+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

История икон: Святой великомученик Дмитрий Солунский.

30 Ноября 2013
Если обратиться к истории иконописания и почитания на Руси святых, то выяснится, что образ святого великомученика Дмитрия Солунского был и является ныне  наиболее распространенным, уступая в популярности лишь образу святого Георгия Победоносца.
Почему так происходит, мы и попробуем разобраться в данном материале.
Житие Дмитрия говорит нам о том, что он происходил из семьи римского проконсула, который служил в Фессалониках.
Родителям Дмитрия приходилось скрывать свою веру, они были христианами, но тайными, им удалось воспитать сына в русле христианских устоев, но даже крещение Дмитрий принял в домовой церкви – слишком беспокойными и страшными были те времена для всех христиан.
Смерть отца пришлась на тот возраст Дмитрия, когда он смог занять его место, получив снисходительное разрешение императора Галерия.

Но после того как Дмитрий получил назначение, он начал проповедовать в городе и вообще, выказывал в себе истинного христианина, вел себя открыто, не скрывая своей веры. За этот небольшой период времени ему удалось обратить в христианство множество жителей, но, как известно, существовать долгое время в подобном свободном состоянии он не мог: слухи быстро распространились в среде местных жителей и дошли до ушей императора Максимиана, который, возвращаясь с войны, решил остановиться в Салониках специально для встречи с Дмитрием.
Дмитрий, предвидя близкую развязку,  препоручил своему рабу Луппу избавиться от своего имущества, раздав его бедным людям, а сам ушел в молитву и пост, готовясь к мученическому концу.
Дмитрия привели к императору и он открыто признал свою приверженность христианскому учению, христианской вере, за что его бросили в темницу.
Император часто развлекался, глядя на бои, где безраздельным победителем слыл его любимец Лий, побеждавший многих горожан и в том числе, многих христиан, которых буквально принуждали к сражению с этим опытным бойцом. Бои, естественно, заканчивались кровавым зрелищем и смертью побежденного.
Христианин Нестор присутствовал на боях и по благословению Дмитрия вышел на бой с Лием, он сбросил его с помоста, на котором проходил бой, на копья. В ярости император приказал тут же казнить Нестора, казнь Дмитрия же была совершена утром следующего дня…
Вот как описывает смерть великомученика Дмитрий Ростовский в «Житиях святых»: «Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Дмитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу».
Тело Дмитрия было брошено, но христиане забрали его и тайно погребли, причем на месте погребения начали происходить чудеса. Так, приходившие поклониться телу Дмитрия больные, получали чудесное и быстрое исцеление.
На этом месте впоследствии был возведен храм, а в пятом веке мощи святого извлекли из земли и поместили их в серебряную раку (киворий). При пожаре, случившимся в седьмом веке, киворий был утрачен.
Но по русской иконографии Дмитрий чаще всего предстает перед молящимися как воин, защитник. Он часто изображается верхом на вздыбленном коне, пронзающим поверженного врага копьем. Если брать за основу исследования древние русские стихи, то в них великомученик Дмитрий выступает в качестве помощника и заступника русских воинов и народа в борьбе с Мамаем и его войском. Дмитрий имел особое, ни с чем несравнимое почитание в русских землях и даже предпринимались попытки доказать, что он славянин по своему происхождению! Так, болгары и сербы почитают Дмитрия патроном славянской народности.
В русских монастырях хранились различные реликвии, связанные с именем святого Дмитрия – частички одежды, мощей и даже частицы гроба, старались приобрести их обычные люди, верующие в чудодейственность любых реликвий, принадлежавших святому.
Икона великомученика Дмитрия была принесена в 1197 году из Солуни во Владимир, совершил сей подвиг князь Всеволод Юрьевич, событие это включено было в древние святцы, как праздник, а сама икона вначале была размещена в Киеве, затем вернулась во Владимир, а в 1380-м году перенесена была в Москву (при великом князе Дмитрии Ивановиче).
Стало в доброй традиции у русских князей своих первенцев называть именем Дмитрий, в честь великого святого.
Иконографический тип, который стал наиболее распространен в русской среде, отображает события, связанные с нападением войска болгарского царя Калояна на Салоники, событие реально происходившее в 1207 году. Именно царя Калояна святой великомученик поражает своим копьем.
Изводы икон, посвященных Дмитрию и сохранившиеся в русских храмах, различны. Одна из замечательных икон хранится ныне в городе Дмитрове, на которой святой изображается сидящим на троне. Дмитрий облачен в воинские доспехи, поверх которых наброшен яркий плащ, у него на голове мы видим княжеский венец. Правая рука Дмитрия сжимает рукоять меча, вытаскиваемого им из ножен. На иконе имеется княжеский знак и можно допустить, что ее пожертвовал в храм сам князь Всеволод.
Народ воспринимал и воспринимает святого великомученика Дмитрия, как заступника обиженных, как защитника угнетаемых, как помощника в святом сражении с захватчиками, с интервентами. Иконы с изображением святого до сих пор очень популярны в христианских странах, среди славян. Чудеса, которые происходят после молитв иконам святого Дмитрия, случаются и ныне и будут случаться, пока мы верим в них, верим в целительную и заступническую силу великого великомученика, жертвовавшего своей жизнью ради христианской веры!..

 

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика