+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Холуй.

30 Ноября 2013
Холуй – это не ругательное слово, обозначающее лакея и прислужника и имеющее негативный подтекст, Холуй – это название старинного села в Ивановской области, знаменитого на всю Россию и даже на весь мир своими ремеслами и в первую очередь, иконописным мастерством, а также уникальной лаковой миниатюрой, и произносится название села совсем по-другому, с ударением на первый слог, вот так: Холуй.
Откуда такое странное название, что это за слово? Оказывается, есть несколько значений этого слова, каждое из которых может быть связано смыслом с самим поселением. Особые плетеные сетки-запруды для ловли рыбы назывались холуями, а село это расположено на речке Тезе и конечно, местные жители занимались ловлей рыбы. Есть даже версия, что изначально его называли «Холуи на Тезе», из-за того, что сооружалось большое количество таких плетеных ловушек для рыбы.
Еще одна версия этого слова – нанесенный разливом реки на берега мусор, лесной валежник. И тут тоже получается, что слово для названия села придумано очень метко, так как каждую весну река Теза затопляет улицы поселка, вот только значение слова давно забыто жителями поселения, только на Севере России его еще помнят и используют.
Относительно истории образования села есть несколько версий, среди которых наиболее правдоподобной кажется легенда о бегстве суздальцев от татаро-монгольского ига. Они искали укромное и недоступное место, и нашли его на болотистом берегу речки Тезы, тут и обосновались.



Точное время зарождения поселения неизвестно, а вот в исторических документах оно упоминается впервые в 16-м веке, в грамоте самого Ивана Грозного, датируемой 1546 годом. В документе говорится о том, что в Холуе имеются варницы соли, и что относится оно к Суздальскому уезду.
Для того чтобы выжить в условиях изоляции, жителям села пришлось изрядно поработать, но вскоре село разрастется и будет достаточно процветающим, с развитым хозяйством, производством и промыслами.
В начале следующего, 17-го века холуйцы участвуют в ополчении Минина и Пожарского, помогая освободить Москву от польских интервентов и Холуй был пожалован царем Пожарскому, а дальше переходил во владение Троице-Сергиевой лавры, князей Голицына и Куракина, графа Бобринского…
После событий 1861 года, связанных с отменой крепостного права, жителей села превратили в государственных крестьян, лишив их земельных прав.
К этому временному отрезку Холуй стал процветающим поселением, в котором не только бурно развивались ремесла и производство, но и торговля: тут проводились четыре большие ярмарки ежегодно, и на этих шумных и веселых торговых сборищах сбывали свой товар не только местные жители, но и заезжие торговцы.
Достаточно привести цифры по количеству торговых точек и вам станет понятен размах торговли в ярмарочный день: гостиный двор Холуя имел целых 300 лавок, а кроме этого вокруг него открывали мелкую торговлю еще сто ларьков!
К середине 19-го века Холуй занял прочное место в ряду иконописных центров и предлагал покупателям большое количество расхожих икон, которые в ярмарочные дни продавались через лавки и ларьки, а в остальное время развозились по всей России странствующими торговцами - офенями и коробейниками.
То, что иконописцы в Холуе существовали в начале-середине 17-го века, известно по писцовым книгам, а царский указ от 1667 года говорит нам о том, что слишком вольно себя чувствовали холуйцы-иконописцы в изображении святых на иконах: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Холуйцы часто отступали от канонов иконописи и создавали иконы с некоторым лубочным оттенком. Но иконы писались различного уровня и в большинстве произведений холуйских иконописцев специалисты по исследованию живописи сегодня находят черты владимиро-суздальских писем.



Иконописный центр Холуя был признан не только народом, который и являлся основным потребителем таких скорописных и доступных по цене, икон. Иконы Холуя расходились по всей России, продавались они и в другие государства, а сами мастера приглашались для росписи и украшения храмов.
Например, храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге был расписан холуйскими мастерами, они же принимали участие в росписи Успенского Собора Московского Кремля.
Современные коллекционеры старинной иконы проявляют к образам Холуя все больше и больше внимания. Конечно, ценились и будут особо цениться иконы Мстёры и Палеха, как иконописных центров, признанных за их неподражаемое качество живописи и строгое соответствие икон канонам, но в иконах Холуя есть также много привлекательных черт, благодаря которым они начинают быть востребованы при создании достаточно обширных тематических коллекций.
Старинная деревянная икона Холуя может быть куплена и сегодня намного дешевле, чем икона Палеха и Мстёры, она обладает совершенно уникальными художественными, стилистическими и декоративными особенностями, легко отличимыми от икон всех других центров, в этом нам видится прелесть Холуйской иконы, безусловно заслуживающей внимания любого собирателя древностей.
После того, как Россия пережила революцию 1917 года, мастерам Холуя пришлось пересмотреть свое профессиональное предназначение и переключиться на другой промысел, которым занимались и жители Палеха. Лаковая миниатюра стала закономерным продолжением народного художественного промысла и наравне с другими центрами по производству ажурной прекрасной живописи на основе из папье-маше холуйские мастера в 1934 году выделились из филиала мстёрской артели и стали развивать самостоятельное производство.



В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны в поселке организовали художественное училище и это стало большим стимулом в развитии культурной жизни района, позволило сохраниться уникальному пласту русской самобытной жизни.
Ныне в Холуй устремляются те, кто хочет прикоснуться к быту патриархальной России, увидеть жизнь глубинки изнутри, побывать на местах, столь тесно связанных корнями культурного существования с глубокой историей нашего государства.
Едут сюда и полюбоваться прекрасными пейзажами и приобщиться к народным промыслам, продукцию которых можно приобрести себе на память и конечно, и конечно, едут сюда для того, чтобы побывать в местном музее, где в нескольких залах представлены уникальные старинные экспонаты, собранные за долгие годы существования фондов.
Для жителей Москвы будет интересно не только посещение Холуя, но и поездка по ближайшим иконописным центрам, которые можно посетить за один, или два дня, так что не откладывайте поездку, надеемся, что вам очень понравится все то, что можно тут увидеть!



Сейчас ранняя весна и наступает уникальное время для поездки, когда Холуй превратится на время в русскую Венецию, улочки поселка затопит вода и можно будет передвигаться по ним на лодках, или в больших болотных сапогах, не упускайте редкой возможности.
Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика