+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

История русских икон

30 Ноября 2013
Сегодня купить старинную икону не так сложно, например, на нашей площадке присутствует большой выбор старинных деревянных икон с полным описанием и прекрасными фотографиями, но речь в этой статье пойдет о том смутном и далеком, уже, времени, когда иконы стали в один миг «не нужны».
Революция встряхнула Россию и многое из старого времени пришло в один миг в полный упадок, озлобленные революционеры стремились не просто построить новое общество, но построить его на полных руинах сложившихся традиций, уклада жизни.
Религия и Церковь стали тем камнем преткновения, на котором сосредоточили свое пристальное внимание строители новой жизни. Церковь была всегда близка не только духу русского дореволюционного общества, но и была близка к императорскому двору, что особенно злило атеистическую верхушку и их подвижников в среднем и мелком звене. Деятели в кожаных куртках рьяно взялись устранить влияние церковников на простых людей, а устранить его можно было лишь одним способом: вырвать с корнем, изничтожить, тут уже мало было приемов массовой агитации и широкой разъяснительной работы среди трудящихся масс.



В тридцатые годы закрывались и разорялись храмы. В пустующих помещениях организовывали богоборческие кружки, дома культуры, колонии для детей и заключенных, склады, производства. Многочисленные храмы не просто лишились духовенства, но и просто были разрушены.
Иконы, находящиеся в храмах, зачастую, просто сжигали, что производилось при скоплении народа и должно было способствовать насаждению «новой веры» в светлое будущее всего человечества, а часто использовали в обыкновенных хозяйственных нуждах: ими забивали окна в тех же разоренных храмах, ими топили печи, сколачивали ящики под картошку, использовали в качестве крышек для столов и бочек с солениями.
В некоторых случаях иконы все же концентрировали в каких-либо помещениях, бесцельно, без перспектив на дальнейшее использование пусть не по назначению, так хоть в целях сохранения богатейшего пласта истории искусств России, ведь иконы это наиболее яркое явление не просто церковного, но и народного творчества.
Известны  случаи, когда иконы из таких «хранилищ» опять же утилизировали, то есть просто сжигали. Например, на одной из железнодорожных станций в тридцатые годы обнаружилось целых два вагона икон. Начальство, узнав об этом, разгорячено удивилось и повелело их немедленно сжечь (как это казенный государственный транспорт, простаивающий от выполнения хозяйственных задач первых пятилеток занимают какие-то иконы!), что и было исполнено быстро и в точности…
Подобный случай произошел в это время и в Рязани, только иконы хранились в подвале. Чтобы освободить его под хранение бидонов с молоком иконы были также вынесены и сожжены.
Уничтожение икон носило массовый характер.
Представьте себе, сколько старинных намоленных икон хранилось в предреволюционные годы в храмах России! Они копились там столетиями и в одно часье были жестоко уничтожены революционным разухабистым хамским вихрем!
Но не всем образам святых из разоренных храмов выдалось погибнуть в огне костров и печей, или стать дверьми и ставнями, быть приколоченными к стенам сараев…
Слава Богу, нашлось множество людей, пытавшихся спасти иконы из храмов и дающих им приют в своих порой, убогих и тесных жилищах. Вера русского человека тем и сильна, что способна на самопожертвование и иконы для людей были не просто досками, но частью их жизни. С ними рождались и умирали их деды, перед ними они молились, шли на исповедь и Святое Причастие, перед ними венчались и перед ними просили о помощи и заступничестве: слишком много в их жизни было связано с храмом, чтобы вот так отказаться от них и равнодушно взирать на то, как иконы складывают в кучи и жгут, жгут, как мусор.
Множество больших церковных икон сохранено было таким образом до наших дней. Интересен и другой факт, ведь «раскулачивание» храмов происходило в более позднее время, когда уже выросло поколение безбожников – бывших октябрят и пионеров, для которых иконы были практически пустым звуком, ничем.
И эти комсомольцы, или бывшие комсомольцы, словно по наитию, или лучше сказать, по подсказке генетической памяти, выносили из освобождающихся от икон, храмов, старинные доски и приносили их домой, где сохранили их до наших дней!
А что же происходило в домах обыкновенных людей в те же тридцатые годы прошлого столетия?
Оказывается, происходило разное. Кто-то очень рьяно взялся способствовать очищению своего жилья от «старорежимных привычек» и, поддавшись агитации, поволок образа из Красного угла на общий костер. Были и те, кто не изменил вере и у них иконы остались в доме, там же, где и были.
Известны случаи, когда у верующих родителей иконы воровали… их дети-пионеры, науськанные в школе своими оголтелыми лидерами, и они эти иконы старались уничтожить – рубили топором и бросали в печь. За это их колотили родители, и колотили изрядно, но в школе «героев-богоборцев» ставили в пример остальным «добрым и умелым», а дело, тем временем, уже было сделано и старинные иконы безвозвратно уничтожены.
Что мы видим сегодня? Сегодня рынок старинных икон очень своеобразен, он есть отражение спроса и предложения.
В шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия коллекционеры-энтузиасты могли выбирать из довольно большого количества икон различного времени написания. Например, не было особой проблемой найти для своей коллекции икону 15, 16 века. Сегодня такая икона 16-го века будет редкостью, а икона 15-го века в достойной сохранности – исключением.
Это тоже последствия варварского революционного пожара, когда миллионы икон были уничтожены, а в последующие десятилетия до возрождения церковности в девяностые годы те же иконы уничтожались «благодаря» равнодушию властей – в хранилищах или закрытых и разрушающихся храмах.
Общее количество икон значительно сократилось. Сегодня мы можем с легкостью ориентироваться на иконы 19-го века, они еще есть в достаточном количестве, но иконы 18-го века уже проходят очень и очень редко, если брать соотношение, то на сто икон 19-го века придется лишь одна из века 18-го.
Революция уничтожила множество настоящих религиозных живописных шедевров, о которых сегодня можно лишь сожалеть, но мы еще забываем о Великой Отечественной войне, которая также сказалась на общем количестве старинных икон на просторах нашей Родины.
Еще одно явление, которое мы обычно упускаем из вида – это вынужденная эмиграция наших граждан в революционные и постреволюционные годы, когда за пределы страны были вывезены не только накопленные драгоценности, но и старинные домашние иконы.



Количество утраченного не поддается исчислению и учету. Например, в одной из католических церквей небольшого немецкого городка хранятся 30 русских старинных икон, переданных, очевидно теми, кто вывез их из России в период эмиграции.
Надо полагать, что такие иконы есть не только в Германии, но и в Австрии, Швейцарии, Китае, США и во многих других странах, куда переселились наши сограждане, бежавшие от искр и жара революционного пламени.
В любом случае, мы можем с радостью констатировать не только тот факт, что русская старинная иконасохранилась в России, но и то, что интерес к ней сегодня неизменно растет. Еще можно успеть собрать у себя прекрасные творения древних иконописцев, еще есть время полюбоваться красотой и уникальностью икон, написанных сто, двести и даже триста лет назад. Если вы не равнодушны к иконам, успейте купить для себя и своих близких замечательные старинные иконы!

 

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика