+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Мелкая медная религиозная пластика

30 Ноября 2013
Интерес к истории у российских граждан пробуждается совсем не шуточный. Этому способствует и всеобщее развитие средств коммуникации, доступность архивов, библиотечных и других справочных материалов, которые сегодня можно использовать в личных целях прямо не выходя из дома.
Многим стало интересно не только разыскать своих одноклассников и друзей детства, но и заглянуть вглубь веков, узнать больше о своих родовых корнях, о своих предках.
Для одних знакомство с прошлым было удовлетворено на уровне знаний, другие пошли дальше и начали самостоятельное исследование векового прошлого, традиций, вещей, которые окружали тех, кто жил на этой земле сто, двести, и даже пятьсот лет назад!
Кто-то стал через этот интерес к собственной истории настоящим коллекционером старинных предметов, желая не просто знать, но и меть у себя замечательные вещи, прожившие столь большую жизнь и напоминающие нам, ныне живущим о том, что наши предки обладали не только большим талантом, но и владели в совершенстве различными творческими способностями, обладали знанием некоторых технологий, которые ныне практически невозможно повторить.
Речь в нашей статье пойдет о мелкой религиозной пластике – о нательных крестах, иконках, складнях, которые получили очень большую популярность среди православных христиан. Каждый верующий обязан был носить нательный крестик, или, как его еще называют, тельник.
Самые первые кресты-тельники, изготовленные из медного сплава, выпускались на территории Киевской Руси и сегодня во множестве представленные не только на витринах музеев, но и на полках антикварных магазинов.
Небольшие по своему размеру, они были своеобразной формы, чаще всего, выглядели в виде равностороннего четырехконечного креста. Их украшали эмалью, причем многие из обнаруживаемых в земле крестиков той эпохи, сохранили эту эмаль до нашего времени.
Любители побродить по просторам наших полей с металлоискателями наиболее часто обнаруживают бронзовые кресты тельники более поздних времен. Основную массу находок составляют, естественно, медные кресты XVIII –XIX веков, но встречаются и более ранние средневековые образцы.



Достаточно часто находятся небольшие крестики XV века, изготовленные на территории Тверского княжества. Как правило, в средокрестии таких прямоугольных бронзовых крестов мы можем разглядеть фигуру Никиты Бесогона (великомученика Никиты, побивающего беса), а на оборотной стороне ростовое изображение Архангела Михаила.
История именно этих крестов чрезвычайно интересна. Дело в том, что среди всех найденных крестов в перечисленной иконографии встречается две группы, среди которой первая группа содержит хорошо сохранившееся изображение Архангела Михаила, на крестах же другой группы оно сильно затерто, причем кажется очевидным то обстоятельство, что исчезновение (полное, или частичное) образа Архангела Михаила с оборотной стороны крестиков произошло не вследствие их нормального износа от долгосрочности ношения, а совсем по другой причине! Более того, невооруженным глазом видны риски от применения абразивного инструмента, что приводит к выводу о том, что изображение Архангела Михаила с крестиков удаляли целенаправленно, специально! Но зачем?
Нам кажется очень интересной версия, которая давно была озвучена, но кем в точности – неизвестно. Дело в том, что Архангел Михаил почитался в Тверском княжестве, как защитник его и даже, по некоторым свидетельствам, изображался на гербе. Поэтому и не случайно появление именно этого Небесного Покровителя на многочисленных бронзовых крестиках, которые выпускались как в самой Твери, так и в медницах Торжка и распространившихся не только по территории Тверского княжества, но и далеко за его пределами (например, такие крестики часто находят детектористы и археологи в землях, принадлежавших ранее княжеству Московскому).
Авторы версии, объясняющей исчезновение образа Архангела Михаила с оборотных сторон нательных медных крестов указывают на то, что в самом конце XV века Тверское княжество было присоединено к Московскому княжеству, великий князь и царь Иван III завершил, таким образом, процесс присоединения княжеств и обозначил новые границы русского государства.
Поскольку процесс присоединения тверских земель был не простым и проходил принудительно, силой, необходимо было искоренять в душах и сознании людей всякую память о том, что некогда они существовали в своем собственном княжестве, по сути – в своем собственном государстве. В этом смысле изображение Архангела Михаила на кресте олицетворяло приверженность владельца к старому укладу, к тому, что он по прежнему чувствовал себя частью не нового Московского княжества, а прошлого, Тверского.
Поэтому на крестиках начали физически уничтожать изображение Архангела Михаила. На одних крестах оно было стесано полностью, на других – частично, но есть и масса крестов, где изображение не тронуто. Почему так происходит, догадаться не так и трудно: те кресты, на которых образ святого остался цел и невредим, просто были потеряны до того момента, когда с ним стали бороться при помощи абразивных инструментов.



На фото:
1  Крест с удаленным образом Архангела Михаила.
2. Крест с целым образом Архангела Михаила.
3. Крест с изначально удаленным образом Архангела Михаила.


Довольно многочисленна и группа нательных бронзовых иконок, имеющих, как правило, арочный тип и снабженных ушком для подвешивания. Надо понимать. Что их либо носили вместе с крестами, либо отдельно.
Иконография таких нательных иконок достаточно ограничена. На них изображался Спас Вседержитель, образ Спаса Нерукотворного, святитель Николай Чудотворец, великомученица Параскева Пятница, Николай Чудотворец и семь спящих отроков Эфесских, Никита Бесогон и некоторые другие сюжеты.
Наиболее часто встречающиеся крестики тельники из XVII-XIX веков очень разнообразны по своим размерам, изобразительному началу, а также по принадлежности.
Бронзовые кресты тельники были распространены по всей территории Российской империи, и во множестве обнаруживаются поисковиками в земле. Они не только выпускались в обычном виде, но и украшались цветными эмалями, которые делали их необычайно эстетичными.
На таких крестах в обязательном порядке изображался Голгофский восьмиконечный крест, нередко украшавшийся цатой, а с обратной стороны размещалась, традиционно, слова молитвы «Да воскреснет Бог!» (Молитва Кресту).
На сегодняшний день проведена масса исследований на тему происхождения того, или иного вида медного нательного креста, но и белых пятен остается не так мало. Например, до сих пор нет точного понимания того, к каким территориальным производствам можно отнести крестики с цатой на средокрестии. Сейчас принято считать, что такие кресты выпускались не в центральных районах России, а на окраинах. Так принято думать, прежде всего, по частоте обнаружения крестиков с цатой, но вполне вероятно, что их концентрации и распространенности среди населения можно отнести и к некоторым приверженностям стилю, если хотите, к моде. Как, например, в Мордовии и Чувашии было принято носить манисты, состоящие из монет или специальных жетонов, так и кресты с цатами обнаруживаются в этих районах в больших количествах.



Настоящие исследования по крестам-тельникам еще только впереди. Многие секреты времен давно минувших еще необходимо открыть исследователям и энтузиастам.  Требуется не только обобщить данные по старинным крестам-тельникам исходя из археологической карты, но и накапливать новую информацию по их распространению и региональному преобладанию тех, или иных видов тельников.
Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика