+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Палех родина удивительной русской школы иконописи!

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта "Купи Старину!"!

Любое копирование материалов запрещено!

Само название Палех появилось очень давно и звучит оно странно для русского слуха, поскольку история этой местности уходит корнями во времена финно-угорских племен, живших тут почти тысячу лет назад.

Для современного человека слово Палех, как правило, вызывает одну единственную ассоциацию: в голове сразу всплывают легкие черные шкатулки-безделицы, покрытые чудесной миниатюрной живописью, но для настоящего знатока Палех это не лаковые миниатюры, а древнейший и пожалуй, самый известный центр иконописи, прославленный своими работами не только в России, но и далеко за ее пределами, центр не только иконописной, но и духовной жизни, поэтому у нас возникло желание рассказать об этом уголке земли русской и вспомнить, хотя и кратко, историю этих мест…

Если брать названия, присущие селам во Владимирской области, то несомненно обнаружится преемственность и фонетическое созвучие, идущие из тьмы веков: Палех, Люлех, Сезух, Ландех… Славяне постепенно проникали в финно-угорскую культуру и в конечном итоге от финно-угорской истории остались для нас только эти замысловатые названия.

В 13-м веке после смерти Владимирского великого князя Всеволода Большое Гнездо земли вошли в состав Стародубского княжества, которое, свою очередь, перешло в удел сыну Всеволода, Ивану. А в 14-15 веках из Стародубского княжества образовались новые уделы, в том числе и Палецкого рода.

Иван Грозный по Духовному завещанию отдал село Палех сыну Иоанну, а немного позднее, в 1616 году Палех значился во владении Василия Ивановича Острогубова. Затем он оказался пожалованным «за московское осадное сидение» Ивану Бутурлину, который участвовал в войне с польско-литовскими интервентами и по писцовым книгам 1630-х годов Палех есть вотчина Ивана Бутурлина и его семьи.

Деревянная церковь во имя Святого Пророка Илии уже стояла в поселении, были и еще два храма, которые пришли в упадок к 17-му веку, но к середине 18-го века строятся новые церкви, в том числе храм Святого Николая Чудотворца, а также в честь Казанской Божией Матери.

Хоть и был расположен Палех в глуши, не было дорог к нему, проезжих круглый год, он рос и развивался, ведь его местоположение было уникальным: всего в 75 верстах от него был Суздаль.

Интересна и культурная основа села, ведь до наших дней сохранились, например, традиции устного народного творчества. Только тут можно услышать уникальные песни, увидеть танцы, которые палешане пронесли через века и бережно сохранили в первозданном состоянии, тщательно оберегая свою самобытность и удивительный патриархальный жизненный уклад!

Но и материальные промыслы не обошли жители Владимирской области своим вниманием: они занимались выделкой шкур, деревянной резьбой, а женщины были прекрасными вышивальщицами.

Промыслы жителей Палеха давали им приличный доход, так как сельское хозяйство не очень помогало прокормить семью и не способствовало укреплению материального положения.

В середине 19-го столетия к Палеху и его промыслам, и в первую очередь, к иконописному творчеству Палеха были обращены взоры видных деятелей культуры и науки, желавших не только исследовать наследие палехских мастеров, но и сохранить его для будущих поколений, изучить, систематизировать, зафиксировать вехи развития и становления, уберечь от растворения в других творческих направлениях, выделить самобытность и уникальность явления.

Здесь в разное время побывали такие знаменитые исследователи народного быта, как С. Максимов, граф С. Шереметев. Палех тронул сердца писателя Н. Лескова, поэтов Н. Некрасова и А. Майкова. Академики В. Безобразов и Н. Кондаков также посещали Палех и все они вместе отмечали совершенно особую атмосферу, царившую в этих местах, они искренне удивлялись специфическому жизненному укладу, высокой культуре и особо выделяли манеру письма палехских иконописных мастеров.

Недалеко от Палеха располагалось не менее знаменитое село, в котором иконописное мастерство совершенствовалось с 16-го века и скорее всего, именно под влиянием Холуя жители Палеха начали пробовать свои творческие силы в иконописи. Оживленные ярмарки в Холуе, безусловно, привлекали к себе множество покупателей со всех окрестностей, тем более, что Холуй в те времена был еще и центром солеварения, и палешане не могли не отметить, какой большой успех преследует работы их соседей, а потому и взялись за новое дело.

Но это лишь наши предположения, к сожалению, нет никаких достоверных источников, подтверждающих время зарождения в Палехе иконописного промысла, можно лишь предполагать, что произошло это именно в 17-м веке. Владельцы села, Бутурлины, находились в родственных отношениях со Строгановыми, купеческим родом, и, безусловно, именно они могли основать иконное дело у себя, в Палехе.

Некоторые источники указывают на связь мастеров Палеха с Великим Устюгом, со знаменитыми северными иконописными мастерскими, тут можно искать корни того знаменитого палехского письма, которым ныне восхищаемся мы, жители современной России. Письма, отличающегося всегда высоким художественным качеством, особым, присущим только Палеху, колористическим решением…

Палех всегда ориентировался только на высокие образцы древнерусской живописи, художественная стилистика рождалась под влиянием мастеров-иконописцев Верхне-Волжского региона, Костромы и Ярославля, те тоже испытали на себе всю мощь иконописи Великого Устюга.

Каждый из иконописных центров привносил в свою икону особую стилистику, которая ныне позволяет достаточно просто идентифицировать принадлежность той, или иной иконы к определенной школе.

Особенно трудно понимание и установление связей палехской школы живописи с царскими и строгановскими письмами, ведь в настоящее время в самом Палехе нет даже одной иконы строгановских писем, хотя ранее такие иконы были в достаточном количестве.

Самые лучшие палехские иконы в своих композициях восходят именно к таким первоклассным образцам, но не копируют их, а обогащают своим собственным видением, колоритом, уникальным творческим восприятием.

Удивительная и самобытная стилистика палехских писем стала заметна и сформировалась в достаточной степени в 17-м веке, и именно к этому временному периоду относятся упоминания о иконописании в селе Палех в исторических источниках.

Если говорить правдиво, то художник Иосиф Владимиров не лестно отзывается о жителях Холуя, Палеха и Шуи, занимающихся иконописным делом. Иконы тогда не просто продавали, а меняли на необходимые продовольственные и бытовые товары. Например, икону могли променять на несколько луковиц, куриное яйцо или лапти, то есть икона была, по всей видимости, не настолько хороша, раз подвергалась такому «унизительному» размену. Ныне и тогда существовал особый термин, характеризовавший старинные иконы Владимирской губернии, их называли «расхожими» иконами, то есть иконами, расходящимися дешево и большими тиражами.

Иконы Палеха (и иконы Холуя) продавались далеко за пределами мест их написания, иконописный промысел был очень развит уже в 17-м веке, о чем свидетельствует сохранившаяся до наших дней «проезжая» грамота, выданная властями Тюмени (!) крестьянам Владимирского уезда, приехавших из Палеха на промен икон!

В начале века 18-го палешане активно возят свои иконы на Балканы, и там иконы Палеха приобретают огромную популярность! Естественно, что такие дальние поездки были оправданы экономически только в том случае, если с собой бралось много икон, у иностранного покупателя был выбор из широкого ассортимента сюжетов, размеров…

Естественно, что для себя мастера Палеха оставляли лучшие работы, на продажу и обмен вывозили «расхожие» иконы.

Характерными чертами, присущими палехской школе иконописи стало следование лучшим образцам строгановских, московских и великоустюжских писем. Черты Палехского письма окончательно утверждаются в середине 18-го века и станут, по своей сути, визитной карточкой настоящей иконы Палеха.

В Палехе создавались иконы чудотворные, тут сложилась особая атмосфера, в которой сотворялась и множилась красота, где рождались удивительные иконы, которые теперь невозможно найти и купить за умеренные средства, слишком популярен стал Палех в среде коллекционеров древних икон!

С приходом большевиков к власти иконописное творчество закономерным образом прекратилось, но совершенно неожиданно палехские мастера нашли для себя новое направление в творчестве и занялись изготовлением лаковых миниатюр, прославивших это небольшое поселение в Ивановской области на весь мир! Так уж получается, что высокое искусство, даже в опале и игнорировании найдет, где пустить свежий росток, пробьется к солнцу, порадует людей своей красотой и самобытностью!

Старинные иконы Палеха сегодня можно увидеть в музее, и прежде всего, в музее самого Палеха, а пройдя по самому поселению, можно увидеть старинные храмы, ставшие свидетелями многих событий, почувствовать атмосферу русской глубинки, маленького села, давшего миру столько уникальных произведений искусства и удивительных одухотворенных палехских икон!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика