+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Купить икону – прежде чем покупать старинные иконы, рассмотрите иконную доску!

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

28.05.2018 г.

Когда Вы выбираете в антикварном салоне и хотите купить старинную икону, необходимо рассматривать не только ее лицевую сторону, то есть живопись, но и обратить внимание на оборотную сторону, ведь иконная доска сможет о многом поведать пытливому приобретателю старины, и об этом мы решили рассказать в отдельной статье на нашем сайте kupistarinu.ru.

Не секрет, что коллекционеры икон отлично разбираются не только в уровне живописи, но и знают о таких нюансах в иконописном творчестве, о которых обыватель может и не догадываться!

Конечно, покупая антикварные иконы в интернет-салонах ofena.ru и kupistarinu.ru можно всецело положиться на продавцов, ведь на этих сайтах не только приведены подробнейшие и разноракурсовые качественные фото любых продаваемых икон и других старинных предметов, но и имеются профессиональные искусствоведческие описания, где обязательно подробно говорится и об основе любой деревянной иконы – иконной доске.

Но – человек существо любопытное, а значит, интересующимся стариной, Покупателям, будет полезно узнать что-то новое для себя и тем самым увеличить шансы на приобретение старинных икон высокого уровня ценности по бюджетной цене.

Итак, иконная доска… Традиция особым образом выделывать доски для икон зародилась и пошла в России, безусловно, с подачи Византии, оттуда князь Владимир привез и первые святые иконы в Киев, тамошние мастера приезжали на Русь делиться профессиональным опытом с нашими иконописцами.

За тысячелетие культура эта не только не претерпела изменений, но и бережно сохранялась, передавалась из поколения в поколение, хотя, безусловно, в позднее время технология выделки иконных досок все же трансформировалась, в ход пошли, что называется, современные «ноу-хау», целью которых было облегчение производства, его упрощение на всех этапах, а главное – удешевление продукции (тот же 19 век можно считать исключительно трагичным для русской иконописи вследствие все возрастающей конкуренции, в конечном итоге погубившем кустарный промысел за несколько лет до революционных событий 1917 года).

В своем классическом виде этапы производства иконной доски достаточно незатейливы, но занимают очень большой промежуток времени. Опишем их кратко – для общего развития.

Дерево заготавливалось и сушилось в виде поленьев естественным образом несколько лет. Только после достижения им нужной кондиции, когда оно просохнет в массе своей и исчезнут в нем внутренние напряжения, могущие в будущем спровоцировать существенные деформации, столяр приступал к изготовлению досок. При этом существовала особая схема выделки из полена иконных основ, это был процесс, знакомый только очень опытному мастеру, знающему секрет того, как получить из полена наибольшее количество иконных досок так, чтобы обеспечить в будущем надежную и «вечную» основу для иконописного произведения.

Известно, что в древности и даже в средние века домовых икон писалось мало, они были доступны лишь очень зажиточным людям, и одной из причин было именно отсутствие должного количества мастеров, мастерских, производящих «на потоке» качественные доски.

Наблюдая за иконами в музеях, там, где можно сегодня рассмотреть по-настоящему древние русские иконы, невольно начинаешь приглядываться и к деревянной их основе.

Древние и средневековые иконы обычно писались на доске с ковчегом – особым углублением на лицевой стороне, призванным зрительно отделить изображение святых от молящегося: икона это окно в Горний Мир, ковчег как раз и подчеркивал, проводил эту границу между Небесным Миром и земным.

Виды обработки иконных досок и их лицевой поверхности.

1. Доска с двумя ковчегами на иконе 18 века.

2. Доска с одним ковчегом на иконе 19 века.

3. Доска без ковчега на иконе 19 века.

К сожалению, обывателю нет возможности созерцать в музейных залах оборотную сторону таких образов, но можно сказать, что она обработана не очень гладко, на ней видны продольные вертикальные риски, получившиеся в результате выравнивания плоскости доски особым инструментом – скобелем, ведь тогда еще в распоряжении столяров не было большого разнообразия приспособлений для обработки дерева, даже ручных рубанков и пил не было.

Доски «схватывались» шпонками – особыми поперечными клиньями, которые вставлялись в особые пазы, вырезанные в оборотной стороне иконной доски. Шпонки необходимы были для предотвращения и замедления процесса коробления (выгиба) досок, который неизбежно происходил из-за неравномерности усушки задника иконы и лицевой части, покрытой жестким грунтом, паволокой и живописью.

Древние доски икон обычно не особенно соблюдены в плане геометрии, все это следствие простых, примитивных технологий и инструментов, и для своего времени они тоже могут считаться настоящими произведениями искусства, особенно те, что имеют большой размер и создавались в качестве основы для написания храмовых образов.

Такое технологическое правило подготовки иконных досок просуществовало до 18 века, когда появились новые способы обработки древесины, более распространились и новые приспособления и инструменты, позволяющие делать доски более качественно и при этом – быстрее.

Ковчег постепенно исчезает с лицевых сторон поздних икон, его граница – лузга лишь иногда имитируется в виде орнаментальной росписи, да и поля у образов конца 19 века уже практически отсутствуют, заменяясь на графичную однотонную или полихромную обводку.

Иконная доска становится геометрически правильной, с равнопротяженной толщиной, с гладким, выструганным рубанком, задником. Теперь многие иконы получают не задние, а торцевые шпонки, врезанные в верхний и нижний торец иконной доски при помощи еще одного нового инструмента, получившего достаточное распространение – пилы.

Да и задние шпонки на качественных поздних иконах становятся иными – фигурными, выделанными при помощи обработки деревянных планок на станке, хотя ручная выделка основ для живописных икон до самой революции сохранялась повсеместно.

Пресловутая конкуренция живописцев и производителей фабричной массовой печатной иконы во второй половине XIX столетия приводит к полной деградации вековые устои по изготовлению иконных досок. Иконописные центры полностью перестраивают цикл по изготовлению образов на экономические рельсы. В борьбе за право заниматься исконным промыслом они начинают использовать не только обычные сосновые дощечки с не струганным «колючим» задником и боковыми торцами, но и совсем уж экзотический, но самый дешевый материал – тонкую сосновую щепу!

Именно XIX век демонстрирует исследователю иконописи разнообразие в подходе к изготовлению иконных досок, какого не было до этого на протяжении девяти столетий. Каких только видов и материалов тут не найти!

Кстати, о материалах. Иконные доски делали в дореволюционной России из сосны, липы, тополя, особенно же ценились иконы, написанные на кипарисовых досках, они же были и самыми дорогими. Кипарис – материал привозной, его поставляли из Греции, Кипра, поэтому и ценился он очень высоко.

Но кипарис и сам, как материал, был уникальным. Твердое дерево было не столь подвержено деформации, как, например, древесина сосны или липы, но главное – оно не повреждалось жучками благодаря наличию в нем большого количества эфирных масел, непереносимых древоточцами.

Существовала и еще одна причина, по которой кипарис считался лучшей, самой «богатой» основой для святой иконы. Все дело в том, что Крест Спасителя состоял из древесины трех деревьев – кипариса, сосны и кедра, так что такая основа в иконе имела для христианина и свой важный сакральный смысл!

Часто на иконах 18 и даже на образах 19 столетия можно наблюдать черный, но не окрашенный задник. Так иконную доску «травили» от насекомых, натирая ее чесноком.

Встречаются и иконы с окрашенными задником и торцевыми поверхностями, как правило, это образа позднего времени, того же XIX века. Окраска задника и торцов производилась по двум причинам. Во-первых, это опять-таки защищало основу от жучка-точильщика, а во-вторых, окрашенная поверхность приобретала те же свойства, что и лицевая сторона, а значит, иконная доска равномерно усыхала, уменьшаясь в размерах и при этом не коробилась, не выгибалась так быстро и так сильно, как это порой случалось с произведениями с незащищенным, «голым» задником.

Конечно, нюансов, связанных с исследованием иконных досок дореволюционных икон – множество и обо всем трудно рассказать в этом материале, да и не нужно, наверное, потому что мы хотим лишь дать Вам посыл для движения в нужном направлении.

Иконная доска для настоящего ценителя старины – симфония ощущений, тут и прикосновение к древности и даже особый, характерный запах деревенского жилища, свечного воска, меда, ладана. Даже этот запах важен для антиквара, ведь он косвенно свидетельствует об аутентичности произведения, такой аромат не подделать, не воссоздать за пять минут и даже за год, особенно в условиях городского жилья.

По форме основы, по ее выделке, ковчегам и шпонкам можно узнать историю предмета, иногда даже выяснить, в каком месте икона бытовала и для кого была изготовлена несколько столетий назад! Все дело в приемах столяров, используемых в разные времена и в разной местности, а также в граффити – особых надписях и пометах на заднике икон, выполненных как иконописцами, принимавшими заказ на написание образа, так и самими владельцами. Граффити обычно делались острым предметом – гвоздем, а в позднее время – карандашом или чернилами, они очень интересны для исследователя старины.

Нельзя не сказать и о тех многочисленных иконах, которые подвергались за время существования перезаписи, иногда и многократной. Все дело в том, что владельцы икон не желали расставаться с намоленными досками, на которых само изображение ветшало и утрачивалось.

Поэтому иконописец заново писал нужный образ (возобновляя старый сюжет, или воспроизводя новый) на старой доске, сегодня на антикварном рынке можно встретить, например, икону XIX века, написанную на деревянной доске XVII столетия, и в этом нет ничего удивительного.

Нужно отметить и факт влияния иконной основы на стоимость старинных икон. Древность доски, ценность материала, из которого она была сделана, ее сохранность и качество основы – все это так или иначе будет влиять на ценообразование, антиквары обязательно учтут этот вопрос при оценке старинной иконы и формировании ее продажной стоимости.

В качестве же небольшого и познавательного, живого практикума мы приглашаем Вас на экскурсию по ассортименту старинных живописных икон, предлагаемых к продаже на сайтах ofena.ru и kupistarinu.ru, ведь благодаря качественным фотографиям, видео и описаниям Вы сможете воочию увидеть все разнообразие дореволюционных досок, понаблюдать за технологией их создания, за тем, как они выглядят и из какой древесины были сделаны.

Вы также сможете не просто увидеть настоящие произведения русских иконописцев 17-начала 20 века, но и сумеете купить понравившиеся старинные иконы для своего дома или в подарок!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика