+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Оклад иконы.

30 Ноября 2013
Часто привычные вещи не вызывают у нас никаких побуждающих мотивов к размышлению, к возникновению, казалось бы, закономерных вопросов «для чего это нужно», «откуда это взялось», «когда это стали делать» и других. Вот и с вопросом об окладе на иконе получается ровно такая-же история: все мы привыкли к тому, что иконы могут быть в окладе и без такового,  а вот зачем иконе нужен оклад, откуда он появился и что означает, мы и постараемся рассказать в этой статье, ведь выясняется, что все не так просто и очевидно, как кажется!
Старинные деревянные иконы не всегда имели оклад, это было вполне нормально, и современные образы святых, Иисуса Христа и Богородицы могут быть разнообразными, не всегда икону украшали и украшают окладом.
Слово оклад (очевидно происходящего из понятия «обкладывать (окладывать), оборачивать, накладывать») можно заменить и словами-синонимами, например, словом «риза», а вот в западных и южных Российских областях часто на замену слова «оклад» приходило слово «шата», или «цата». Начинается употребление слова «оклад» примерно с XVI века, а до этого ризу именуют словом «крут».



Окладом можно называть накладное металлическое украшение на иконах, которое размещается сверху красочного слоя и закрывающее практически всю икону, за исключением нескольких важных элементов, так называемого личного письма – лика святого и его рук.
Если рассматривать всю историю иконописания в ракурсе создания окладов, то можно сделать вывод о том, что оклады изготавливали из серебра, золота, а также из более дешевых и доступных металлов – латуни, жести, были также шитые оклады, украшавшиеся жемчугом, бисером, драгоценными камнями, а в недорогих окладах использовали вставки из цветных стекол.
Украшать иконы окладом было принято не только в православии, но и в католических храмах вы сможете встретить образы святых, покрытых ризой.
Но именно в русской ветви православия создание оклада для иконы выделилось в отдельное яркое самобытное искусство, которое развивалось вплоть до революционных событий, а затем пришло в упадок.
Оклад для иконы либо изготавливался сразу, то есть изначально икона задумывалась, как «окладная», либо после определенных событий, которые происходили с ней. Драгоценные ризы дарились иконе в благодарность за ее помощь, либо по данному Богу обету. Те иконы, которые принадлежали храмам, украшались драгоценными окладами, благодаря вкладам прихожан. Иногда на такое одеяние для почитаемого образа требовалось собирать средства долго, всем миром.
Интересно знать, что изначально иконы, заранее планировавшиеся под покрытие окладом, прописывались с той же тщательностью, что и иконы без оклада, но в XIX веке с появлением скорописи, стали прибегать к упрощенному письму, когда прилежно прописывались только лики святых, а одежды и фон прорисовывались контурно, а то и вовсе не прописывались. Такое «халтурное» письмо породило и особое словесное обозначение икон, которые назывались «подокладницами», «подфолежницами», «фольгушками».
Уникальное и краткосрочное явление, называемое «щепной иконой» является апофеозом изготовления расхожих, то есть дешевых и доступных окладных икон: иконы писались на тонкой дощечке, щепе, толщина которой составляла всего пять-шесть миллиметров, а затем такую икону вставляли в ящик и обклеивали ажурным окладом из тонкой блестящей фольги. Получалось нарядно и очень дешево, причем в такой иконе делался упор именно на блеск изгибов пышного оклада, само личное прописывалось в очень упрощенной манере, под окладом порою не было ничего, кроме загрунтованной доски… Сегодня среди собирателей икон растет интерес к поиску не только дорогих и качественных образцов иконописного мастерства, но и к таким расхожим народным иконам, так как из-за своей хрупкости и малому периоду изготовления их осталось очень и очень мало.



С давних пор существовали и адописные иконы, но наибольшее распространение они получили в XIX веке. На таких иконах под окладом или под верхним красочным слоем изображался чёрт, или лику святого пририсовывались рога… Объяснение этому феномену пока не найдено.
Зачастую икона не сразу облачалась в дорогой оклад, а постепенно: к уже существующим частям ризы добавлялись новые фрагменты, а иногда составной оклад менялся на целиковый, полный.
Основными элементами оклада считаются несколько деталей: венец – это нимб, только накладной. Венцы, в зависимости от времени изготовления и технологии могли быть прорезными, гладкими, их могли украшать драгоценными камнями, жемчугом, сканью.
Корона (коруна) – особое украшение, завершающее венец (название говорит само за себя), риза - это основная часть оклада, прикрывающая изображения одежд и фона иконы.
Типы окладов были тоже разными. Басменный оклад прикрывал поля иконы, полностью оставляя изображения святых и фона для обзора молящимся, а вот чеканные и шитые оклады закрывали всю икону, кроме личного, то есть кроме ликов и рук святых.
На протяжении очень долгого времени сама икона не считалась произведением искусства, поэтому почти до конца XIX века никто не занимался серьезно изучением и коллекционированием икон, по-настоящему иконами заинтересовались лишь в начале XX века, причем риза считалась тем, что мешает воспринимать икону в первозданном виде.
Сегодня среди православных христиан и тех, для кого икона стала предметом коллекционирования, также не утихают споры. Одним нравятся иконы в окладах, ведь иной оклад бывает гораздо интереснее художественного содержимого образа, для других важна живописная составляющая иконы, их отвлекает блеск ризы и возникает непреодолимое желание рассматривать саму икону и ее оклад отдельно, как два независимых объекта древнего искусства.
Наличие ризы само по себе не сильно влияет на стоимость иконы (не беря, конечно, в расчет те случаи, когда риза изготовлена из драгоценных металлов и украшена редкими камнями), тут, как говорится, дело вкуса. Вы можете купить старинную икону без оклада даже дороже подобной, но в окладе.
Оклады икон по своему стилю и исполнению менялись во времени, впрочем, точно так же, как и менялась стилистика самой иконы.
Многие из направлений в иконописи и в изготовлении икон сегодня являются наиболее востребованными в среде тех, кто интересуется старинной русской религиозной живописью.
Приобретая старинные иконы в окладе, многие стараются заглянуть под него, чтобы в равной степени оценить красоту и сохранность риз и подокладной живописи, вот только не всегда это удается сделать, так как ризы часто наглухо прибивали гвоздями к окладу и снять такой оклад очень трудно.



В этом случае можно полагаться на довольно простое правило: коль личное иконы сохранилось хорошо (а оно в подокладной иконе чаще всего подвержено наибольшему разрушению вследствие постоянных контактов с руками владельцев, под влиянием окружающей атмосферы, страдает оно и от свечей и механических повреждений), то и подокладная часть должна быть в хорошем состоянии. По качеству прорисовки деталей личного можно также косвенно судить о том, насколько подробно будут прописаны детали одежд и фона подокладной иконы.
Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика