+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Часть 11. Купить икону – Старинные народные иконы.

17 Ноября 2017

Приветствуем Вас на страницах интернет магазинов антиквариата kupistarinu.ru, ofena.ru и 1939.ru, а также в Офисе продаж, удобно расположенному в самом Центре Москвы, где Вы сможете купить настоящие старинные русские иконы по самым доступным ценам и с доставкой не только по Москве, но и с почтовой пересылкой по всей России!

Купить икону – Старинные народные иконы.

Сегодня ассортимент старинных икон на рынке антиквариата весьма широк, однако даже Покупателю-новичку быстро становится понятно, что вся эта масса религиозной живописи неоднородна, отсюда и столь широкий диапазон цен.

Иконы различаются по своему живописному качеству, одни из них были написаны известными иконописцами, другие не менее талантливы, но не имеют подписи автора, они писались в известных иконописных центрах, а есть и вовсе иконы простые, как говорится, народные.

Однако сам термин «народная икона» не имеет под собой четкого определения. Даже ученые исследователи русской иконописи не смогли в точности сформировать свой взгляд на этот феномен, а потому трактовкой термина занимается каждый по своему усмотрению.

Народной иконой часто именуют позднюю религиозную живопись, создаваемую поточно в таких крупных иконописных центрах, как Гуслицы, Холуй, Мстера, Борисовка. Ею же называют образы, созданные крестьянскими богомазами, иконописцами «от сохи», самобытными самоучками, которые писали иконы для себя и сельчан, реже – на продажу и мену.

Мне часто приходилось быть свидетелем тому, что если кто-то видит икону простого письма, то почти сразу же определяет ее в разряд «народных», но только ли в примитивности состоит основной признак таких произведений?

Происходит подмена понятий, при котором «народная икона» становится синонимом термина «простая икона», «наивная икона» и термина «дешевая икона», но на мой взгляд, в этом кроется ошибка.

Еще можно услышать такое расхожее определение: народная икона – это икона, созданная для простого народа. В принципе, так оно и есть, как с этим поспорить? Но для народа творили и мастера одиночки и кустари «многостаночники», так что и это определение на поверку оказывается весьма сомнительным.

Более правильным, по моему, было бы ограничить это явление простым определением, по которому народная икона, или крестьянская икона – это образы, создаваемые в единичном экземпляре непрофессиональным мастером и предназначенные для использования в народной (крестьянской среде). Важно понимать, что такой «низовой» иконописец, который занимается иконописью по собственному разумению и нужде, работая в полную свою художественную силу, и удовлетворяя собственные религиозные потребности, мог создать поистине народную икону, ничего общего не имеющую с тем искусственным примитивом, который тысячами тиражировался в конце XIX века, и который сегодня принято направо и налево именовать «народным» и «крестьянским».

Если поставить такой заградительный барьер в виде моего определения низовой народной иконы, выяснится, что подлинно народных икон на современном антикварном рынке присутствует ничтожное количество, такие искренние и самобытные предметы видны сразу, их чувствуешь сердцем, душой. Почему? Все дело в том, о чем я уже сказал. Представьте себе крестьянина, который в XIX столетии, а может быть, и раньше, потому что мне приходилось, по счастью, видеть и удивительно талантливые произведения XVIII века, который не только весь свой долгий и трудный день занят работами в поле и в собственном хозяйстве, но еще и не лишен чувства прекрасного. Он не только посеет и пожнет, не только выстроит дом и приведет в надлежащий порядок быт, он еще и рукодельник, мастер!

Ведь тогда, в дореволюционной России почти все приспособления в домашнем убранстве - мебель, посуду крестьянин делал сам. И не просто делал, а еще и старался украсить – где росписью, а где и резьбой. Осваивая кустарные и художественные ремесла, такой мастер не успокаивался на меньшем, всегда стремился к саморазвитию, и если уж в его руках оказывалась кисть, то вершиной творчества становилась не дверца шкафа и не детская люлька-зыбка, а именно икона, своя, собственная, написанная и талантом и душой.

У старинного крестьянского иконописца не было образцов перед глазами, поэтому работал он частенько по памяти, а остальное дописывалось по наитию, по внутреннему чувству прекрасного.

Таланта, опыта и знаний не хватало, но это с лихвой восполнялось старанием и фантазией, находчивостью, и именно эти качества столь ярко отображались на таких крестьянских образах, что их сразу замечаешь в ряду поточной поздней артельной иконы XIX столетия.

Иконы из знаменитых иконописных центров тоже красивы и прекрасны, но их упрощенность возникла по совсем другой причине. Во второй половине 19 века обостряется конкуренция между иконой живописной и печатной, в результате чего вся массовая икона претерпевает глобальное изменение технологического процесса в угоду тотального удешевления.

Иконные доски «теряют» шпонки, ковчег, напрочь исчезает тканевая основа грунта – паволока, да и сам грунт становится тонким, однослойным, а иногда и он исчезает, и тогда краски кладутся сразу на доску…

Появляются «руколикие» иконы, на которых прописывается только лик и руки святого, а все остальное скрывается под дешевым фольговым окладом. Живопись тоже страдает от новшеств, и тут на смену качественной работе иконописца приходит поточное письмо, схематичное, плоское, не выразительное.

Кроме борьбы с печатной иконой приходится бороться и с такими же кустарями, ведь всем приходится затягивать пояс, увеличивая количество изготавливаемых икон и все сильнее снижая цену на единицу продукции.

А народная икона при этом существовала сама по себе, поскольку ей не приходилось участвовать в жестокой конкурентной борьбе. Ее рисовали для собственных нужд и для нужд односельчан, она была востребована в своей среде, поэтому и поздняя народная крестьянская икона хороша и радует своим открытым и самобытным местечковым видом.

Наиболее красива и уникальна такая икона из мест Русского Севера, Урала, Сибири, реже можно встретить талантливую «икону-простушку» из Центра империи, где существовало слишком много иконописных конгломератов и потребность в «доморощенной» иконе практически не существовала.

Лучше всего истинно народную «профанную» икону писали в самых отдаленных поселениях, ведь именно в них людям приходилось надеяться во всем только на самих себя, они были оторваны от городов и транспортных путей, но при этом не оторвались от своей веры.

Если и Вы увлечетесь темой народных икон, то обязательно найдете такие образы, хотя еще раз повторю: встречаются они не часто, да и заядлые собиратели сегодня прицельно их разыскивают и покупают, но все же шанс купить хотя бы один талантливо исполненный крестьянский образ есть всегда.

Желаю Вам удачи в деле познания народной иконы и в деле покупки самобытных икон низовой культуры, эти святые образы заслуживают Вашего особого внимания!

Смотрите наши обзоры и получайте важные знания в деле покупки старинных икон!

Мы ждем Вас на сайтах антиквариата kupistarinu.ru, ofena.ru и 1939.ru, где Вы всегда сможете увидеть, выбрать и приобрести желанные настоящие старинные русские иконы.

До встречи в наших следующих видео обзорах!

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика