+7 964 558-01-25Москва

Корзина

0 предметов на 0 Р

Способ оплаты

Подписка на новинки

Почему у нас?

Действующие Акции

Мы помогаем!

Реставрация икон – нужно ли реставрировать старинную икону? Часть 1.

30 Ноября 2013

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

28.02.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Если у вас есть старинная икона и вам кажется, что неплохо было бы ее отреставрировать, нужно понять, является ли это желание правильным, или можно никуда не спешить, более того – ничего с ней не делать.

Я часто сталкиваюсь с тем, что обычные люди, имеющие в своем доме старинные образы святых, доставшиеся им, как правило, по наследству, от бабушек и дедушек, или от родителей, в какой-то момент остро озабочиваются вопросом их сохранения и почему то им вдруг приходит в голову, что любая старинная икона непременно требует от них какого-то физического участия, вмешательства.

В ход подчас идут самые разные действия, часть из которых абсолютно бесполезны, но есть и такие чудаки, которые в своих изысканиях идут дальше и увы, наносят непоправимый урон ценным памятникам старины, причем, что самое обидное, в этих вмешательствах не нуждавшихся!

Этот материал я специально пишу для тех «горячих голов», кто как раз ощущает в себе необоримую энергию «реставратора-спасителя», дабы предотвратить очередную порчу старинных икон, которые, слава Богу, прожили более столетия без их участия и уж как-нибудь просуществуют еще какое-то время без «мастеров» с «умелыми ручками», не имеющих и малейшего представления о том, чего делать надо, а чего категорически не рекомендуется.

Попробую провести краткий ликбез для тех, кто интересуется вопросами сохранения предметов старины и хочет хоть немножко погрузиться в теорию процессов, в том числе и реставрационных. Давайте сначала поймем, что из себя представляет икона, ведь это предмет, создававшийся по определенной технологии, которая, безусловно, отличалась в разное время и в разных произведениях, но все же имеет очень схожую схематику.

Классическая религиозная живопись исполнялась на деревянной доске. Перед тем, как писать красками, доску подготавливали – грунтовали, покрывали левкасом – гипсовым грунтом. На более ранних памятниках применяли паволоку – в слой гипсового грунта помещали ткань, которая в дальнейшем должна была препятствовать растрескиванию, отслаиванию левкаса от доски, а в макрозадаче – помогала сохранять живописный слой, наносимый поверх грунта долгие и долгие годы, столетия.

Поскольку в большинстве своем нынешние обладатели старины имеют дело с произведениями, созданными в позднее время, в девятнадцатом и в начале прошлого столетия, «встреча» с паволокой им практически не грозит, ведь иконы тогда писали уже без паволоки, но иногда вместо нее проклеивали доску бумагой, даже… газетами.

Грунтованную иконную доску расписывали красками, причем либо темперными, либо масляными. В традициях иконописания позднего периода наблюдается устойчивая тенденция, согласно которой иконы темперного письма изготавливались всегда на левкасе, варьировалась лишь его толщина, а вот «маслушки» зачастую писали либо на тонюсеньком, практически неощутимом грунте, либо и вовсе – без такового, краски ложились прямо на доску.

Этот момент очень важно понять, поскольку и при разрушении старинного образа наблюдается разная картина, в зависимости от различий в технологии изготовления.

Теперь поговорим о причинах, которые могут вызывать повреждение старой иконы, они ведь также многочисленны и разнообразны.

Столетие, а то и два – огромный срок для любой вещи, даже «железной», что уж тогда говорить про деревянную расписную доску, чего только не было с ней, что она перенесла-выдержала, бедная, это, как говорится, целая история!

Даже в идеальных условиях хранения с любой иконой все равно происходят изменения, это неизбежный процесс. Пусть и при музейном хранении, когда драгоценные памятники держат в специальных киотах, где поддерживается особый температурно-влажностный режим, где регулярно опытные реставраторы проводят осмотры, иконы продолжают пусть очень медленно, но стареть, разрушаться. Мы бессильны предотвратить гибель любой вещи и можем лишь оттянуть, отдалить этот момент, в этом состоит и ваша задача, как хранителя семейной реликвии.

Доска иконы подвержена усыханию и короблению (изгибу), часто – растрескиванию. Это нормальный процесс, который при благоприятных условиях протекает медленно и может не вредить живописи.

Иконные доски в старину готовили старательно, столяр или даже сам иконописец, тщательно заготавливал древесину, сушил ее несколько лет в естественных условиях, и только затем делал из фрагмента ствола дерева заготовку для будущего произведения. Для хорошей иконы и доску делали особо, не всякий отрез ствола дерева подходил и из большой плахи выходила от силы, пара иконных досок, остальное отбраковывалось.

Конечно, такое тщание касалось производства основ под дорогую, качественную икону, а вот для массовой продукции использовали материал попроще, но ведь и эти предметы сохранились до нашего времени, и именно они составляют основную массу реликвий, хранящихся у вас в домах.

Иконная доска, усыхая, заставляла сжиматься и левкас и живописный слой, держащийся на грунте. И если доска деформировалась сильнее, чем мог себе позволить грунт, происходило его отслаивание и вспучивание, если владелец иконы не успевал вовремя это заметить и отреагировать, изображение теряло фрагменты, которые попросту выкрашивались, выпадали из него.

Надо помнить, что любая древесина всегда продолжает «дышать», а это значит, что под действием все тех же температурно-влажностных перепадов она то сжимается, то наоборот, увеличивается в своих линейных размерах, «расшатывая» грунтовый и красочный слои, не обладающие особой эластичностью. Если взглянуть на любую старинную икону в сильное увеличительное стекло, обязательно увидишь кракелюр – трещины в красочном слое, обусловленные как старением и высыханием краски, так и «дыханием» иконной доски.

Вторая причина отслаивания левкаса и разрушение красок – изгибание доски, подчас очень сильное. Если вы посмотрите на свою старинную икону сверху, с торца, то наверняка заметите, что доска у нее «гнутая» - середина выпучилась вперед, а края – отошли назад. Причина такого процесса весьма проста. Как я уже сказал, любая иконная доска с годами усыхает, но жесткий слой левкаса и слабо паропроницаемый слой живописи делает процесс усушки неравномерным, благодаря чему задняя поверхность доски сохнет и уменьшается в линейном поперечном размере (волокна в иконной доске практически всегда вертикальны) значительно быстрее, чем лицевая.

Скомпенсировать этот процесс были призваны врезаемые в задник доски, клинья, или, как их еще называют, шпонки, но и они подчас не могли помочь, столь сильно было «желание» доски выгнуться, деформироваться.

Остальные причины, вызывающие преждевременное старение иконы, довольно банальны, но именно они зачастую приводят памятники прошлого к плачевному виду. Перепады влажности, температуры, сквозняки, грибковое поражение доски и левкаса, поражение основы древоточцами – все в конечном итоге с той, или иной степенью приводит к разрушению и гибели старинных икон.

Наверное, главной трудностью для вас будет момент определения истинных причин ветшания семейной реликвии, и уже на основе правильных выводов, диагноза, можно назначать и лечение.

Нельзя забывать, что порой под разрушением иконы понимают исчезновение фрагментов красочного слоя, но произошло это отнюдь не по перечисленным причинам, а из-за излишнего усердия самих владельцев.

Все дело в том, что в дореволюционной России мало кто из владельцев живописных образов святых относился к ним как к ценным и высокохудожественным произведениям. Для людей это были лишь святые образы, вещественные объекты для совершения молитв, а потому и отношение к ним хоть и было благоговейное, бережное, оно отнюдь не способствовало их сохранению в веках, да и цели такой, как я уже сказал, не стояло.

Например, было принято к Церковному Празднику протереть иконку маслицем – на какое-то время живопись становилась более яркой, блестящей, что нравилось хозяевам и что в том числе тешило их благоговейное чувство, ведь в этом они видели и акт особого внимания к святому, изображенному на доске.

Протирание иконы маслом современные реставраторы уже давно и хором предали анафеме, как зловредное и губительное для живописи и левкаса, действие, но вы можете себе представить, сколько раз за столетие самая «молодая» имперская икона подвергалась такому «уходу»?!

Такие любимые и «ухоженные» образа видно сразу – зачастую на ликах святых частично или полностью отсутствуют высветления (тонкие белильные линии - оживки), а на одеждах – узоры, прически лишены тонко прописанных волос, бывает, что ретивые хозяева стирают и зрачки, глаза, брови, надписания на иконах, которые, увы, без помощи реставратора и правда, не воссоздать.

Практически всегда на старинных иконах обнаруживаются и другие неизбежные спутники вещей с длинной историей – царапины, сколы, потертости, вмятины, ожоги, которые портят внешний вид памятника, а зачастую и угрожают его будущему.

В своей практике я сталкивался с самыми различными видами повреждений икон, но при этом сделал для себя важный вывод: часто иконе все же не нужна наша помощь, и не стоит обращаться к реставратору.

В моем посыле максимально избегать современных вмешательств в древние памятники был такой смысл: каждое произведение искусства (будь то картина или икона) создавалось автором, который вложил в работу свою мысль, идею и талант. В ракурсе рассмотрения уникальности отдельного раритета для настоящего ценителя важна именно авторская живопись, а не фантазия современного реставратора, которая порой, увы, заходит слишком далеко и абсолютно искажает первоначальный замысел художника, обесценивая памятник и в эстетическом плане и даже в материальном.

Поэтому я сделал для себя главный вывод и следую ему свято: если икона имеет повреждения, но оставшееся изображение стабильно, не разрушается, а сам образ святого воспринимается цельно, реставрировать икону не надо.

Да, на иконе есть утраты, потертости, ну и что? Икона не обязана быть «вечно блестящей», «сверкающей», ведь она есть продукт своей эпохи и следы бытования на ней для меня также важны, они являют свидетельство ее долгой жизни, благоговейного отношения к ней со стороны прежних владельцев, они показывают и ту активность, с которой иконой пользовались в прошлые годы, а это очень важно.

Если лик и фигура святого сохранились и позволяют полноценно обращаться к образу с молитвой, то причин реставрировать произведение я лично не наблюдаю.

При этом достаточно часто встречаются и причины, по которым избежать реставрационных вмешательств уже не получится. Первая из них – признаки продолжающегося разрушения памятника – шелушение красочного слоя, выкрашивание или вспучивание левкаса, отслеживаемая динамика в растрескивании доски.

Вторая причина – утрата ключевых фрагментов изображения. Что это значит? Например, у меня есть икона Николая Чудотворца, на которой практически полностью утрачено нижнее поле и даже, фрагментарно – низ одежд святителя. Но при этом руки и лик святого сохранились без потерь, целы и изображения в миниатюрных клеймах с образами Спасителя и Богородицы в верхней части фона.

Вот такое повреждение левкаса и красочного слоя, при котором не теряется целостность в восприятии образа святого я и называю не критичным состоянием иконы и такую икону я не буду реставрировать, восполняя современными методами левкас и живопись.

Совсем другое дело – утрата ликов святых на иконах, когда и одежды целы, и фон и приписные святые и поля, а вот лик либо стерт, либо выкрошился «благодаря» усиленному «уходу». Если вы не созерцаете лика Небожителя, вы не можете сосредоточиться на молитве, вы не можете молиться, а значит, увы, реставрации не избежать.

Наблюдая за своей иконой, попробуйте самостоятельно определить, нуждается ли она в реставрации, необходимо ли ей оперативное вмешательство, или с ним можно повременить.

Если же вы затрудняетесь с выводами и вам нужна помощь, лучше всего, конечно, получить консультацию квалифицированного эксперта, но и тут, увы, есть проблема.

К величайшему сожалению, по-настоящему грамотных реставраторов, которые бы на совесть и с применением «родных» материалов и вековых технологий восстановили бы вашу икону, практически нет.

Это – еще одна моя причина всячески избегать реставрационных мастерских, ведь на смену тысячелетнему опыту написания икон (практически утраченному в период социализма) пришли совсем иные методы и технологии.

Сегодня при восстановлении старых икон активно используют синтетические материалы – клеи, грунты и краски, поскольку это и проще и быстрее, но это совершенно другие продукты, которых не было сто или двести лет назад!

Выбирая реставратора, необходимо обращать на это особое внимание, так как мне с ужасом приходилось встречаться с уже отреставрированными памятниками, которые, из-за особенности синтетических средств, примененных при их восстановлении, уже невозможно, даже при сильном желании, вернуть в первозданное состояние. Такая варварская реставрация необратима, а значит, «возрожденный» предмет, если он не нравится, уже останется таким навсегда.

Другая «засада» в «синтетике», активно применяемой сегодня, кроется в том, что все эти новомодные материалы еще не проверены временем, веками, а значит, с вашей, казалось бы, восстановленной иконой, может произойти все что угодно через год, два или через десять.

Именно поэтому я ратую лишь за консервационные мероприятия, которые практически всегда можно провести с применением простейших, а главное – тех самых традиционных методов и средств, которыми веками пользовались наши предки.

Кстати, консервация икон – достаточно простая процедура и в правильной реставрационной мастерской вам все сделают хорошо и быстро.

Не приукрасить, а сохранить, сберечь – вот задача «консервационной реставрации». Но вы можете двигаться в своем русле и ничего нет предосудительного в том, что вам все же захочется отреставрировать свою икону, придать ей свежести, сделать ее «как новую», здесь уж каждый думает сам.

Сегодня многие люди решают проблемы бытовой реставрации икон, точнее сказать, консервации памятников, самостоятельно, благо существуют печатные пособия и виртуальные площадки, где можно этому поучиться, освоив азы реставрационного дела.

Если вы чувствуете в себе силы и желание, вполне можно и самому сберечь свои шедевры, не полагаясь на других людей, так что я могу лишь выразить свою поддержку всем, кто хочет двигаться в этом направлении.

В завершении статьи я лишь еще раз советую не спешить с действиями и не предпринимать фантазийных и доморощенных методов реставрации, дабы не испортить окончательно то, что еще сохранилось, действуйте по принципу «семь раз отмерь и один раз намажь»! А к проблематике реставрации древней живописи мы вернемся в следующем материале.

Поделиться:

Новые поступления

Каталог товаров Сервис и помощь Статьи Мы в Vkontakte


© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру

Яндекс.Метрика