+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Темпера

30 Ноября 2013
Мы ходим в музеи и собираем личные коллекции икон, при этом не особо задумываясь над тем, а чем, собственно, они нарисованы, какова природа и история этих удивительных красок, которыми написаны тысячи и тысячи древних образов и которые радуют нас своим великолепием и самобытностью, заставляют задумываться, рассуждать, переживать, радоваться и вдохновляться.
Сегодня мы привыкли к тому, что любые прихоти современных художников выполняются и даже перевыполняются: зайдите в «продвинутый» магазин, торгующий красками и другими принадлежностями для творчества и вы убедитесь в правдивости сказанного. Масляные и темперные краски, пастель, сангина, акриловые краски и акварельные. Краски в тюбиках, баночках и баллончиках, ассортиментный выбор цветов такой, что можно просто потеряться среди прилавков! А еще тысячи сортов бумаги, холстов и всего, что нужно для создания любой графической или живописной работы, но это сейчас, а в далеком прошлом не было ни магазинов, ни возможностей для того, чтобы создавая шедевры, пользоваться таким многообразием  художественных инструментов.
И, тем не менее, шедевры создавались и люди совершенствовались в технологии изготовления красок, изобретали новые цветовые композиции, беря производные для изготовления красочных композиций в самой природе.



Темперная живопись, по мнению ученых и исследователей древней живописи, зародилась более 3000 лет назад! Так, например, египетские саркофаги были расписаны именно темперными красками, византийские мастера станковой живописи также использовали для своих работ исключительно темперные краски, а если в этом ракурсе рассматривать Россию, то и в ней темперные краски применялись повсеместно до 17-го века и лишь затем стали частично замещаться масляными красками, которые, конечно, были намного удобнее в использовании. Но даже тогда темперная живопись не отмерла окончательно и в иконописи сохранилась в преобладающем объеме вплоть до революционных событий.



Многие думают, что слово «темпера» чем-то схоже со словом «темп», то есть подчеркивает основное условие при использовании темперы – быстроту работы художника, у которого есть лишь небольшое количество времени, чтобы смешать краски и положить мазок на икону или на холст, но на самом деле, в основе этого названия лежат два слова – итальянское tempera и латинское temperare, что означает, в обоих случаях одно и то же - «смешивать краски».



Темперные краски приготавливаются из натуральных пигментов (красителей), которые представлены в виде порошка. Подобные пигменты являются красящей основой и масляных красок, но темпера отличается применяемым связующим, в роли которого выступает эмульсия.
Изначально эмульсия изготавливалась из желтка куриного яйца, с добавлением воды, или с добавлением соков растений. Но в дальнейшем использовали в качестве связующего и нефть, а вот в современных тюбиках, продаваемых в магазинах для художников, темперные краски замешаны на искусственных связующих, имеющих сложную природу - это различные высыхающие масла и полимеры, задача которых создать привычное «поведение» краски при смешивании и нанесении, а также высыхании. Современные темперные краски также имеют большую эластичность после высыхания и благодаря современным технологиям, не теряют ее даже через много лет.
Ниаболее распространены сегодня всего два вида темперы. Казеиново-масляная темперная краска имеет в качестве связующего вещества водный раствор казеина. Поливинилацетатная замешивается при помощи эмульсии поливинилацетатной смолы, или, проще говоря, эмульсии ПВА. Краски на основе ПВА, однако, более подвержены растрескиванию, нежели казеиновые.
Красящие пигменты также претерпели изменения и наряду с традиционными природными компонентами стали активно использовать искусственные, чтобы разнообразить цветовую палитру и  обеспечить художника полным спектром возможностей при работе с темперой.
Особенностью темперных красок является их заметная тусклость и матовость, которая образуется при высыхании. Это обязывает художника изменять насыщенность цветов при написании в большую сторону, учитывать этот фактор в своей работе.
Но те, кто не хочет полагаться на готовые темперные краски, предлагаемые торговыми предприятиями, может попробовать пройти при написании картины или иконы весь процесс изготовления, «рождения» краски, а потому может воспользоваться сухими пигментами. Такие краски будут не только лучше выглядеть, но и сама работа прослужит и сохранится гораздо дольше!



Однако надо помнить, что художники  средневековой России имели помощников, которые замешивали краски, мыли кисти, растирали пигменты, превращая кусочки минералов в порошок… Так что самостоятельно е приготовление темперных красок дело хлопотное, требующее терпения.
Классическая технология письма темперой по левкасу испокон веков использовалась при работе мастеров над иконами. Темперу приготавливали на яичном желтке, или смешивали желток с льняным маслом. Подобная технология использовалась в иконописных мастерских Мстёры, Холуя, Палеха. Причем она потом перекочевала и на лаковую миниатюру, которой мастера поневоле занялись после падения Российской Империи.



Сегодня темпера несколько сдала свои позиции по отношению к другим средствам выражения художественных чувств, но классическая иконопись держится исключительно на ней. Все дело не только в вековых традициях, но и в особом свете темперных икон, в их прозрачности, плавности переходов красок, в сдержанности.
Но темперу использовали и используют не только иконописцы и художники станковой живописи. Темпера это и роспись по штукатурке, которой украшены интерьеры богатых старинных домов и каменных храмов, такая технология росписи по сырой штукатурке существует тоже очень и очень давно и до сих пор при реставрации настенной живописи художники следуют устоявшимся традициям, чтобы полностью повторять живописные решения, отработанные поколениями живописцев.
Таковы темперные краски, история которых не закончена, а по сути, только начинается, ведь люди, тянущиеся к новизне, и, испробовав ее, часто возвращаются к классике, к истокам и находят тут все богатство опыта, которое накопило человечество, используя темперу в течение трех тысячелетий.
Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика