+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Найди клад… дома!

30 Ноября 2013
Казалось бы – что тут такого, просто доска, ну, сделанная из той или иной древесины, имеющая и не имеющая шпонку, но на самом деле, иконная доска это не просто кусок деревяшки, это повод для созерцания, наблюдения, совершения важных умозаключений и выводов, а потому стоит посвятить время для ее изучения и понять, насколько основа иконы важна для ее последующей долгой жизни…
В зависимости от века, в котором была написана икона, менялся и облик основы – иконной доски. Поэтому, наверное, нынешнее поколение коллекционеров древней живописи первым делом смотрят не на лицевую сторону приглянувшейся иконы, а на ее оборотную сторону, где можно прочесть «зашифрованную» информацию, подлинную биографию данного образа.
Если вы хотите купить старинную деревянную икону, то приготовьтесь изучить не только внешнюю стилистику художественного исполнения, но и основу, на которую наносилась темперная или масляная живопись.
Отношение иконописцев к иконной основе также было разным, а потому сегодня можно судить по доске и о профессионализме мастера-иконописца.
Доска под написание иконы должна была пройти необходимые этапы обработки, как теперь бы сказали, стадии технологического процесса изготовления, соблюдаемые очень строго – ведь от этого зависело напрямую, сколько лет и веков может прослужить написанный на ней, образ святого!
Доска для иконы могла быть изготовлена из различных пород дерева. Мастера, занимавшиеся подготовкой основы выбирали березу, липу, ель, сосну. В ход шел сибирский кедр и лиственница. Тяжелые и прочные доски изготавливались из дуба, использовался также и клен.
Особенно ценилась в изготовлении иконной доски древесина кипариса. Это был дорогой привозной материал и на таких досках писались, в основном, иконы хорошего профессионального уровня, рассчитанные на богатого заказчика и покупателя.





Если говорить о традициях, которые складывались на Руси за века и поддерживались вплоть до 17-го века, то стоит сказать о том, что доски для икон вытесывались мастером из плахи при помощи топора. Если у изготовителя был достаточный опыт в своем ремесле, то даже при помощи этого нехитрого инструмента удавалось изготовить очень качественную основу для иконы.
Окончательную доводку доски производили теслом, скобелем.



Но развитие деревообработки привело к тому, что уже в 17-м веке доски для икон заготавливают при помощи пилы, что позволяет увеличить количество производимых иконных досок из определенного объема древесины, делает производство простым, быстрым, но вместе с тем, ухудшает качество самого продукта. Даже сейчас коллекционеры и ценители древней религиозной живописи с большим уважением отнесутся к иконе, написанной в 19-м веке на доске, сделанной вручную веком ранее. Такова правда жизни и доска, выструганная топором и обработанная скобелем гораздо лучше сохраняется, чем изготовленная при помощи продольной распиловки бревна, пилой.
Иконы небольшого размера, как правило, изготавливались из одной доски, а крупноформатные образы писались на составных досках, для крепления которых между собой использовали клей, а также располагали на задней стороне иконы упрочняющие шпонки. Шпонки способствовали не только удержанию между собой составных досок иконы, но и не давали иконе изгибаться в следствие неравномерного усыхания красочного слоя и задника.
Шпонки у икон могли быть врезными и накладными, а еще они могли быть торцевыми, вставляемыми в специальные прямоугольные пазы, размещающиеся в верхнем и нижнем торце доски. Наиболее редка сквозная разновидность шпонок, в 19-м веке они практически не применялись.
На центральном поле иконы часто выскабливали углубление – ковчег. В ранних вариантах икон ковчег мог быть двойным, а в расхожих иконах XIX века ковчег практически не встречается, это было время всяческого упрощения процесса изготовления иконной доски, когда в ход шли доски без особой подготовки, зачастую их даже не снабжали шпонками.



Интересно, что в иконописных артелях существовало разделение труда и одни из работников занимались исключительно подготовкой досок, другие завершали предварительную обработку, нанося на лицевую сторону основы паволоку и левкас.
Мастеров-изготовителей досок называли дощанниками, левкасчиками звали тех, кто их грунтовал.
В качестве паволоки использовали различные ткани: холст, серпянку или рогожку. Паволока несла совершенно ясную функцию, она укрепляла доску, предохраняя красочный слой иконы от растрескивания и отслоения в случае коробления и растрескивания деревянной основы. На приклеенный к доске слой паволоки наносили левкас, который высушивался и шлифовался, это был последний этап перед тем, как икона попадала в руки иконописца.
При рассматривании старинных икон принято не только внимательнейшим образом анализировать состояние задника, но и обращать внимание на поврежденные участки лицевой стороны, где явственно вырисовывается картина прошлого иконы и особенно – той подготовительной работы, которая проводилась при первоначальном ее изготовлении.
Так, на расхожих образах середины-конца XIX века можно вполне не обнаружить паволоки и даже левкаса, удивительно бывает также вместо паволоки увидеть… строчки букв – это газета, которую использовал левкасчик в качестве быстрого способа подготовки доски под иконопись.
Масляные иконы («маслушки»)из Южных регионов Российской Империи вообще писались на еловых досках, обструганных только с лицевой стороны, а потому и сегодня можно легко занозить руку, держа такой образ. И тут можно не искать ни паволоки, ни левкаса: такие иконы артели писали быстро и дешево, ставя производство буквально на поток.
Для специалиста по старинным иконам важно не только внешнее состояние доски, но и такие факторы, как ее толщина, вес. Известно, что в старину сама иконная доска часто ценилась даже выше, чем живопись, на нее нанесенная, отсюда, во многом, проистекает причина, по которой на старые доски 17-18 веков наносилась новая живопись.



Нынешние мастера-иконописцы тоже часто выбирают для своего творчества не новые доски (которые, кстати, стоят весьма приличных денег), а запасаются старинными иконами, на которых утрачены лики, но сама доска достаточно прочна и крепка, чтобы еще века служить в качестве основы.
Если вы хотите начать собирать старинные иконы, обязательно углубитесь в изучение иконных досок. К сожалению, пользуясь многочисленными цветными печатными изданиями, каталогами и альбомами, сделать в полной мере это не удастся, так как там, как правило, изображается лишь лицевая сторона образа. Практикум можно пытаться пройти на торговых площадках, где продавцы позволяют брать свой товар в руки и рассматривать его со всех сторон.

На нашем сайте в разделе «Иконы деревянные» Вы также можете исследовать иконные доски, пользуясь качественными фотографиями и текстовыми описаниями. Если Вам будет недостаточно приведенных информационных материалов, мы всегда готовы предоставить Вам необходимые исчерпывающие сведения по любому из лотов.
Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика