+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Народная икона

30 Ноября 2013
Термин «народная икона» все чаще встречается как в среде коллекционеров, так и специалистов, хотя конкретики в данном вопросе не наблюдается. Конечно, существует живопись профессиональная, но где проходит граница, где искать рамки данного явления – каждому собирателю старинной живописи приходится определять самостоятельно.
Старинные деревянные иконыне могут быть названы полноценными произведениями искусства, так как каждый образ имеет свои определенные канонические рамки. Иконописец, в силу своего таланта, принадлежности к определенной иконописной школе, тщанию в исполнении иконы, мог лишь уклоняться в ту, или иную сторону от образца, который имелся у него при написании, но не мог изображать икону вольно, по своей фантазии.

Однако из многих мест в России поступают на коллекционный рынок разнообразные старые иконы, которые, в силу своего низкого художественного уровня и ввиду больших отклонений от канонов, нельзя назвать особенно ценными, и количество таких старинных деревянных икон достаточно большое.
Во времена, когда был выбор икон XVI, XVII и XVIII века, коллекционеры и историки просто игнорировали такие примитивные иконы XIX века, но сегодня, когда в основной своей массе муссируются иконы поздние, внимание коллекционеров к народной иконе становится более пристальным, более того, некоторые собиратели начинают создавать в своих коллекциях отдельные ветви, посвященные именно теме примитивной иконы!
Но давайте попробуем разобраться, где кроются корни этого явления и какую икону можно отнести к этому явлению, а какую уже не отнесешь.
Народ, а именно для него предназначалась подобная продукция, был не настолько грамотен и искушен в искусстве, чтобы не стать потребителем не только высокохудожественных произведений известных иконописных центров, но и охотно мог приобретать для своих молитвенных нужд иконы весьма посредственного письма. Они и стоили дешевле, и выбор, надо думать, был большой.
По деревням и селам постоянно курсировали иконописцы-передвижники, которые выполняли заказы крестьян, не особо вдаваясь в подробности иконографии, проработку образов. Такие иконописцы довольствовались небольшими деньгами и выполняли заказы быстро. Именно быстрота исполнения заказов и была, во многом, причиной столь поверхностного отношения художника к изготавливаемой иконе, а заказчик, неизбалованный и желающий получить свой заказ быстро и дешево, тоже оставался доволен: в доме появлялся новый святой образ, который полностью выполнял свою духовную функцию, и карман при этом не пустел. То есть мы хотим сказать, что появление подобных примитивных икон было не явление одностороннее, появившееся в силу слабого уровня иконописцев и их лености, но и в силу того, что сам заказчик предопределил появление таких икон своими более чем скромными пожеланиями и требованиями.
Если вспоминать историю России, то еще при Петре Первом пытались прекратить попытки иконописцев привносить в иконы всякие вольности, вернуть религиозную живопись в русло канонов, но даже централизованный контроль за продукцией не привел к ожидаемым результатам и народная икона продолжила свое существование.
Иконопись развивалась в монашеских сообществах, но во множестве появлялись и отдельные таланты, чье самобытное искусство ныне можно лицезреть на большом количестве наивных икон. Человек, умеющий хоть как-то рисовать, уже мог самостоятельно продвигаться по пути становления своей творческой карьеры как иконописец, и надо сказать, что уже в своем селе или деревне к такому «богомазу» могли буквально выстраиваться в очередь благодарные заказчики, желающие очень дешево и быстро получить домашние иконы.
Если даже взглянуть на старинные деревянные доски икон и проанализировать их внешний вид, форму, то становится ясно, что тут также не обошлось без кустарщины. Если вы видите икону, написанную в простой манере деревенского иконописца, да еще и выполненную на кривобокой доске, с грубыми шпонками, или вовсе на доске без шпонок, то можно с большой долей уверенности предполагать, что сама доска сделана хозяином иконы, желающим таким образом еще более снизить себестоимость изготовления образа!
То есть во многих случаях мы уже имеем дело с таким подходом к исполнению иконы, когда мастеру нужно было лишь изобразить на «чужой» доске необходимых святых, не связываясь с покупкой или изготовлением доски, ведь стоимость самой иконной доски была очень существенна!
Чтобы еще снизить расходы на изготовление, и, следовательно, обесценить товар, вырабатывался и особый подход к подготовке доски к письму. На народных недорогих, или, как их называли, расхожих иконах, практически не встретишь паволоки и даже толстого левкаса. Зачем утруждать себя долгим и нудным процессом, если цена зажата в скудных рамках,  а спрос обусловлен дешевизной?
Поэтому иконы писались по тонкому грунту, на поздних иконах в качестве паволоки могли использовать просто газеты, бумагу.
То есть если известные иконописные центры, не желающие снижать свой художественный и прочий качественный уровень, совершенствовались и ориентировались, прежде всего, на зажиточного покупателя, иконописцы-народники наоборот, стремились закрыть своим творчеством потребительскую нишу среди простого крестьянского люда.
Нам кажется, что процесс этот был искренним и обоюдным, ведь иконописец, получая заказ от крестьянина, снисходил до его уровня восприятия живописи, выполняя икону так, как просил заказчик. Поэтому на народных иконах можно часто увидеть разнообразные упрощения, или наоборот, уточнения каких-либо деталей, которые вполне возможно, были продиктованы требованиями заказчиков.
На обороте старинных икон мы можем наблюдать процарапанные гвоздем, заказные надписи, что дополнительно свидетельствует о том, что данная икона и была изготовлена под заказ, а не куплена готовой на ярмарке или у заезжего торговца.
Но явление народной иконы не ограничивается творчеством мастеров-одиночек, удивительно, но факт: упрощением живописной основы и следственно, предельным приближением продукции к кустарным образцам занимались и известные иконописные центры!
Например, Холуй стал одним из них и если лет тридцать назад в среде коллекционеров с небрежением отзывались о холуйской скорописной иконе, то сегодня многие специально собирают подобные простые старинные иконы, понимая, что это целое явление в русской истории религиозной живописи.
Холуйские иконы разнообразны, среди них есть настоящие шедевры, а есть и такие иконы, которые, кажется, написаны детской рукой.
Как выясняется, находчивые ремесленники первыми могли понять, сколь богатый спрос имеется среди населения на икону невысокого художественного свойства, но зато дешевую и вовремя переключились на написание наиболее востребованных образов на людскую потребу, развозя свой товар по всей территории России и имея огромный спрос на подобные произведения религиозной живописи!
Живописцы старались порой настолько упростить свою задачу, что используя дешевый «глухой» оклад, на доске прописывали лишь лики, сама же доска лессировалась одним тоном. Подокладные иконы, или подокладницы, стали тем краем в упрощении иконописи, который ныне можно констатировать. Иконы, изготавливаемые под оклад, имели лики святых, прописанные более или менее профессионально и со старанием, а вот одежды прописывались либо примитивно, без переходов, либо и вовсе контурами.
Но стоит ли скоропись относить к народной иконе, не надо ли и внутри сектора народных икон провести черту, разделяющую именно народную икону (написанную народными умельцами для народа) и икону скорописную, писанную артелями на потребу, с определенным коммерческим умыслом?
Ответ на этот вопрос повисает в воздухе, так как во многих случаях не удается определить точную территориальную привязку той, или иной иконы. Каждый собиратель может попробовать самостоятельно разобраться в этой задаче, анализируя множество народных икон.
Купить старые деревянные народные иконы Вы можете и на нашем сайте, где в ассортименте представлены не только высокохудожественные образцы, но и подлинные образы простого и очень душевного письма.
Явление народной иконы очень скоро станет предметом пристального рассмотрения и искусствоведами, но сегодня еще можно успеть создать у себя дома хорошую коллекцию подобных старинных икон и мы настоятельно советуем всем, кто интересуется иконописью, обратить внимание на этот самобытный пласт в истории русской иконы, тем более, что пока народные старинные иконы можно купить по очень доступным ценам!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика