбоваться ими в любое время потом, открыв каталог на нужной странице.

Каталоги очень часто «опаздывают» к началу работы временных экспозиций, а потом долго и мучительно реализуются через киоски при музее – кому они интересны, если выставка давно прошла?

Но это – все же частные случаи, потому что музеям бывает сложно организовать что-то грандиозное и ошеломляющее. Проблемы музеев понятны и для многих, наверное, очевидны. Просто на будущее, прежде чем ехать сломя голову, увидев в инете цветастое зазывное объявление, я стараюсь навести справки, и, если складывается ощущение, что это снова пустышка, я воздерживаюсь от посещения.

Еще один фактор для принятия решения – смысловая направленность экспозиции. Увлекаясь иконами, я уже определился с тем, что мне нравится и о чем я бы хотел узнать больше. То есть выставку я использую для личного самообучения, самосовершенствования. Поэтому я смотрю на анонсы, если возможно – на текстовые и фото отчеты людей, уже посетивших музей, дабы еще поточнее «прицелиться» и сходить на действительно, заслуживающее внимания, мероприятие.

Выставки ведь организуют не просто так, в тактике любого музея – создать тематическую экспозицию, подобрав экспонаты по определенному признаку – временному, местячковому, смысловому.

Если мы говорим про иконы, таких смыслов может быть множество. Например, собрать в одном зале иконы одного иконописного центра, или даже одного иконописца. Вы можете увидеть и такие выставки, где будут представлены, например, иконы одного временного периода или те, на которых будет изображен один и тот же религиозный персонаж (таким персонажем может быть, скажем, святитель Николай Чудотворец).

К большому моему сожалению, некоторые интересные выставки, которые мне бы хотелось увидеть, проводятся за пределами столицы, в других городах. Ну что же, это тоже правильно и такие мероприятия обязаны проходить повсеместно!

Подводя черту под сказанным, я резюмирую – если и ходить на выставки, то знать, что там будет, как говорится, «всё и много».

Если идти туда учиться, надо знать, что можно будет приобрести каталог. Кстати, хороший каталог это не только цветные иллюстрации, но и текстовая часть, знакомящая читателя с идеей мероприятия, погружающая его в атмосферу старины, по сути – это компактный путеводитель, экскурс по залам.

Если выставка окажется маленькой, желательно, чтобы основная экспозиция музея была вам тоже интересна, и вы смогли бы продолжить осмотр в других залах.

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика