+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Железнодорожные модели времен ГДР – лучшая игрушка прошлого века! Часть 1

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

21.10.2014 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Наверное, слишком уж самонадеянно называть модельные железные дороги лучшей игрушкой, но для многих мальчишек, отрочество которых пришлось на семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия именно увлечение масштабными моделями стало главным, увлекательным всепоглощающим действом!

Наибольшее распространение это увлечение получило в Москве, Ленинграде и в некоторых других крупных городах, куда осуществлялись поставки игрушечных наборов и дополнений из Германской Демократической Республики.

Нет точной даты начала поставок этой интересной игрушки, однако по свидетельствам коллекционеров, первые наборы железных дорог появились в московском «Детском мире» в середине шестидесятых годов.

Модели железнодорожного транспорта стоили совсем не дешево, но существовало множество различных вариантов для их приобретения. Так, начинающему любителю железных дорог предлагалось купить стартовый набор железной дороги PIKO, в который входил простенький локомотив, пара пассажирских или товарных вагончиков, рельсовый круг и блок управления (работающий от батареек). Такой набор обходился покупателю в 13 рублей, но существовали более интересные «продвинутые» наборы, рассчитанные либо на увлеченных коллекционеров, либо на людей с достатком. Расширенный набор (он назывался PIKO Expert) уже включал в себя большой локомотив, сделанный не по упрощенной модели, а в точности копирующий мельчайшие детали натурного образца. Кроме локомотива в набор входило пять вагонов и круг рельсов. В набор PIKO Expert уже не помещали блок управления, так как считалось, что это набор приобретается в качестве дополнения к уже существующему новичковому набору PIKO Junior, в котором, как мы сообщали, уже имелся блок управления. Но на самом деле, каждый покупатель мог сразу в магазине купить не просто блок управления, к которому надо было постоянно приобретать дефицитные тогда батарейки, а настоящий трансформатор, подключавшийся к розетке. Стоил такой трансформатор 10 рублей, а сам набор PIKO Expert – 25 рублей, так что можно сразу понять, что такую дорогую игрушку в те времена мог себе позволить далеко не каждый!

Что же такое железнодорожные модели из ГДР, в чем их фишка, почему тогда они завоевали сердца тысяч советских мальчишек и их отцов?

Германия по праву может считаться если не родиной игрушки, то местом, где к производству товаров для детей относились со всей серьезностью и сам «игрушечный» промысел зародился очень и очень давно. Игрушечные железные дороги в Германии начали выпускать в конце XIX века, и даже у русского императора Николая II сын играл в железную дорогу германского производства! Великая Отечественная война стала причиной разделения Германии на две страны, Германская Демократическая Республика вошла в содружество социалистических стран – организацию Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в рамках которой государствам предоставлялось право производить и экспортировать в другие страны содружества определенные группы товаров.

Так, все хорошо помнят автобусы «Икарус», производимые в Венгрии, которые бегали и бегают до сих пор не только по Российским дорогам, но и стали основным видом наземного общественного транспорта во многих бывших социалистических государствах.

Чехия поставляла всем трамваи, мебель, обувь и одежду, Польша славилась сельскохозяйственной продукцией, в Румынии производили на экспорт в СССР мебель и одежду, солнечная Болгария силами «Булгарплодэкспорта» снабжала страны социализма фруктами и овощами, а также разнообразными плодоовощными консервами (кто помнит вкус болгарского кетчупа уже никогда его не забудет!).

В этой строгой иерархии именно ГДР выпало быть страной, которая должна была показать свой высокий профессионализм в деле изготовления игрушек.

Без сомнения, игрушечная железная дорога PIKO стала венцом творения немецких производителей игрушки, хотя в том же «Детском мире» на Лубянке в Москве можно было купить и немецких кукол и немецкие машинки.

Феномен успеха железных дорог сегодня можно изучать уже не простым людям, а историкам, ведь за короткий срок эта сложная игрушка превратила детскую и взрослую мужскую половину населения не просто в покупателей, а в собирателей, в истых коллекционеров!

Модели от ПИКО поражали точностью в воспроизведении мельчайших деталей, удивляли многообразием ассортимента, бесконечным простором для фантазии и творчества!

Модели железных дорог позволяли людям не просто заняться собирательством локомотивов и вагончиков, но и побуждали создать в условиях квартир настоящие макеты, в которых посредством приобретаемых дополнений можно было воплотить целый живой, движущийся динамичный идеальный миниатюрный мир!

Именно идеальное воплощение в игрушке доброго и красивого мира стало для многих собирателе в СССР побуждающим фактором в развитии увлечения: по идеальным рельсам ездили идеальные локомотивы и вагоны. В идеальных зеленых долинах раскинулись идеальные маленькие городки, утопающие в зелени идеальных садов и лесов, где в светящихся окнах идеальных домиков протекала, надо думать, идеальная семейная жизнь!

Среди мрака застойного утопического социализма подобный светлый луч был особенно удивителен, можно сказать, он был волшебен и завораживал этой своей идеальностью.

В крупных магазинах типа «Детского мира» и «Дома игрушки» существовали на постоянной основе особые отделы, где продавали исключительно модели железных дорог и дополнения к ним, в подземных переходах же топтались барыги, у которых в две цены можно было купить любые необходимые дополнения: их невозможно было купить в магазине по причине тотальной дефицитности. Тут можно было приобрести и стрелочные переводы и редкие модели локомотивов, вагонов, строений, других дополнений к домашнему макету.

А ассортимент, который изготавливался в ГДР, был действительно, огромным! Дело в том, что модельная железная дорога это не только рельсы, вагоны и локомотивы, это еще и множество дополнительных изделий, которые должны были использоваться при создании полноценного макета.

Выпускались сборные модели домиков, станций и полустанков, миниатюрные деревья, тоннели, подвесная контактная сеть, стрелки (механические и электрические), автоматические шлагбаумы, тупики, мосты, автомобили, специальные цветные опилки для имитации зеленой травы, фигурки людей и животных, масштабные модели автомобилей, автобусов, тракторов…

И хотя в отдельности все эти дополнения стоили не так дорого, для создания домашней коллекции или тем более, макета, надо было потратить кругленькую сумму.

Известно, что основными коллекционерами становились, конечно, не дети, а взрослые, которые сразу оценили и качество игрушки и ее коллекционный потенциал, ведь собирательство модельных железных дорог было просто феноменом на фоне привычных в СССР, увлечений марками и монетами!

Основным производителем детских игрушечных железных дорог, как мы уже сказали, была компания PIKO. Детские железные дороги PIKO начали производиться вскоре после окончания войны, в 1949 году. Поначалу модели изготавливались довольно грубоватыми и примитивными, однако уже в 1956 году ПИКО выпускает свой первый каталог продукции, в котором заявляет о себе, как о перспективном производителе моделей.

Карболит, из которого изначально делали корпуса локомотивов и вагонов сменяет высокотехнологичный пластик, модели становятся все более точными и сложными, чем и привлекают к себе неискушенного покупателя в социалистическом пространстве.

Наряду с расширением и сменой ассортимента развивается и изготовление дополнений, столь необходимых для настоящих коллекционеров и любителей мастерить макеты.

Интересно заметить, что параллельно с PIKO производством подвижного состава и дополнений занимаются и многочисленные артели, кооперативы, многие из которых впоследствии потеряют свою аутентичность, самостоятельность и либо сгинут в пучине прогресса, либо станут производить свою продукцию под знаком PIKO.

Уникальное хобби затягивает в свой круг все новых почитателей, порождая и еще один необычный феномен, ведь внутри основного хобби начинают образовываться отдельные направления в собирательстве, о которых просто необходимо рассказать.

Вот эти направления, оцените сами, сколь многообразен оказался мир игрушечных железных дорог:

1. Коллекционирование локомотивов.

2. Коллекционирование вагонов.

3. Коллекционирование строений и ландшафтных дополнений.

4. Коллекционирование дополнений к рельсовому пути.

5. Коллекционирование автомобилей для макетов.

6. Коллекционирование каталогов.

7. Коллекционирование журналов и книг.

8. Коллекционирование наборов железных дорог.

9. Коллекционирование сувенирной продукции.

10. Коллекционирование изделий, произведенных кооперативами ГДР (в том числе локомотивов, вагонов, строений и дополнений).

11. Коллекционирование всего уже перечисленного, только в разных масштабах, ведь в ГДР выпускали модели железных дорог трех типоразмеров!

В идеале необходимо каждому из пунктов посвящать отдельную статью, ведь все эти направления чрезвычайно емки и интересны.

С развалом соцлагеря, плановой экономики и падением Берлинской стены наступил переломный момент в жизни компании ПИКО, которая на время оказалась на грани прекращения своего существования. В конечном итоге компанию выкупили и возродили, но о былом величии на можно даже не говорить.

Сегодня ПИКО конкурирует с многочисленными компаниями из бывшей ФРГ, Америки, Великобритании, Японии, Китая и уже не является единственной компанией, представляющей модели железных дорог на Российском рынке.

Глубокий экономический кризис, а затем и развитие международных отношений стали отправной точкой в затухании интереса к железным дорогам, стремительный прогресс нанес этому хобби впоследствии завершающий удар: сегодняшние дети мечтают совершенно о других игрушках! Кроме всего прочего, нынешние ценники на модели отнюдь не способствуют тому, чтобы родители покупали модели ПИКО своим отпрыскам.

Конечно, железнодорожный моделизм не прекратил свое существование, но интересующихся стало намного меньше, изменился круто и возрастной ценз: сегодня подавляющее большинство покупок дополнений совершается не для детей, а для взрослых, детям же приобретаются недорогие стартовые наборы, интерес к которым увы, не перерастает в то бурное увлечение, которое было свойственно детям в конце семидесятых.

На наш взгляд, все же сохраняется стойкий интерес у собирателей именно к старым моделям, производившимся в ГДР, так как их, даже при изначально больших тиражах, сохранилось в идеальном коллекционном состоянии очень и очень мало.

Особую гордость владельцев сегодня могут составлять локомотивы и вагоны PIKO первых выпусков, а также изделия, изготовленные мастерами в кооперативах.

Чем дальше уходит время, тем меньше становится сохранных моделей, тем выше их ценность.

Интересными и перспективными в плане коллекционирования видятся и старые каталоги, модели домов. Попробуйте ради интереса найти в продаже хотя бы что-то из старых каталогов ПИКО и убедитесь, что предложение тут нулевое, не найдете вы и редких масштабных строений в несобранном виде, ведь только такие домики ценятся собирателями.

Отдельно хочется сказать о коллекционировании масштабных моделей автомобилей, которые давно уже стали настоящим фетишем для истинных любителей железных дорог ГДР!

Сами немцы, бережно относящиеся к социалистическому периоду в деле изготовления моделей даже выпустили подробнейший каталог с такими моделями, ведь как оказывается, многие из хрупких маленьких пластиковых машинок обладают сейчас настоящей музейной ценностью!

Немецкая железная дорога PIKO – необъятный мир маленьких игрушечных моделей, настоящий Клондайк для взрослого собирателя и конечно, интересное увлечение для детей.

Мы обязательно постараемся вернуться к разговору об игрушечных поездах из ГДР и направлениях коллекционирования, перечисленных выше, а вы, если решили купить модель железной дороги PIKO, не откладывайте дело в долгий ящик: сегодняшние модели тоже смогут стать в будущем раритетами, правда случится это не скоро, возможно, лет через сто!

Любое копирование материалов запрещено!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика