+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Икона Выга

30 Ноября 2013
Если вы собрались купить старинную икону, написанную в Выговском общежительстве, то, вероятно, вам придется столкнуться с несколькими сложностями, среди которых одной из главных будет редкость подобных образов. Даже в собраниях ведущих музеев и частных собраний религиозной живописи икон Выга насчитается совсем не так много, это редкие и, безусловно, очень дорогие иконы. Но часто присутствует и другое мнение, которое состоит в том, что икон, вышедших из мастерских Выговских иконописцев достаточно много, вот только их атрибуция не настолько отработана, чтобы можно было утверждать в той или иной иконе точное происхождение из указанного источника…
 
Поставленные перед труднейшим духовным выбором, верующие раскололись в середине XVII века на два лагеря. Не всем удалось проявить черты лояльности к официальной Церковной власти, многие решили придерживаться старых религиозных традиций, но в условиях гонений и преследований следовало искать на необъятных просторах русских земель такие укромные уголки, где государственная власть не могла помешать вести жизнь в прежнем привычном укладе.
Таким укромным уголком для староверов, или старообрядцев стали земли, лежащие к северо-востоку от Онеги. В глухих местах на берегах реки Выг и образовали они свое поселение, которое станет наиболее заметным религиозным и культурным центром за всю историю старообрядчества в России.
Сначала поселенцам было чрезвычайно тяжело, они терпели лишения, но упорно трудились. К Выгорецкой пустыни стекались гонимые почитатели старой веры со всех краев России, а впоследствии приток переселенцев был поддержан окрестными крестьянами, которые брались за расчистку земли, и активно занимались сельским хозяйством.
Впоследствии Выг стал не только крепким поселением с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, но и получил широкую известность и экономическую силу благодаря своим производствам и развитию ремесел.
Выгорецкое общежительство занималось написанием книг, изготовлением знаменитых меднолитых икон, крестов и складней, оно также активно развивало иконописное дело, удовлетворяя не только свои постоянно растущие потребности, но и производя иконы на продажу.



В Выг приходят уже сформировавшиеся иконописцы, имена некоторых из них сохранились до наших дней. Таковыми были, например, Даниил и Иван Матвеевы, которые были родом из Каргополя, Алексей Гаврилов из Вязников, Афанасий Леонтьев из Архангельска.
К сожалению, многие имена мастеров безвозвратно утеряны, но можно с уверенностью сказать, что иконописное творчество было распространено достаточно сильно, целые скиты специализировались на написании икон.
Очень интересно отметить именно тот факт, что Выговская иконописная школа не была сформирована где-то вне пустыни, не была принесена сюда изначально, она зародилась в новом поселении старообрядцев благодаря слиянию различных художественных течений, она выпестовывалась и «шлифовалась» в стенах общежительства, хотя мастера, которые входили в ее состав, были носителями совершенно различных культур и приемов иконописания.
Существуют старинные описания церквей Выговской пустыни, где указывается на их богатое убранство, на огромное количество размещенных в них икон.
Но до настоящего момента не было проведено ни одного серьезного исследования икон Выга.
Считается, что изначально Выговские артели иконописцев брали для себя в качестве образцов иконы Соловецкого письма, затем случился поворот в сторону строгановских писем, и только потом началось формирование собственного стиля иконописания.
К особенностям Выгорецкой манеры писания икон можно отнести очень светлый беловатый оттенок ликов, оживленная пробелка золотом облачений изображаемых на иконах, святых. Также Выговские иконописцы стали использовать на иконах золотой фон.
Однако процесс формирования манеры письма не останавливался на месте и в конце XVIII века получил новые узнаваемые черты. Лики стали писать более темными, на иконах появились фоны, изображающие северную природу.
XIX век был отмечен новыми преобразованиями в стилистике Выговской иконы, и можно наблюдать на этих образах охристый оттенок ликов, а фигуры святых становятся непропорционально высокими, одежда украшается золотом, на ней появляется роскошный узор.
Явной особенностью икон Выга можно отметить отсутствие расхожих образов, отношение к иконе тут было особое и трепетное, никогда матера этого иконописного центра не злоупотребляли качеством в угоду количеству производимых ими, икон.
Как мы уже отметили, нет ни одного серьезного исследования икон Выговской пустыни, поэтому те иконы, которые находятся в частных коллекциях, музейных экспозициях и запасниках только ожидают своей четкой атрибуции и выявления.
Для таких исследований придется сравнивать иконы поморской иконописной традиции, обращая внимание на схожие элементы икон.
Старинная деревянная икона Выга только начинает свой путь к осмыслению специалистами в этой области и теми, кто занимается коллекционированием икон поморского письма.
В любом случае можно утверждать, что нас еще ждут великие открытия в этой области древнего религиозного искусства, старинные деревянные иконы Поморья, история Выговского общежительства еще не так хорошо изучены, могут пройти годы и десятилетия, пока выпестуется новая стройная практическая теория по определению икон из этого иконописного центра.
Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика