+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Холмогоры. Иконы Русского Севера.

30 Ноября 2013

Холмогоры. Иконы Русского Севера.

Холмогоры – культурный центр Русского Севера, впитавший в себя вековые традиции народа, проживающего в условиях суровой, но прекрасной природы, уникальное явление на территории России, где сложилась своя, непередаваемая самобытная культура, безусловным индикатором которой стала, конечно, старинная деревянная икона, о которой и пойдет речь в этом материале.
Удивительность Русского Севера заключается в его уединении, отдаленности от центра, а потому многие вековые традиции как бы застыли тут на целые столетия, и тем самым сохранилась не только преемственность культурных слоев, но и нынешний, практически патриархальных, степенный и самостоятельный уклад жизни.



Благодаря усилиям ученых и почитателей художественной культуры Русского Севера, на протяжении нескольких десятилетий исследовавших творчество древних мастеров, удалось спасти и собрать уникальные коллекции старинных деревянных икон, спасенных из заброшенных и ветхих деревянных церквей, расположенных в самых глухих уголках Архангельской области.
Экспедициям еще в советское время удалось не только вывезти уникальные памятники культуры, борясь за их жизнь буквально в полевых условиях, но и провести качественную реставрацию и консервацию древних произведений, благодаря чему сегодня бесценные иконы 16, 17 и 18 века можно увидеть на больших и малых выставках, проходящих как в области, так и далеко за ее пределами, а также в постоянных музейных экспозициях.
Интерес к Северной иконописной школе растет и у коллекционеров. Именно такие работы начинают цениться наряду с иконами известных мастеров известных школ – Палеха, Ветки, Невьянска…
Двинская земля – обширный край, в состав которого входили древние холмогорские посады. Они располагались по берегам Северной Двины, контролировались властью Новгородской республики, а также, частично, Владимиро-Суздальским княжеством. Жители края, благодаря водным артериям и близости Белого моря, имели очень обширные связи с другими регионами и странами, а потому на ранних иконах Двинских земель прослеживаются мотивы Новгородской живописи, Ростовских икон и даже Московских, ведь после падения Новгорода Холмогоры очень тесно были завязаны с Москвой.



Уже в конце 16-го века Холмогоры стали центром живописи в Поморье, где были сконцентрированы иконописцы, резчики, объединенные порой, в большие артели.
И хотя художники передавали изображения фигур святых с некоторыми искажениями пропорций, в частности, изображая их с несколько увеличенными головами, начинает формироваться и свой собственный, узнаваемый впоследствии, холмогорский иконописный тип, свой собственный стиль изображения, использования красок, отображения архитектурных мотивов и элементов растительного пейзажа, того самого, что вскоре станет визитной карточкой холмогорских писем!
Технический прогресс и смелость поморов, бывших опытными и отчаянными моряками, охотниками и рыбаками, позволили наладить в середине 16-го века прочные связи со странами Западной Европы, с Голландией и Англией. Благодаря плаваниям русских моряков и иностранцам, посещающим Архангельск и Холмогоры на своих кораблях с торговой миссией, Холмогоры превращаются в развитый центр торговли.
Это положительным образом повлияло на развитие культурных связей: сюда в большом количестве поступают книги, гравюры, другие художественные изделия западных мастеров.
Скандинавские мотивы вплетаются в традиционные северные орнаменты.
Обширная артель иконописцев трудится в Холмогорах на протяжении 17-18 веков, ее деятельность активизировалась с 1682 года, после того, как была учреждена Холмогорская и Важская епархии.



Энергичная деятельность по возведению новых храмов со стороны холмогорских архиепископов Варнавы и Афанасия содействовали этому процессу и при Афанасии возводится каменное здание Преображенского собора и архиерейский дом, в котором и находилась, кстати, иконная келья, а также работали кузнецы и граверы, резчики по дереву, оловянных дел мастера.
Согласно письменным источникам, сегодня можно с уверенностью назвать около пятидесяти имен холмогорских иконописцев, которые трудились при архиерейском доме, а совсем недалеко располагался Антониево-Сийский монастырь, имевший очень большие иконописные традиции.
Преображенский собор, возводимый по благословению и при руководстве архиепископа Афанасия, был задуман, как главный храм епархии и к работам по его внутреннему оформлению и росписи были привлечены силы многочисленных резчиков, столяров и конечно, мастеров-иконописцев. Иконописцам пришлось не только написать новые иконы в местный ряд иконостаса, но и потрудиться над поновлением и восстановлением старых икон, унаследованных от деревянной церкви.
Упоминаются имена самых известных и чтимых мастеров холмогорской иконописной артели: Алексей Иванов Струнин, Федор Васильев Струнин, причем от последнего остались до наших дней подписные произведения, по которым можно атрибутировать иконы, созданные артелью на рубеже 17-го и 18-го века.
В списке иконописцев, привлеченных к работам над Преображенским собором Холмогор оказались люди разных социальных слоев: стрельцы, боярские сыновья, крестьяне и священнослужители. Но до наших дней красота убранства дошла только на фотографиях, а вот иконы из других храмов холмогорских окрестностей сохранились в достаточном количестве, чтобы можно было не только насладиться их красотой и силой живописного и духовного воздействия, но и систематизировать, изучить более подробно те художественные направления, в которых двигалось иконописное искусство Русского Севера в те времена.
Масштабность иконописных работ определялась тем, что на протяжении целого века в Холмогорах и округе было выстроено огромное количество храмов, каждый из которых требовал создания икон и росписей, а также разнообразной отделки.



Мастера иконописцы из Холмогор не только работали в своем родном городе, но и выезжали на изготовление заказов по округе и даже забирались в отдаленные уголки Поморья. Именно поэтому в рядовых, казалось бы, храмах, обнаруживаются уже в наши дни удивительные шедевры, иконы, созданные настоящими мастерами, пришедшими сюда, из самих Холмогор.
Интересно, что при написании икон для иконостаса храма, могли использовать силы нескольких мастеров, причем наиболее ответственные работы поручались наиболее опытному иконописцу, но в целом иконы комплекса содержали одни стилистические, художественные и цветовые решения.
Упадок артели иконописи из Холмогор пришелся на вторую половину 18-го столетия. В этот момент архиерейская кафедра была перенесена в Архангельск, смещалась ось торгового, культурного и духовного тяготения, и иконописные заказы стали выполняться для храмов Архангельска, что способствовало сначала временному, а затем и постоянному пребыванию мастеров в Архангельске. Иконописцы уходят от традиционных образцов древней иконописи, и, ориентируясь на лучшие образцы академической живописи, предпочитают искать свой особый, новый стиль, испытывая давление классицизма и барокко, преодолевают его.
Особо почитаемыми святыми в Холмогорах и Архангельской области были святой Артемий Веркольский, Антоний Сирийский, Прокопий Устьянский, Никодим Кожеозерский, их специфическая иконография разрабатывалась мастерами Двинского края.
Холмогорская иконопись развивалась в тесной связи с творчеством других иконописных центров, приобрела полную самостоятельность, стала самобытной и расцвела в 17-18 веках, поражая нас своим масштабом, силой и разнообразием!

 

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика