+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Иконы на чердаках

30 Ноября 2013
Представьте себе, что сегодня наступает не очередной год XXI века, а, например… 1923 год! Или, еще «лучше», год Сталинских пятилеток и всеобщего богоборческого порыва. Разоряются и рушатся храмы, преследуются не только священники, но и люди верующие и вообще, в эпоху тотального поклонения новым кумачовым идолам опасно было не просто ходить в храм, соблюдать посты, или откровенно говорить о своей вере, страшно было держать в доме иконы, зажигать лампады и свечи, наступала эра преследования людей за их отношение к Богу, за мысли и дела, подтверждающие их приверженность старым духовным идеалам.



В кострах богоборцев с комсомольскими билетами и билетами членов партии в карманах и тех, кто к новой «вере» не примкнул открыто, но и не препятствовал ей разрушать то, что создано было за века, погибло не мало прекрасных старинных деревянных икон, церковных рукописных и печатных старинных книг, деревянных резных старинных киотов, целых церковных иконостасов… В злом вихре лозунга о разрушении до основания старого мира для постройки нового мира погибли тысячи и тысячи духовных памятников, памятников культуры и истории. Падали на землю и разбивались колокола, сбрасывались кресты с маковок, взрывчаткой и киркой выкорчевывалось из памяти и душ людей то светлое и могучее, что жило и помогало людям жить на Руси многие столетия.



Известен факт, что были и другие люди, которые не боялись гнева новых властей, или наоборот, боялись, но все же шли наперекор этой волне мрачной идеологии, сметающей на своем пути все прекрасное и Божественное. И эти люди пытались всеми возможными способами сохранить хоть частичку того, что сопровождало их душевные порывы все время до начала Великого Пожара, раздутого революцией 1917 года.
При ликвидации церквей и создании в колхозах и совхозах в опустевших зданиях конюшен, складов и производств, из храма, как правило, выносилось абсолютно все, что принадлежало приходу, оставались голые стены, которые тоже осквернялись тем, что скалывалась старинная живопись, или замазывалась краской, известью. Поскольку одновременно ликвидировалось множество приходов, заниматься искусствоведческой деятельностью по спасению исторического наследия никто не собирался. Уполномоченные лица занимались тем, что реквизировали и описывали лишь то имущество, которое могло принести очевидную финансовую выгоду новому строю. Колокола шли на переплавку, серебряные резные оклады с икон безжалостно сдирались и для компактности гнулись и плющились молотком, принимались новой властью на вес. Дарохранительницы и другие церковные богослужебные предметы, изготовленные из драгоценных металлов и украшенные камнями, также рассматривались «приемщиками» исключительно с точки зрения ценности материалов, из которых они были сделаны, никто не смотрел на эти предметы в перспективе возврата к духовным истокам, все казалось, должно было прекратиться в тот же час и день...

Что же касается старинных деревянных икон и убранства храмов, то на такие «мелочи» и вовсе никто не смотрел с точки зрения их ценности, никто не видел в них наследия народной культуры, все казалось отжившим, ненужным и потому если и не шло демонстративно в костер, то вполне могло употребиться впоследствии для растопки печей…
Но пользуясь этой всеобщей бесхозностью, тем, что иконы из храмов, «очищенные» от серебряных риз, зачастую, сваливались, как дрова, во дворах храмов, местные жители растаскивали их по своим домам, но не для того, чтобы расколоть топором и растопить ими печь, а для того, чтобы сберечь, сохранить, оказать хоть малую, но защиту любимым святым образам, к которым прикладывались их предки и они сами, у которых молились, просили о помощи, которые своим тихим светом озаряли их души.

Свои домовые небольшие иконы можно было спрятать довольно легко, не так много места для них требовалось, но хотелось их не просто спрятать, а спасти, сберечь, сохранить, поэтому место выбиралось совсем не случайное, а особенное.
Чердак – лучшее место для такого «духовного тайника», где всегда было сухо, тепло и можно было полагать, что иконам будет вполне покойно  и безопасно.
Иконы заворачивали в ткань, иногда даже зашивали в мешочки, стараясь их уберечь от пыли, летней жары и запихивали либо под стропила крыши, выискивая потаенные места, куда не мог просто так добраться человек, иногда даже пряча их в засыпке, которая была земляной.
Но это иконы небольшого размера, а что было делать с храмовыми иконами, теми, что были спасены людьми из разоряемых церквей и которые не так-то просто укрыть незаметно в небольших деревенских хибарах?
Вопрос этот решался людьми по-разному. Самым простым способом хранения был такой: икону (или несколько икон) прятали не в доме,  в подсобных помещениях – в сарае, в хлеву. Там хоть и не было нормальных условий для хранения, но и появление комиссаров тоже было маловероятным.



Но там, где преследование веры разворачивалось с пристрастием, такой метод не срабатывал и приходилось либо расставаться с иконами, либо идти еще дальше в желании их сохранить. И тогда в доме (или в том же хлеву, в сарае) создавались фальшивые стены, перегородки, за которыми, обернутые в чистый холст, скрывались драгоценные храмовые и домашние образа.
Если вы посетите сегодня многочисленные сельские храмы, в которых сейчас налаживается, утраченная семьдесят лет назад, духовная жизнь, то увидите, скорее всего, голые стены, скромный современный иконостас. Но часто можно увидеть тут и несколько, чудом уцелевших, старинных икон, которые были возвращены в храм уже потомками тех рискованных жителей, которые взяли на себя смелость и ответственность за сохранение церковных святынь.
Часто состояние их удручает. Это и понятно: за прошедшие десятилетия иконы подверглись другим испытаниям, испытаниям временем и не совсем правильным хранением. Старинные деревянные иконы, находясь в неотапливаемых помещениях, ветшали, трескались, плесневели и живописный слой на них трескался и осыпался.



Но есть и настоящие шедевры, сохранившие не только превосходный внешний вид, но и ценные серебряные оклады. Этим иконам выпало счастье скрываться в доме отважного верующего, который сделал все для того, чтобы уберечь икону от разрушения и создал для этого наилучшие условия хранения.
В местах, где власть была лояльна к верующим, такие иконы могли находиться и в самих комнатах, находясь там открыто, либо прятались и уберегались.
В наше время часто владельцы старых домов при ремонте кровли и стропильного комплекса, а также в отсыпке потолков, в пустотах фронтонов и в других местах обнаруживают потайки-схроны, где многие десятилетия хранились в полном забвении, старинные деревянные иконы, бронзовые иконы и складни, кресты и другие религиозные предметы, спрятанные «до лучших времен» их хозяевами.
Сколько еще таких неожиданных открытий готовят своим хозяевам их древние жилища – неизвестно, но то, что старинные иконы чаще всего отыскиваются именно на чердаке – остается фактом и пусть таких находок будет еще очень много!

 

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика