+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Народная икона и иконописные центры

30 Ноября 2013
Народная деревянная икона все больше и больше будоражит внимание не только профессиональных собирателей икон, но и начинающих коллекционеров и причин тут много. Во-первых, такие иконы не так дорого стоят и именно на них можно начинать выстраивать коллекцию новичку. Во-вторых, среди народных икон не так много подделок и неудачных реставраций (просто никто не берется их реставрировать из-за их низкой стоимости), в-третьих, выбор икон небольшого художественного уровня, относящихся, по большей части, к XIX веку, достаточно большой.
Но парадокс заключается в том, что на фоне икон высокого уровня народные образы отвоевывают свою постоянную аудиторию и многие собиратели, сосредоточив на такой иконе свое внимание, уже никогда его не ослабляют и параллельно с профессиональными иконами собирают и наивные расхожие старинные деревянные иконы.
Так если икон таких много, значит, были некие центры на территории имперской России, где их могли писать? Но погодите, не все так просто. Да, такие центры существовали, но кроме них наивную икону могли изготовить и самобытные мастера-самоучки, которые, безусловно, имели определенный опыт подобной работы, но до мастеров высокого уровня, до артельного уровня, явно не дотягивали.

Среди народных икон встречаются как работы довольно качественные в колористическом и живописном решении, так и откровенно простые, написанные как будто детской рукой.
Поэтому даже среди народных икон можно, при желании, проводить некие градации, устанавливать границы, но стоит ли это делать?
Для написания таких расхожих икон мастер использовал простые средства, а еще точнее, дешевые, доступные. Никакого золота, никакого серебра,  никакого колористического разнообразия. В качестве красок применялись сажа, охра, сурик и белила. С паволокой тоже мастера не связывались, а если и брались ее класть, то могли использовать либо случайную тряпицу, либо и вовсе, бумагу, поэтому на поздних иконах часто можно под осыпающимися красками обнаружить лист обычной газеты.
Отдельные мастера-умельцы это понятно, но что же мы знаем на сегодняшний день о тех иконописных центрах, что существовали в дореволюционной России?
Холуй – один из самых известных таких центров, где писались самые разнообразные иконы. Холуй стал именем нарицательным в отношении написания расхожей народной иконы, иконы на потребу, но на самом деле, занимались иконописанием «под Холуй» и в окрестных Владимирских селах и деревнях, поэтому можно под иконописным центром понимать именно различные Владимирские села, пользующиеся одинаковыми художественными приемами.
Особый стиль Холуйской иконы очень легко запоминается. Яркие «апельсиновые» иконы с характерными изображениями святых и орнаментальным оформлением одежд и фона легко отличимы от икон других иконописных центров.
Эти старинные деревянные иконы писались в одной тональности, фон и одежды могли содержать металл, а сама икона покрывалась особым лаком, который столь удачно менял цвет металла, что икона играла на свету благородным блеском, имитируя и сусальное золото и серебро. Такое простое решение, но в то же время яркое, привлекательное, было точно рассчитано на покупателя, который охотно покупал иконы Холуя не только у себя во Владимирской губернии, но и далеко за ее пределами.
Холуйские мастера рано поняли, что именно простая дешевая икона находит быстрого покупателя. На первое место тут выступал ассортимент, малая стоимость, поэтому не нужно было особо вдаваться в подробности при выполнении живописных работ, это позволяло поставить написание икон на поток, а потом они в огромном количестве появлялись на ярмарках во всех отдаленных губерниях России.
Отдельным и ярким явлением стала и щепная икона, время существования которой на фоне всего времени существования иконописи есть просто мгновение.
Нет секрета в том, что качественная доска под икону стоила дорого, в этом, во многом, кроется секрет того, что обветшалые иконы многократно переписывали на старой доске.
Технология изготовления щепы была заимствована иконописцами у крестьян, крывших подобной щепной дощечкой крыши. Щепа осины, безусловно, был самый простой и дешевый материал для изготовления икон, но поскольку сам по себе он был хрупок и  склонен к короблению, пришлось народным умельцам постараться, чтобы придать щепе солидности и нарядности и выпустить такие иконы на продажу.
Щепная икона во многих случаях писалась очень упрощенно. Перед написанием дощечку покрывали одним слоем левкаса. Мастером прописывались лики и руки, одежда писалась упрощенно. Далее икону укрепляли в глубоком застекленном ящичке-киоте, украшали замысловатыми и воздушными фольговыми окладами, ажуры которых скрывали простоту одежд святых и придавали иконе нарядности и необходимой солидности.
К сожалению, до сегодняшнего дня дошло не слишком много щепных икон с сохранившимся застекленным киотом и фольговым прочеканенным орнаментом, но зато сами иконы, благодаря киоту, сохранились очень хорошо, вот только лишенные узоров и блеска выглядят они иногда слишком просто, на некоторых даже нет названия изображенного святого образа.
Сегодня можно купить старинную икону из Холуя в хорошем состоянии не дороже 20000 рублей, а щепную икону (правда, без оклада и киота) за 4000-6000 рублей.
Иконы «краснушки» писались в этом же иконописном центре, и были такие образы опять закономерным продолжением процесса удешевления производства икон. В основе своей они имели доску, но наскоро изготовленную, часто – без шпонок, или все же имели встречные шпонки.
Такие иконы изначально изготавливались под оклад, причем оклад открывал обозрению молящегося лишь крохотные лики и руки святых, все остальное изображение воспринималось в изгибах и узорах дешевой латунной ризы.
Фон деревянной доски «забивался» суриком, иконописец прописывал лики, а одежды святых прописывались лишь черным контуром, а во многих случаях – не прописывались вовсе. Встречаются иконы, где контуры одежд прописаны не у всех изображенных святых, а лишь у некоторых.
Оклад для иконы «краснушки» штамповался, покрывался полудой или серебрился (что встречалось реже), и прибивался наглухо к доске. Чтобы еще больше сделать икону нарядной и привлекательной в коммерческом плане, оборот ее обтягивался малиновой пекалью, в подражание тому, как обтягивали задники дорогих икон бархатом.
Владимирские села снабжали своим расхожим товаром почти все крупные и даже мелкие ярмарки, проводившиеся в России. Как сами артельщики, так и постоянные купцы, вывозили иконы на продажу возами, а потому для удовлетворения постоянно растущего спроса требовалось максимально упростить процесс производства икон.
Купить икону можно было и не выходя за пределы своего села или деревни: странствующие торговцы сбывали свой товар и в промежутках между ярмарками, развозили его и вели весьма успешную торговлю благодаря доступной цене и ассортименту предлагаемого набора иконографических изводов.
Еще одним уникальным явлением стали иконы южнорусского происхождения, которые так же, как и иконы Владимирских сел имеют свои яркие отличительные особенности. Эти старинные иконы писались на крупных досках, которые даже за столетия не покоробились. Но самое интересное – рассматривать эти иконы, так как техника их написания в корне отличалась от тех же икон Холуя. Иконная доска для таких икон подготавливалась особенно тщательно, она шлифовалась и не имела сучков. Это было особенно важно, так как письмо велось прямо по дереву и использовались для него сильно разбавленные масляные краски, так что фоны на таких иконах показывали всю текстуру древесины (проступала деревянная текстура и на ликах и одежде святых). В верхней части иконы украшались пышными цветочными орнаментами. И опять налицо была тотальная экономия при изготовлении: никакого левкаса и минимум в расходе красок, но это не мешало талантливым иконописцам создавать настоящие шедевры религиозной живописи.
Старинные иконы перечисленных иконописных конгломератов были ориентированы, в первую очередь, на внешнего потребителя, но существовали и относительно малые иконописные центры, которые писали иконы «для себя». Например, старинные деревянные  иконы Тарногского письма (что в Вологодской области) являются именно таковыми. При этом местные богомазы не столь искусны были в самом живописном творчестве, а вот к изготовлению деревянных досок подходили с особым тщанием, отчего и сегодня вологодские антиквары с уверенностью могут определить тарногский образ от многих других местных вологодских икон.
Если говорить именно об отличительных чертах, благодаря которым можно сегодня отнести ту, или иную икону к определенной местности, где она создавалась, то черты эти следуют из иконы в икону, хоть и могут отличаться в орнаменте, в цветности фона и полей. Но в некоторых центрах признаки эти повторяются в точности и становятся «визитной карточкой» иконописного центра.
Старинная деревянная икона, именуемая среди ценителей «народной» набирает свою популярность, тем более что еще пока есть, из чего выбирать, поэтому присмотритесь к недорогим старинным иконам, представленным на нашем сайте «Купи Старину!», позвольте себе купить одну или несколько старинных икон, возможно, и Вы увлечетесь ими и станете приверженцем этих по истине, доступных во всех отношениях, антикварных предметов!

 

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика