+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Купить икону – новоделы в иконной лавке по бросовым ценам – будьте осторожны!

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

03.02.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Сегодняшний день принес мне удивительное открытие, жаль только, что открытие это оказалось для меня совсем не веселым, а совсем наоборот – огорчительным, с большим знаком «минус», но – обо всем по порядку.

В соседнем от меня доме, на первом этаже, как это водится сейчас в столице, в бывшей «трешке», переведенной из жилого фонда в нежилой, организована торговля. Соседями здесь стали аптека и иконная лавка, и то и другое торговое заведение я довольно часто посещаю, вот и забежал сегодня в аптеку – купить лекарства для своих детей. Пока стоял в очереди, обернулся к дверному проему, за которым виднелись стеклянные витрины иконной лавки и, что называется, обомлел.

Глаза мои сначала стали треугольными, потом квадратными, затем они округлились, одновременно расширяясь до невозможности – все дело в том, что две верхние полки, ранее заполненные современными аналойными домашними иконами, изготавливаемыми в Софрино, вдруг оказались полностью заняты… старинными иконами! Вот это шок!

Иконная лавочка появилась тут очень давно, наверное, как и аптека, она существует лет двенадцать, и я частенько сюда заглядываю – купить лампадного маслица, гайтан для тельника, подаю записочки за родню, но при этом ассортимент этой торговой точки был все прошедшие годы абсолютно «под копирку» таким же, как и в других подобных местах: товар здесь формируется, исходя из потребностей верующих людей в соответствии с принципами торговой точки «шаговой доступности»: нательные крестики из алюминия, серебра и золота, именные нательные образки, свечи-масло, лампадки, литература, и конечно – широкий ассортимент дешевых современных печатных икон разного размера и исполнения (дешевые – для домашнего моления и более дорогие в подарочном исполнении) – одним словом, все здесь соответствовало принципу «понадобилось-забежал-купил», никаких особых изысков и премудростей.

С набожной бабулькой, сидящей в тесном пространстве за прилавком, и коротающей время в отсутствие клиентов за чтением книг духовного содержания, я давно подружился, мы и на улице, встретившись, всегда узнаем друг друга и здороваемся, и как то даже разговаривали на тему продажи старинных икон. Тогда бабулька с укоризной высказалась по поводу торговли дореволюционными иконами – дескать, можно ли, не грех ли это, и вот тебе раз – пара десятков столетних икон не просто расставлены по двум «главным полкам», но и явно заместили в ассортименте новые, ярко-красочные подарочные современные образа!

Издалека я заметил и большие бумажки-ценники, но сумм на них не увидел, и решил подойти к прилавку попозже, как только освобожусь в аптеке.

Переварив первое шоковое впечатление и оплатив лекарства, я направился в иконную лавку, но уже издалека я увидел, в принципе, главное: продаваемые иконы только в глазах обывателя могли называться старинными – наметанный глаз не обманул меня и с расстояния в десять метров: на самом деле это были грубо исполненные и довольно страшноватые иконы-новоделы!..

Новодел – это современная религиозная живопись, выполненная на старой иконной доске, лично для меня - икона-обманка.

Я не раз и не два наблюдал за тем, как на барахолках «деловые коротышки» массово скупают у региональных торговцев «пустыри» - старинные иконы, от которых, по сути, сохранилась только сама доска, а живопись либо «отвалилась» вместе с левкасной основой, либо просто стерлась за вековую их жизнь. Такой товар бойко «уходил» в руки скупщиков по цене от тысячи до двух тысяч рублей (иконные доски ведь тоже бывают разными), и теперь я воочию убедился, куда именно они «уходили» и что затем с ними сделали предприимчивые люди.

Новодельные иконы – а что в этом плохого? В принципе, ничего! Это даже здорово, что бесполезная, в принципе, вещь, коей является пустая старинная иконная доска, вновь получает возможность работать, помогать людям – ведь на ней напишут новый образ и люди будут на него молиться. Этот процесс совсем не нов – и в прошлые века в имперской России таким образом поновляли иконы, счищая старую ветхую живопись и рисуя икону заново, это нормальный процесс.

Так что же не так? Почему меня это так напрягло?

Ответ на этот вопрос нельзя дать коротко, поэтому попытаюсь объяснить в подробностях, что мне не понравилось в этом событии.

На полках иконной лавки, в основном, были расставлены иконы стандартного аналойного размера (примерно 30 х 25 сантиметров), то есть достаточно крупные иконы, при этом самый дорогой ценник не превышал тридцати тысяч – я еще раз был шокирован этим «бросовым» ценником на «старинные» иконы.

Иконы-новоделы на полках иконной лавки.

Но мне сразу захотелось узнать, как продавец будет «позиционировать» свой товар, что он будет рассказывать про эти предметы потенциальному приобретателю.

Когда я приблизился к иконам и сумел их увидеть с близкого расстояния, я увидел именно то, что и предполагал: передо мной находились образы святых, Богородичные иконы, грубовато и аляповато воспроизведенные «по мотивам» старых образцов, вблизи это были, на мой наметанный взгляд, неряшливо намалеванные «задурки» с пугающей внешностью, которые я бы ни под каким видом не купил ни для себя, ни для друзей и родственников, мне они и задаром были не нужны, но ведь я – не те покупатели, которые старинную икону и в руках не держали, кто видел древнюю религиозную живопись лет пять назад, да и то - в музее.

Оставалось спросить у продавца про иконы, я и задал свой вопрос бабульке, моей старой знакомице:

- Ух ты, у вас и старина появилась? Это что же, настоящие старинные иконы? – я прошу прощения, что в моем вопросе изначально была заложена нотка скрытого лукавства, ведь я то понимал, с чем имею дело, но мне было крайне любопытно, какова будет ответная реакция.

Старушка заулыбалась в ответ и с охотой, я бы даже сказал, с затаенной гордостью и предыханием мне ответила:

- Да, появилась! Старинные иконы, отреставрированные!

Улавливаете? Чувствуете краткую «продажную формулу», которую бабулька будет повторять не только мне, но и любому заинтересованному покупателю, стоящему перед витриной, запомните ее хорошенько: «старинные иконы, отреставрированные»!

В этой талантливой краткости маркетингового слогана, продолжения у которого нет (бабушка больше вам ничего не скажет и вы останетесь один на один со «старинной» иконой всего за несколько десятков тысяч рублей) кроется, на мой взгляд, уже откровенное лукавство, причем лукавство не шибко красивое.

Совсем недавно я разговаривал с одной наивной пожилой покупательницей, которая оказалась в очень неприятной ситуации, приобретя, с ее слов, в церковной лавке одного из крупных московских монастырей (какого именно – она не сказала, заволновавшись, просто забыла название), старинную живописную икону для своего сына. Женщина даже заказала для образа медную табличку с гравировкой и прикрепила ее к заднику иконы – ей очень хотелось сделать любимому сыну подарок на юбилей.

Она показала мне икону, зная, что я могу по ее внешнему виду высказать свои соображения насчет ее состояния и вообще – правильности совершенного ею выбора. Взяв образ в руки и услышав от дамы стоимость раритета, я с горьким чувством сообщил ей правду: она приобрела в монастырской иконной лавке отнюдь не живописную икону, а печатную, фабричную, а вот заплатила она за нее, как за живописный образ, и оба эти обстоятельства привели женщину в состояние полного расстройства, к слезам.

Она сначала даже не поверила мне, сказала, что специально спрашивала у продавца про живописные иконы, и что покупала она образ, как живописный, а не дешевый печатный, но когда я вручил ей ювелирную лупу и на пальцах объяснил признаки, отличающие живопись от хромолитографии, бабулька совсем расклеилась:

- Как же так? Как они могли меня обмануть, я ведь не где-нибудь икону покупала, специально в монастырь ездила!..

Я не знаю, что было дальше, я не знаю, что произошло и в момент первоначальной продажи иконы – вполне возможно, продавец не был столь компетентен, отвечая на вопрос о «живописности» иконы, но если он знал об этом – получилась вдвойне некрасивая история, особенно учитывая место приобретения иконы и ее высокую стоимость.

Здесь же я столкнулся с тем ничем не наказуемым лукавством, к которому достаточно трудно придраться: доска у иконы старая? Да, старая, старинная, дореволюционная. Икона отреставрирована? Да, отреставрирована, этого факта никто и не скрывает, да и я не оспариваю.

А вот реставрация ли это в правильном понимании этого слова, или это «реставрация» - мухлеж, халтурно выполненная, непонятно кем, новая живопись – это уже вопрос десятый, риторический, философский, если хотите.

На мой взгляд, слово «реставрация» в данном случае применять, мягко говоря, не корректно. Это не реставрация, а перезапись, никто не задавался целью что-то восстанавливать, сохранять авторскую иконопись, дополнив утраченное, никто не стремился сберечь произведение, как ценный и цельный иконописный памятник. Задача была иной – создать иллюзию старины и под соусом «столетней иконы» продать новодел первому попавшемуся незадачливому покупателю, возбудившемуся при словах «настоящая старинная отреставрированная икона», да и ценник тут настолько дешевый, привлекательный, что рука сама собой тянется в карман за деньгами!

Давайте откинем эмоции и постараемся посмотреть на ситуацию с другой стороны – чисто коммерческой. Посчитаем, что тут прячется в ценообразовании, хотя бы примерно.

Доска под новодел, как я уже сказал, стоит, максимум, две тысячи рублей. Работа «мастера», того, кто намалевал (а у меня другого слова, простите, нету), тоже чего-то стоит, при этом и торговец должен еще что-то заработать – иначе, в чем смысл?

Но дело в том, что вам необходимо знать, сколько может стоить работа настоящего реставратора – того, кто действительно умеет восстанавливать иконы, помогать им, давать им вторую жизнь и при этом делать их ценнее во всех ракурсах. Так вот, стоимость самых простых реставрационных вмешательств в одну икону у хорошего реставратора обойдется, минимум, тысяч в десять-пятнадцать, а вот обширные реставрационные работы могут стоить и тридцать, и даже сто тысяч рублей.

Здесь же иконы «отреставрировали» радикально, переписав заново, целиком, но при этом финальная стоимость такого «шедевра» получилась просто бросовая, особенно если ее сравнивать с ценами в тех антикварных салонов, где продаются настоящие имперские иконы, сохранившие не только старинную деревянную основу, но и столетнюю живопись.

Для обывателя же картинка может видеться иначе: вот зайдет он в такую лавку, увидит красивые «старинные отреставрированные» иконы и ахнет: как же это так, в интернете он видел антикварные иконы стоимостью в десятки раз больше, а тут на тебе – спустился из квартиры на первый этаж и купил «настоящую» икону 19 века за сущие копейки!

Получается, что не обладая знаниями, легко нарваться на лукавые предметы, когда, вроде бы, вас и не обманывают, но в результате вы покупаете предмет, абсолютно не содержащий в себе тот смысл, который вы при совершении сделки можете в него вкладывать.

Легко попадаясь на четко выверенный и сформулированный маркетинговый крючок, вы в последствии, возможно, испытаете нешуточное разочарование, ведь вам продадут нечто иное, не то, о чем мечталось, однако, будет уже поздно и, что важно, в этот момент ваша радость о совершении очень выгодной, дешевой покупки окажется пшиком.

Ловушка для простака – так бы я назвал это «предприятие», но что делать, когда юридически за подобное лукавство никого привлечь нельзя и все остается лишь на совести «изготовителей» новоделов и продавцов. И даже к знакомой бабульке у меня нет никаких претензий – она получила инструкции «сверху» и не является специалистом в области антиквариата, так что и сама, наверное, свято верит в то, что это «старинные отреставрированные иконы».

Да, настоящие иконы в антикварных салонах стоят дорого, и вам просто необходимо понимать принципиальное отличие этих подлинных памятников старины от тех «задурков», которые можно купить в других местах (кстати, на тех же барахолках массово торгуют подобными новоделами, но барахолки – дело другое). Да, вы в настоящем антикварном салоне платите порой большие деньги, но вы их платите за предметы, представляющие собой ценные, во всех отношениях, старинные вещи, а не за наскоро намалеванные доморощенными умельцами, образа.

Важно понимать и те изначальные посылы, которые побуждают современного человека стремиться к покупке именно старинных икон, а не современных, недостатка в которых явно нет.

Лично для меня старинная икона – это произведение искусства, уникальный предмет, представляющий духовную, культурную, художественную и простите, материальную ценность. Да, да, ценность материальная (и коллекционная) – это важный повод купить именно старинную икону, которая с годами будет только расти в цене.

Но на первом месте это предмет духовный, каждая дореволюционная икона – это намоленная икона, образ впитавший добрую энергетику поколений верующих, владевших им до меня. То есть каждая подлинная старинная икона, сохранившаяся до нашего времени – это всесторонне ценный предмет.

А теперь задайтесь другим вопросом – представляет ли такую всестороннюю ценность хоть одна из новодельных икон, которые я имел «счастье» сегодня лицезреть на полках местной лавочки? На мой взгляд – нет. Абсолютно.

Так что если и вы увидите в ближайшей к вам, иконной лавке «старинные отреставрированные» иконы по бросовым ценам, не удивляйтесь и не кидайтесь их покупать, а постарайтесь подойти к этому процессу вдумчиво: возможно, после этого даже эти «бросовые» ценники покажутся вам слишком «кусачими» и вы сделаете другой, более правильный выбор!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика