+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Что расскажет старинный медный крест

30 Ноября 2013
Вы решили стать коллекционером, или просто хотите купить старинный бронзовый киотный крест для моления или в подарок? Отлично! Но оказывается, что каждый подобный предмет имеет свою предысторию! Конечно, вряд ли эта предыстория будет связана с описанием его прежних хозяев, а вот о том, откуда тот, или иной киотный старинный меднолитой крест возник, где и кто его изготовил – пожалуй, можно задуматься и во многих случаях ответ найдется!
Впрочем, у некоторых предметов есть и история их бытования. Допустим, старинный крест продает знакомый Вам, человек. В этом случае можно поинтересоваться, как крест попал в их семью, кто его покупал, кто владел. Ведь вещь с такой историей значительно интереснее просто вещи, не правда ли?

Бронзовые предметы религиозной тематики, именуемые ныне пластикой, или металлопластикой, имеют давние традиции и корни. С самого начала христианской Руси кресты из медных сплавов, из серебра и очень редко – из золота бытовали среди верующих. Правда, ввиду редкости самого материала для их выплавки, были они небольшого размера. Купить такой старинный крест тельник мог себе позволить не каждый, а потому долгое время использовались наравне с металлическими крестами и тельники из дерева и даже из камня. Но потребность в бронзовых крестиках росла, ремесленникам приходилось увеличивать ассортимент  и расширять  производство, а во времена более поздние, когда в самой России были обнаружены собственные залежи медной руды, удалось выйти и на совершенно другой уровень в деле увеличения размера и веса изготавливаемых предметов!
В годы расцвета изготовления металлических крестов, икон и складней медницы выдавали в год сотни тысяч экземпляров киотных крестов, а сколько они изготавливали предметов более мелких, тех же тельников, и вовсе не подлежит хоть сколько-нибудь точному расчету!
Вероятно, Вы уже знаете, что расцвет медного литья пришелся на годы, когда этим ремеслом  в совершенстве овладели раскольники. Борцы за веру в своих скитах организовывали целые «предприятия», где артелями переписывали старозаветные книги, воспроизводили старые деревянные иконы по образцам, и конечно, изготавливали различные меднолитые религиозные предметы, начиная от крестов-тельников и заканчивая большими литыми бронзовыми иконами и складнями.
Старообрядцы скрупулезно следовали канонам и в своей работе оттачивали мастерство, доводя каждый экземпляр мелкой, средней и крупной пластики до совершенства.
Но старообрядческой продукцией пользовались не только последователи старой веры: обычные христиане также трепетно молились и берегли свои медные образки, бронзовые иконы и киотные кресты, как и раскольники!
Сегодня рассматривая ряд старинных киотных бронзовых крестов, легко обнаружить, что многие из них имеют сильные потертости, свидетельствующие не только о том, что пользовались ими продолжительное время, но и о том, что за ними с пристрастием ухаживали, натирали до блеска.
Но как можно просто и доходчиво разделить всю группу крестов на несколько подгрупп, ведь по своему размеру и предназначению они различались изначально?!
Самые мелки кресты, называемые тельниками, образуют первую группу. Выясняется, что они имеют размер не более 8 сантиметров, этот критерий мы и можем использовать в деле разделения всего многообразия типоразмеров старинных меднолитых крестов.
Те старинные распятия, которые будут больше 8 сантиметров по высоте, необходимо разделить еще на две подгруппы, одна из которых объединит кресты киотные, а другая – наперсные!
Металлические наперсные кресты (то есть кресты, предназначенные для ношения на персях, на груди) имеют отверстие для подвешивания на гайтане, которое может быть как в оглавии, так и в виде выступающей проушины на оборотной стороне креста.
Киотный крест покупали для того, чтобы его разместить среди домовых икон, его могли врезать в специальную доску – ставротеку, или даже врезать в ворота, разместить над дверью. Иногда такие старинные киотные кресты вставлялись в деревянные поклонные кресты, устанавливаемые на перекрестках дорог, и даже врезались они в могильные кресты.
Как оказывается, строгой границы между наперсными и киотными крестами нет. Наперсный крест по своей иконографии полностью повторял классический киотный крест, а потому кресты из этих двух подгрупп могли использоваться в различных ситуациях.
Ставротеки могли содержать в своем составе не только киотный крест (который во многих случаях занимал центральное место на доске), но и множество небольших пядничных меднолитых иконок-плашек. Ставротека, таким образом, становилась компактной разносюжетной иконой, где сами сюжеты подбирал хозяин, исходя из своих молельных потребностей. Старинные бронзовые иконы купить тогда можно было не только на ярмарке, но и у странствующего торговца по очень доступной цене!
Уже в позднее время, в 19-м веке, встречаются старинные деревянные иконы, где имеется врезанный большой киотный крест. Например, сам сюжет на подобных иконах  Распятие Иисуса Христа с предстоящими подразумевал врезку креста, Предстоящие же изображались темперой, оформлялся фон, поля. Икона, безусловно, только выигрывала от такого сочетания дерева, яркой живописи и блестящего креста, переливающегося многоцветными эмалями!
Вообще, именно горячие эмали (эмали, наносимые горячим способом), сделали всю продукцию старообрядцев удивительно интересной, самобытной. Сегодня мы можем предположить, что от количества цветов эмалей и вообще, от применения самой эмали зависела цена изделия, ведь можно встретить одну и ту же пядничную иконку, или один и тот же старинный наперсный крест, где будет одна, две и даже шесть эмалей, или не будет их вовсе. Медницы и их  мастера предоставляли своим покупателям выбор.
Что нам может еще рассказать старинный медный крест? Наверное, мы можем попытаться установить по его внешнему виду и некоторым деталям принадлежность к местности, где он был произведен. Некоторые формы крестов, например, характерны для Русского Севера, где концентрировались старообрядческие общежительства и была особенно развита культура изготовления медной пластики.
Часто встречающиеся киотные кресты Распятия с предстоящими также можно различать по рисунку-узору на обороте. Специалисты, занимающиеся изучением и стандартизацией подобных старинных антикварных крестов, могут быстро ответить Вам, сделан ли этот крест в Поморье, или происходит из Москвы, где также существовали как старообрядческие медницы, так и мастера, которые занимались резкой матриц, икон, с которых потом в литейках копировали и множили медные иконы и кресты. Оборотные стороны практически одинаковых крестов могут отличаться цветочным и геометрическим узором, могут быть гладкими, или будут нести на себе слова молитвы Кресту.
Некоторые изделия несут на себе и особые метки мастера, вот только пока не понятно, относятся эти аббревиатуры к мастеру, изготовившему матрицу, или к мастеру, отлившему предмет. Вполне возможно, что мастер-резчик мог и сам изготавливать иконы и кресты в мастерской, но подробных данных об этом, увы, не осталось.
Среди старообрядческой пластики множество разновидностей, можно сказать, оттенков, которые нет возможности описать в этом материале, да и не нужно этого делать, на наш взгляд. Каждый, кто увлекается собирательством, или хочет узнать больше о конкретном предмете, всегда отыщет необходимую информацию в сети, или в соответствующих справочниках-определителях.
Вы можете купить на нашем сайте прекрасные образцы старых бронзовых крестов, впрочем, у нас имеется и отличный выбор меднолитых старинных икон и складней.

 

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика