+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Народная икона - истоки появления

30 Ноября 2013

О народной русской деревянной иконе можно, пожалуй, разговаривать бесконечно. Это яркое и самобытное явление сегодня увлекает не только новичков в деле собирательства старинных образов, но и профессионалов, которых уже казалось, не проймешь ничем!
На фоне явного оскудения рынка шедеврами средних веков, народная «расхожая» икона предоставляет куда больший шанс для маневра в коллекционировании: тут тебе и самые различные иконографические изводы, разнообразие и буйство красок, и что более всего ценится тонкими ценителями народности - это самые необычные «нелепости», «ляпы», которые и создают таким иконам неповторимый колорит, столь рознящий их с иконой элитарной!

Удивителен, например, набор народных икон, представленный зрителям известным собирателем старины, М. Суровым. Этот человек, со своим тонким чутьем к прекрасному и большой душой настоящего русского человека, успел за свои годы поисков икон в родной Вологодчине собрать множество примеров классической народной иконы.
Диву даешься, рассматривая такие старинные деревянные иконы, и возникает огромное желание их найти, купить, но четкого определения народной иконы до сих пор не было сформулировано, нет его и сейчас, впрочем, мы уже не раз говорили об этом на страницах наших информационных материалов.
Если с иконой элитарной все более или менее понятно, то даже именитые специалисты не берутся проводить четких разграничительных линий между отдельными представителями народного религиозного искусства, однако мы можем попытаться хотя бы определить временные рамки возникновения народной иконы, чтобы лучше понять суть самого явления.
Что же такое народная икона? На наш взгляд, это икона, написанная выходцами из народа для самого народа. Однако, тут могли быть исключения…
Могла ли «классическая» народная икона появиться, скажем, в 15-м веке? Скорее всего, нет. В те времена не было на Руси достаточного количества иконописцев и иконы писались в определенных иконописных центрах, изготавливавших образы дорогие, написанные в строгом соответствии с канонами и рассчитанные на тех покупателей, которые принадлежали к богатым слоям населения, к знати.
Поэтому у народа в тот период не было того количества домашних икон, которое могло наблюдаться даже в обычной крестьянской семье, скажем, в 19-м веке! Мог ли рядовой крестьянин купить икону в 15-м веке? Нет, не мог! У него попросту не было денег на такое приобретение, а потому корни феномена народной религиозной живописи надо искать в более поздних веках.
Рассматривая многочисленные иллюстрации в различных источниках, невольно начинаешь понимать некоторые обязательные черты такой иконы. Особенности эти сводятся к тому, что такие иконы писались упрощенно, часто с использованием ограниченного количества красок, и в некоторых иконах образы святых выглядят столь упрощенно, что напоминают скорее «усложненные пиктограммы», чем полноценные художественные образы. Что же тогда перед нами, где то тут кроется явное противоречие. Если народная икона это всего лишь в различной степени упрощенная живописная основа, цель которой понятна – любыми способами сократить время и затраты на изготовление иконы и сделать ее доступной для самых низших социальных слоев населения, то что же тогда мы видим в тех же книгах Сурова, где иконы не выглядят шаблонными, простыми?
Все дело в том, что несколько известных иконописных центров на Руси поняли в свое время выгодность изготовления икон по упрощенным образцам, но с сохранением канонов. Тот же Холуй и близлежащие села, Палех, которые стали в 18-м веке известными центрами по массовому написанию дешевых икон, а затем и Мстера стали теми «фабриками», которые насыщали местный и даже далекие рынки доступной и востребованной продукцией.
Является ли икона Холуя в полном смысле народной иконой? Не беремся судить, но скорее нет, чем да. Все же перечисленные центры иконописи не ставили перед собой цели привносить в икону некую самобытность, хотя и имели свои четко отличимые черты.
Борясь за покупателя, мастера Палеха и Холуя могли изготавливать одновременно иконы различного художественного уровня, ориентируясь на спрос, работая на потребу, но не философствуя по этому поводу.
Так где же тогда искать народность в иконе, если получается, что расхожие скорописные образы Владимирщины  не подходят под наши требования?
Кроме больших иконописных центров, умышленно упрощавших образы и вообще, отрабатывавших технологию изготовления иконы в борьбе за снижение себестоимости, существовали еще и местные художники-одиночки,  которые вырастали в народной среде и занимались иконописью в качестве подработки. Такой автор мог весь день работать в поле, крестьянствовать, а в свободное время садился за написание святых образов. Сложность возникала тогда, когда ему необходимо было воспроизводить разнообразные иконописные образы на заказ. Приходилось либо писать иконы по памяти, либо изначально создавать некие заготовки, эскизы, с которых потом самоучка как мог и чем мог, воспроизводил изображения на деревянной доске, им же подготовленной.
И вот такие иконы, в которых иногда скрытно, а иногда и слишком явно видно несоответствие с каноном, наблюдается фантазия автора, и могут в полной мере называться иконами народными, написанными выходцами из народа и употребляемыми для моления народом!
Редко, но на антикварном рынке появляются яркие образцы таких народных икон, где мастер не скупится на новизну, показывает свой характер, свое уникальное мировосприятие, где он вырывается из привычного канонического русла. И пусть такие иконы страдают художественными недочетами, пусть есть в образах, на них изображенных, непропорциональность, присутствуют искаженные перспективы, видны композиционные огрехи и даже коробит взгляд некоторая неопрятность в написании, связанная с нехваткой необходимых материалов и инструментов, художественного образования, опыта, именно такие иконы более всего волнуют зрителя, притягивают наш взгляд.
Деревенский богомаз написал икону, как мог и чем мог. Видно, что он старался и вкладывал в свою работу всю силу старания и таланта, а уж что получилось – то получилось, но раз икона сохранилась до наших дней, значит, ее использовали по назначению, на нее молились и берегли, не так ли? А значит, родившись в народной среде, она полностью соответствовала требованиям этой среды и была с благодарностью ею принята, одобрена.
И пусть тут могут появиться лапти на ногах святого, или в сетях рыбака забьется совершенно читаемая рыба – осетр, или сом, или художник увлечется изображением фона, в котором мелькнут деревенские избы и гуляющие крестьяне, все эти подробности сегодня только придадут иконе дополнительной ценности, в то время как однотипные скорописи Холуя останутся всего лишь расхожими дешевыми иконами!
Каждый из нас сам определит для себя те критерии народности, которые должны присутствовать в отдельно взятой иконе. Возможно, и это прекрасно, вам удастся найти именно те народные иконы из крестьянской, или даже городской среды, о которых мы только что рассказали. Тогда – не пропускайте их, постарайтесь приобрести для себя и для своих будущих поколений, потому что интерес к подобным образам, как мы уже сказали, постоянно растет.
Старинные народные деревянные иконы, к счастью, еще можно купить и главное, купить в хорошем состоянии и без следов реставраций, так что включайтесь в поиск и пусть вам сопутствует удача!

 

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика