+7 964 558-01-25Москва
0 предметов на 0 Р
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!
Любое копирование материалов запрещено!
28.02.2018 год.
Максим Бурмистров,
публицист, собиратель, эксперт, путешественник.
В предыдущем материале мы рассмотрели с Вами в принципе, вопросы реставрационных вмешательств в иконы, но это не последние проблемы!
Оказывается, реставрация бывает совершенно разной, и Вам, если Вы уж озадачились этим, волей-неволей придется погрузиться в информационные пучины еще глубже, чтобы понять, что бывает на свете и что Вам лично нужно.
Когда в юности я бывал в музеях, я всегда искренне удивлялся тому, как здорово выглядят там любые экспонаты – картины, мебель, утварь, и конечно, иконы. Висят себе на стенах, сверкают в витринах в свете софитов, расставлены вдоль залов, и все экспонаты смотрятся так, как будто и не было у них за плечами долгих столетий, в течение которых они не только висели, лежали и стояли вот так – красиво и под пристальным присмотром музейщиков, а в прямом смысле бытовали среди людей. И если это картина, то на ней, простите, сидели мухи, ее протирали мокрой тряпкой и еще, прощения просим, она, банально говоря, пусть изредка, просто падала на пол, когда хозяин ненароком задевал ее плечом или головой, поднимаясь из кресла. А еще она терпела печное отопление, табачный дым и протекший потолок, так что в момент ее поступления в музей на нее и смотреть-то было затруднительно, как на гениальное творение настоящего мастера, был это, говоря антикварным сленгом, «полутруп», который перед тем, как «повиснуть» в постоянной музейной экспозиции, просто прошел долгий и полный реставрационный цикл.
Холст закрепили на свежем подрамнике, натянули, расправили, потом очистили живопись от грязи и копоти, от старого лака, а дальше восстановили грунт в местах утрат, залатали дыры, погрызенные крысами и «по мотивам» дописали живопись, восполнили потертости, а новый глянцевый лак завершил дело, придав картине свежий и «первозданный» вид. Далее все обрамляется в толстую золоченую «богатую» раму и вешается ярлык: «художник Пупкин, тыщавосемьсотлохматый год», а экскурсовод с предыханием рассказывает зевакам, что, мол какой этот Пупкин гениальный и неповторимый и вот, дескать, его венец творения, так что удивляйтесь, граждане, впитывайте!
Это, конечно, шутка и утрирование ситуации, но ни Вы, ни экскурсовод, безусловно, не замечаете подвоха, который, увы, может быть практически полным, так как на той же картине сохранилось лишь 10-15% авторской живописи, все остальное восстановили реставраторы!..
Безусловно, не всегда это так, экспонаты в музей попадают в разной степени сохранности, некоторым повезло больше, другим – меньше. Соответственно, и процент реставрационных вмешательств разнится, но практически всегда он есть, этот процент.
Тоже самое и с иконами. Ну как, скажите, могла до нашего времени дойти в «идеале» икона 15 века? А в музее она выглядит бодрячком, ни одного скола, ни одной потертости, будто и не висела она в храме, не терпела свечной копоти и сырости, зимнего холода и летней жары, бесконечных прикосновений прихожан пять веков подряд! Нет, друзья, все это было в ее судьбе, а еще были несколько слоев поновлений, следы ударов, отслоения левкаса, сквозные трещины через всю доску…
Просто все, что Вы видите в музеях – предметы, прошедшие через руки опытных реставраторов, придавших предметам «экспозиционный» вид, так чтобы обывателю было, на что посмотреть и чему удивиться.
Реставрация – это прекрасно, и ныне бывая в музее, я всегда определяю, вижу эту самую реставрацию, понимая, что в произведении истинное, авторское, а что дописали уже «сегодня», бережно восполнив утраченное.
Например, я вижу, что вот у этой иконы реставратор дописал фон, половину лика святого, восстановил узор на одеждах.
Я вижу места и границы реставрации, потому что музейный реставратор их оставляет заметными, определимыми.
Но в то же время я сталкиваюсь и с другой реставрацией. Когда я захожу в антикварные лавки и беру в руки иконы, мне порой приходится пользоваться не природным зрением, а специальными оптическими приспособлениями – например, ювелирной лупой, для того чтобы определить как наличие реставрационных вмешательств, так и их объем.
В лавках антиквариата частенько можно увидеть святые образы, при реставрации которых мастер преследует совершенно другие цели, отличные от тех, которых достигает музейный работник. В его задаче не просто восполнить утраты, но и сделать так, чтобы создавалась иллюзия идеального состояния произведения, его неприкосновенности.
«Идеал» - вот любимое словечко недобросовестных антикваров, которые выдают желаемое за действительное, продавая зареставрированные иконы дилетантам, не особо разбирающимся в старине.
Это важно понимать: реставрация музейная и коммерческая это совершенно разные вещи. У них противоположные цели и, что очень важно усвоить, абсолютно различные методы, технологии.
Задача музейщиков – укрепить сохранившееся авторское начало, а восполняя утраченное, лишь создать целостность в восприятии образа, показав зрителю границы авторского и современного живописного слоя.
Задача коммерческой реставрации – восполнить утраченное и поновить старое, создавая иллюзию целостности, полностью замаскировать утраты рисунка под авторскую живопись, сделать предмет нарядным и коммерчески привлекательным для покупателя.
Улавливаете? Но поскольку Вы сейчас тоже находитесь на сайте Антикварного салона, Вам следует знать, что не все торговцы одинаковы. В Антикварном магазине «Купи Старину!» или на сайте «Офеня» не скрывают подробностей. Здесь знают свой товар и предоставляют Покупателю полную информацию о каждой иконе. Если реставрация есть, о ней обязательно сообщат на Карточке товара, причем уточнят, что именно восстановлено, а если таковой нет – скажут и об этом, ведь очень многим Приобретателям сегодня очень важно обладать этой информацией, знать, за что они платят свои кровные деньги!
Но необходимо упомянуть и еще об одном важном обстоятельстве, ведь я уже сказал, что технологический подход у музейной реставрации и коммерческой разный. Все дело в обратимости реставрационных вмешательств.
Музейщики в своей деятельности, как правило, используют технологии прошлых веков, то есть здесь в ход идут традиционные материалы и приемы. Восстановленные таким образом, иконы, всегда могут быть приведены в изначальное состояние: краски и грунт можно в любой момент удалить без следа, и, что важно, без вреда для «родной» авторской живописи.
Лозунг музейного реставратора схож с врачебным – «не навреди», и это очень важно, если рассматривать жизнь художественного памятника в проекции на будущие годы, десятилетия, века.
А вот с коммерческой реставрацией все не так гладко, ведь здесь абсолютно нельзя проследить и понять, как и чем восстанавливали ту, или иную икону. Коммерческий реставратор, увы, может действовать по принципу «дешево и быстро», ведь это его хлеб, его заработок.
Музейщики могут «сидеть» над одной иконой месяц, полгода, год – зарплату им платит государство и они отвечают за свою работу. Коммерческий восстановитель икон зачастую движим другими стимулами - материальными. Для него важно, сколько икон он восстановит в месяц – от этого напрямую зависит его «сдельщина».
Поэтому такой мастер может пускать в ход все современные методы и материалы, которые позволяют поставить процесс на поток и не затягивать с восстановлением одной, конкретно взятой иконы.
Сегодняшние материалы позволяют ускорить процесс высыхания грунта, красок, покрывного слоя, так что «конфетка» из потрепанной годами иконы выходит быстро, но дальше Приобретатель остается с проблемой один на один: никто не знает, кто, как и чем восстанавливал образ, и конечно, никаких гарантий на такую работу быть не может.
Безусловно, я не сторонник страшилок, не все коммерческие реставраторы одинаковы, многие, как и музейные мастера, стараются следовать в своей работе старинным принципам и пользуются проверенными веками, технологическими рецептами, отвечают за свою работу.
Лично я много раз повторял и повторю еще раз – я не против реставрации, но в абсолютно подавляющем количестве случаев я предпочту икону пусть и с утратами, даже со значительными, но полностью авторскую, нежели «лаково-сверкающий» восстановленный предмет.
Закономерно возникает вопрос от обывателя – «что же делать, если я не разбираюсь в иконописи, как отличить реставрированную икону от не реставрированной, когда я захочу купить старинный святой образ»?
Да все просто: покупайте там, где информацию не «зажевывают», где продавцы рассказывают и показывают абсолютно все, без утайки. Это сайты «Купи Старину!» и «Офеня», например. Фото, видео, подробные описания – вся информация открыта, продавцы готовы к откровенному диалогу, обмануться невозможно!
Если Вы собираетесь купить всего лишь одну, или пару-тройку икон, незачем становиться экспертом! Обращайтесь в указанные Салоны антиквариата, чтобы купить по-настоящему ценные и правильные, во всех отношениях, старинные иконы.
Что же касается реставрационных работ, которые вы планировали провести с уже имеющейся иконой – надо хорошенько подумать над этим, а выбирая реставратора или мастерскую, стоит не стесняясь задавать вопросы, узнавать, кто, как и чем будет проводить работы с вашим предметом. Вы также можете пойти по пути четкой постановки задачи реставратору, указав, например, что стремитесь лишь укрепить имеющуюся живопись и восполнить утраченное так, чтобы в любой момент потом можно было это удалить без вреда для произведения.
Я хочу в заключение материала сосредоточить ваше внимание и на том, что реставрация может коренным образом повлиять на материальную ценность иконы!
Мне приходилось сталкиваться с таким парадоксом, когда отреставрированная икона попросту становилась обесцененной, не интересной с точки зрения интереса к ней со стороны потенциального приобретателя. Представьте себе ситуацию, при которой вы, например, потратились на покупку антикварной иконы, затем вложили кругленькую сумму в ее восстановление, а потом вам говорят, что теперь живописный памятник ничего не стоит. Обидно!
Увы, опытные коллекционеры трепетно относятся к вопросу реставрации икон, поступающих в собрание. Для многих из них гораздо привлекательнее те предметы, которые пусть и имеют утраты, полученные в ходе бытования, но не тронуты современным реставратором.
Коллекционер сам решит, что делать с такой иконой, и если задумает ее поновить, обратится с этой целью к «своему» мастеру, человеку, работу которого он знает и ценит, а вот связываться с иконой уже кем-то отреставрированной, он не станет, так как весь процесс оказывается для него скрыт.
Так что если вы не оставляете мысли о возможной продаже иконы в будущем, пусть и далеком, лучше сохранять икону такой, как она есть.
Новые поступления
Каталог товаров | Сервис и помощь | Статьи | Мы в Vkontakte |
---|---|---|---|
© 2005-2014 «Купи Старину» / Разработка - студия.ру